Об авторитарном театре
Ну, был же там Товстоногов! Еще раньше - Акимов.
Были художники мирового уровня, но в итоге Питер остался провинциальным городком с провинциальным сознанием, с провинциальным ОСОЗНАНИЕМ себя же: убогого и провинциального.
Постепенно приходит понимание - почему.
А потому, что Питер изначально задумывался и создавался как гегемон.
Как самодовлеющая сила.
Архитектура - как "триумф воли".
Потому что гегемония в искусстве - самая выпуклая и самая дурная саморазрушительная сила.
Уже думаю, что революция в Петербурге (и не одна!) не могла не произойти: слишком всё и всегда было зажато в тисках, в разных тисках.
Потому что свободы никогда не было, в том числе и для художников. Особенно для художников.
В отличие от Москвы.
Питер всегда был болотом. В самом прямом смысле если вспомнить, что город построен на стыке трех геологических плит, под Питером, условно говоря, - геологическая дыра.
То есть, худшего варианта, чем нашел Петр, - придумать трудно.
Но он нашел! )) Долго искал и нашел!
Вот... Малый театр времен Додина...
Никого.
То есть, буквально: НИ-КО-ГО.
Никто не стал актерской величиной хотя бы небольшой долей сравнимой с московскими актерами.
Не получилось ни одного актерского события.
Хотя ВСЕ актеры там изначально прекрасны. Не могу назвать ни одного "так себе"...
Отбирались как на конкурсе красоты.
Ну, почему!? А потому что "прокрустово ложе"...
Даже!
(скажу вещь крамольную)
Даже театр Товстоногова - БДТ - оказался несостоятельным в итоге.
Да, там были прекрасные актеры, но!
Юрский уехал в Москву от Гоги Товстоногова. Убежал.
Ускакал, после того, как Юрский хотел что-то поставить, Гога во всеуслышанье прокомментировал: "у Юрского Mania Grandiosa". То есть, мания величия.
КАК можно в те времена было уехать, уйти, убежать от Товстоногова?!
Одного из лучших режиссеров мира?
А Гога подавлял актера. Он умел это делать.
Татьяна Доронина...
Уехала в Москву. И не потому что ей мало платили, ей предлагали очень хорошие деньги: сам Толстиков Василий Сергеевич, тогда первый секретарь Ленинграда упрашивал!
Предлагал сказочные условия, квартиру на Каменном острове, лишь бы осталась.
А не осталась! Уехала в Москву с Э. Радзинским, которого вскорости (через пять лет) и бросила.
Товстоногов потом приезжал в Москву, упрашивал ее вернуться - отказалась.
Великий русский актер (я считаю) Олег Борисов, один из самых лучших актеров советского времени - уехал в Москву, хотя его работы в БДТ потрясали.
Смоктуновский на пике своей славы даже секунды не раздумывал, когда его пригласил Ефремов во МХАТ.
Умотал тотчас же.
Но вот... пичалька: уехав в Москву, многие из них переставали блистать...
Потому что изначально неправильная установка на "триумф воли", режиссерской воли была у всех.
Они уже были испорчены авторитарным театром.
Выбивается из общего ряда Басилашвили, но он москвич. Родился в Москве, и учился в Москве. Когда спорадически собирался уехать из Питера в родной город - Гога делал предложение, от которого О.В. не мог отказаться. Откладывал свой отъезд. На время.
А потом уже и смысла не было.
Потому что Гога понимал: " Ну кто-то же должен остаться!"
И дело правда не в деньгах.
В конечном итоге, дело в свободе.
А питерская театральная и киношная школа всегда была эгоцентричной, в каком то смысле фашистской, фашистской от слова "кулак". "Связка"."Фасции".
Вспомните Кацмана, Аркадия Иосифовича - мастера актерских курсов в ленинградском театральном институте.
Вспомните его метод жесткого подавления, который так импонировал всегда Льву Додину.
И КТО из актеров хотя бы второй величины вышел из актерской школы Кацмана-Додина?!
А никто.
Увы.
Театр - искусство актерское.
Есть непреложная театральная максима: "режиссер, ставя спектакль, должен умереть в актере".
Но в Питере всегда получалось наоборот: именно актер всегда умирал в режиссере.
Поэтому все выдающиеся актеры всегда старались свалить из Питера.
"В Москву, в Москву!" ))
И даже актеры уже поздней волны, такие как питерец Костя Хабенский - уехал в Москву сразу же, как только ему предложил Табаков.
В этом смысле Москва всегда был самый вольный город из всех городов бывшего СССР.
И именно ПОЭТОМУ Валерий Фокин переехал из Москвы в Питер главным режиссером Александринского театра!
Именно поэтому: знал, что в Питере он будет "царь и бог", игемон!
В отличие от Москвы.
Условия, критерии другие. Авторитарные, а значит сладкие для человека, желающего власти.
Если искусство чрезмерно зажато в рамках - ни хера это не искусство, оно вырождается в условный МДТ.
В зажатый тисками "как бы театр" с прекрасными, но безликими актерами.
Свидетельство о публикации №222021601076