Квартет


    Первый раз родители повели Майкла на концерт классической музыки, когда ему было 2.5 года. Он утверждает, что хорошо помнит это событие, и хорошо помнит то чувство восторга, в котором пребывал на протяжении всего концерта.

«Конечно же, он не может помнить, он был очень мал. Но, в самом деле, уже на первом концерте в своей жизни, Майкл был заворожен, в течение двух часов не двигался, не капризничал, а был весь в музыке». Говорили его родители.

Эту любовь к классической музыке, это слияние с ней во время «живых» представлений Майкл сохранил на всю жизнь.  Полного формального музыкального образования он не получил; спорадические курсы по музыкальной грамоте, частные уроки игры на фортепиано. Его работа, карьера не имели ничего общего с миром музыки — он был специалистом в business development, но этот контраст — между повседневной суетой вокруг цифр и прогнозов и завораживающим миром музыки — только усиливал его ликование, исступление при встрече музыкой.

В среднем два раза в неделю Майкл ходил на концерты. Он не пропускал ни одного значительного исполнительского состава из посещавших его город, ни одного из приезжих дирижёров или солистов. Дома у него была богатая коллекциях выдающихся записей, была у него современная высококачественная аппаратура, способная передавать мельчайшие тонкости произведения и исполнения. 

Но прослушивание записанной музыки, даже самого высокого качества нельзя было сравнить с «живым» представлением, во время которого Майкл чувствовал себя частью этого действа, и во время которого достигал высшей формы экстаза.

В более молодые годы Майкл настолько растворялся в музыке, что его абсолютно не трогало и не мешало, что происходило вокруг. Могли скрипеть стулья, люди могли кашлять и даже разговаривать…Майкл просто этого не слышал…он был весь в ней, в музыке.

Но с годами…это изменилось. Майкл начал слышать эти посторонние звуки, и они его раздражали. Не один раз он озлобленно обращался к своим соседям, требуя прекратить разговоры…, отдаваясь полностью музыке в неподвижности и оцепенении, он не понимал, как другие люди могли слушать волшебные звуки и …. двигаться, вызывая нетерпимый скрип кресел. Хуже всего был кашель… вдруг он появлялся в одном месте зала, с некоторой задержкой он приходил с другого конца…, а потом волна кашля покрывала всё новые и новые части зала.

Возвращался он с концертов уже не в том возвышенном состоянии, а иногда и откровенно злым. Но всё равно, отказаться от живой музыки он не мог....

А тут пришла корона…. Все представления были отменены. Это было нестерпимо. Майкл сидел дома и прослушивал свои лучшие записи… и страдал. Это было хорошо, но не настоящее, и не могло заменить живого общения с музыкой.

Так прошёл месяц, а потом ещё один, а потом и ещё один. Ситуация вроде бы улучшалась. Жизнь медленно возвращалась в свои прежние форматы: заработал общественный транспорт, открылись рестораны…, свои двери -медленно и не полностью-открывали кинотеатры, театры, концертные залы….

Майкл с трепетом вошёл. Вроде бы тот же уютный, комфортный зал, но новые нормы жизни были заметны и здесь. Все зрители носили маски, зал был заполнен процентов на -60, чтоб обеспечить social distance; всё в соответствии с указаниями властей.

Но когда местный -очень хороший - квартет начал играть Бетховена, воцарилась полная тишина, и волшебство началось. Майкл растаял в музыке.... И вдруг в момент полного слияния, откуда-то из зала раздался скрежет стула….

Дыхание спёрло…, ситуация усугублялась маской, и Майкл закашлялся …, сначала негромко, а потом долго и в полную мощь.... Он почувствовал напряжение в воздухе, и увидел устремлённые на него взгляды…. Через 10 секунд зал был пуст, естественно Майкл всё так же восседал на своём месте.

Слушать прекрасную, «живую» музыку, исполняющуюся только для тебя одного- о большем он и мечтать не мог.


Рецензии