26. 24. Миф о Пушкине революционере и борце за сча

 Миф о Пушкине революционере и борце за «счастье трудового народа»


1. Пушкин и крепостное право

Мифологи и творцы облика Пушкина как противника царизма, декабриста, республиканца и борца за «счастье трудового народа» любят цитировать именно юного поэта :

„Увижу ль я народ освобожденный и рабство, падшее по манию царя…“ 

При этом умышленно «забывают» о признании поэта в письме 1821 г Вяземскому :

 «Это был мой последний либеральный бред»

Тем более мифологи столь же умышленно «забывают» упомянуть как  отзывался о крепостном праве  Пушкин 34-летний, то есть человек вполне политически зрелый и вдобавок проживший в деревне, хотя и невольно, целые годы.  Прочтите его заметки «Александр Радищев», «Мысли на дороге», «Разговор с англичанином о русских крестьянах».

Несколько выписок:

1. Из ст. Александр Радищев:   «Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и пр. преувеличенны и пошлы, — Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны… Он (Радищев) как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием: не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ как явное беззаконие: не лучше ли было предоставить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян?»
Пушкин замечает в одном месте, что уже тогда, в начале 1830-х, шло «обеднение русского дворянства, происшедшее частью от раздробления имений, исчезающих с ужасной быстротой, частью от других причин». Это свидетельское показание Пушкина. Задолго до крестьянской реформы, за 30 лет  до нее, дворянские имения исчезали с «ужасной быстротой». Крепостное право не удалось в России и видимо разрушалось: к концу 1850-х  большинство крестьянских «душ» принадлежали уже не помещикам — они были заложены у казны, совершенно как теперь заложены и перезаложены в казенном банке дворянские земли.
«Власть помещиков, в том виде, как она теперь существует, необходима для рекрутского набора. Без нее правительство в губерниях не могло бы собрать и десятой доли требуемого числа рекрутов. Вот одна из тысячи причин, повелевающих нам присутствовать в наших поместьях, а не разоряться в столицах под предлогом усердия к службе, но в самом деле из единой любви к рассеянности и чинам».
Из этих кратких строк достоверного свидетеля рвется истинная причина падения крепостного права. Для последнего нужны не только крепостные крестьяне, но и помещики; крестьяне нашлись, но не нашлось дворян, чтобы сидеть в деревне. Как только раскрепостили дворян от их государственных обязательств, они целыми массами потянулись в города, чтобы развлекаться и выслуживать чины.

2. Из «Мыслей в дороге» = Пушкин сочувствует сдаче в рекруты крестьян не в очередь, а по выбору помещиков, смеется над вздохами Радищева о том, что крестьяне не употребляют сахара, и замечает, что квас и баня в каждом дворе — признаки некоторого довольства. «Замечательно, — говорит Пушкин, — что Радищев, заставив свою хозяйку жаловаться на голод и неурожай, оканчивает картину нужды и бедствия такой чертой: „и начала сажать хлебы в печь“». Пушкин присоединяется к мнению Фонвизина, что судьба русского крестьянина счастливее судьбы французского земледельца. Пушкин утверждает, что русский крепостной счастливее даже английского (тогдашнего) рабочего. Описав «ужасы» (не исключая «отвратительных истязаний») английских рабочих, Пушкин говорит: «У нас нет ничего подобного. Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром, барщина определена законом; оброк не разорителен, кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности и усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев. Помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своего крестьянина доставать его, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем он вздумает, и уходит иногда за две тысячи верст вырабатывать себе деньгу. Злоупотреблений везде много; уголовные дела ужасны. Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего… В России нет человека, который не имел бы собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу он ходит в баню, умывается по нескольку раз в день». Это вовсе не похоже на «рабство».
 
3. Те же мысли и в «Разговоре с англичанином»
Пушкин заставляет англичанина спросить: «И это вы называете рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора действовать». «Но свобода? — восклицает Пушкин. — Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?» Англичанин отвечает: «Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения с вами?» и пр. Пушкин именно потому, что он был поэт, великий созерцатель художественной правды как «вещи в себе», придавал огромное значение свободному обращению крестьян с господами и отсутствию даже «тени рабского унижения в его поступи и речи». Какой же, в самом деле, это был раб, если он ничуть не был похож на раба, а был совсем похож на свободного человека? Пушкин справедливо находил, что на Западе (даже в Англии) отношения между высшими и низшими сословиями отличаются гораздо большей унизительностью, доходящей до подлости. Вспомните таких «рабов», как живая Арина Родионовна, и сочиненный, то есть списанный с натуры, Савельич. Могли Пушкин, именно как художник, вникающий в суть вещей, считать подобные отношения рабскими?

4. Реальный помещик Пушкин
Кроме того, что великий поэт говорил о крепостном праве, существует нечто еще более доказательное по этому вопросу — именно, что он делал в качестве помещика. Подобно подавляющему большинству дворян, он ровно ничего не делал для отмены крепостного права. Он спокойно владел так называемыми рабами, получал с них оброк, закладывал их и продавал. Если бы в самом деле крепостное право представлялось тогдашним культурным людям такой нестерпимой гадостью, как изображено в «Деревне», так кто же мешал бы Пушкину и всей плеяде тогдашних гениев и талантов отказаться от своих прав? Для этого вовсе не нужно было «мания царя». Ни один царь не запрещал любому помещику в любой момент отпустить крестьян на волю и даже, если ему угодно, подарить им свои земли. Многие ли из дворян воспользовались этою простой возможностью развязаться с рабством. Помните Чацкого: «Кто так чувствителен, и нежен, и остер, как Александр Сергеич Чацкий», кто умел в московских гостиных так красноречиво описывать ужасы обмена людей на собак и т. п.? Однако красноречивый оплакиватель, как значится в пьесе, сам был помещиком, проживал на крестьянский счет за границей, ища «оскорбленному чувству» самые красивые уголки в Европе, — и вовсе не думал отпускать крестьян на волю. Почему? Да потому, что «чувствительность и нежность» либеральных дворян на самом деле вовсе не так серьезно была возмущена крепостным правом. Кричали о рабстве, хорошо понимая, что рабства нет, а есть при самой элементарной порядочности с обеих сторон отношения весьма удовлетворительные, взаимновыгодные. Вот почему в России не спешили с отменой крепостного права. Все благородные mow видели, что при условии благородства со стороны дворян не только нет рабства, но последнее и по существу невозможно. Начали желать (вместе с Пушкиным) отмены крепостного права не раньше чем дворянство потеряло веру в свое благородство.
Крепостное право в замысле своем было как бы второй государственностью — бытовым государством, вложенным в политическое. У нас не удалось ни то, ни другое...

II

Пример героизации и пролетаризации Нашего Всего навсегда:
Брюсов Валерий в страхе тюремизации себя  сделал статью «Левизна в рифмах Пушкина»

III

Пушкин — наш, советский!
Говорят это тезис Сталина , это его ПЗ для тех, кому было поручено создать миф о Пушкине — революционере, народнике, кинжальщике, пророке революции, убитом по приказу царя наемным бело-гвардейцем
 Когда исследователи принесли ему документы о Пушкине-крепостнике и монархисте, вождь приказал доки сделать недоступными в спецхране, а узнавших правду отправить на Бело_Мор-канал…

***
Ликбез
Для понимания живого реального Пушкина-помещика, а не жертвы школьной "вакцины квасного патриотизма" рыломендую неск. работ:
1) Меньшиков Михаил. ПИСЬМА К РУССКОЙ НАЦИИ - 1911
2) Цветков С. Пушкин и крепостное право
3) Алексеев М. П. Пушкин и английские путешественники в России

А для мозготренинга лучше всего мысли о сладости крепостничестве 34-х летнего АСП = самого Нашего Всего:
«Александр Радищев»,
«Мысли на дороге»,
«Разговор с англичанином о русских крестьянах»
"О народном воспитании"



merci beaucoup pour votre attention


Рецензии