Священник отвечает на вопросы

Конечно, вы сразу догадались, что речь пойдет не об этом уральском нанопопе на фото. И хотя, подобно восторженным неофитам, современные молодые батюшки своими поступками и инновациями  наводят шок и трепет на паству и случайных прохожих, я не поспешу осудить сие чудное нововведение, поскольку автомобиль безусловно намного опаснее для окружающих. Впрочем, вернемся к нашей основной теме...

Итак, современное медиапространство, а также основной его продукт, интернет, постепенно наполняется всевозможными видеороликами, интервью и тому подобным с участием священников, монахов и других представителей иерократического священноначалия. А по сему возникает животрепещущий вопрос: хорошо ли, уместно ли обычному иерею участвовать в подобных съемках, и оправдывает ли миссионерский эффект вред, наносимый авторитету священника.

Не буду касаться тех случаев, когда в интервью и беседах участвуют так сказать общеизвестные пресс-атташе Церкви, и те, кто постоянно мелькает на медийном поле, хотя целесообразность их появлений тоже вызывает сомнение. Для примера рассмотрим довольно типичную беседу с рядовым иереем в формате "Священник отвечает на вопросы".

Представим себе небольшую, уютную студию...
Р е ж и с с е р (он же оператор):
- Батюшка, повернитесь к камере в полоборота, а то в анфас вы не слишком фотогеничны.
- Нет, не так. Так слишком "голда" на персях отсвечивает...
-  Ага, теперь хорошо! Ну-ка, девочки, припудрите-ка нашему отцу носик, там бородавочку с левой стороны видите? Да не ложитесь слишком на него, он все-таки человек семейный...
Н а   х л о п у ш к е (резкий женский голос):
- Вопрос первый, Дубль первый...
Р е ж и с с е р:
- Стоп! Кто у нас на освещении?  Мустафа Маркович, прошу вас, убавьте на челе, а то нимб уже практически светится...
- Батюшка, да не потейте вы так, у нас грима до конца не хватит!
- Девочки, еще раз эту бородавочку злосчастную заретушируйте...
- Так... начнем сразу со второго вопроса, раз с первым не заладилось.
Н а   х л о п у ш к е (резкий женский голос):
- Вопрос второй, Дубль первый...

Возможно кто-то скажет, что батюшки имеют или приобретают некий опыт лицедейства, выходя на амвон и оглашая с него проповеди. На это необходимо сказать, что проповедь в храме после чтения Евангелия - это несколько другое явление, и что священник по сути находится у себя дома, среди близких. Однако, и в храме батюшки иногда умудряются нести совершенную околесицу и чепуху, ведь проповеди на богослужении были введены только при Романовых, как подражание традициям западного христианства, и в общем-то чужды православию.
В случае же с видеозаписью, неизвестно сколько дублей придется сделать, даже если священник подготовил ответы на вопросы, а если беседа проходит в форме импровизации, то могут произойти такие догматические и богословские ляпы, что краснеть будет не только сам священник, но и его слушатели.

Следующий момент, как все это действо снимается, монтируется и подается на потребление. Ведь достаточно снять главного героя передачи с определенного ракурса, и он будет умален и ничтожен в глазах искушенного зрителя. То есть здесь действуют те же кинематографические законы, что и для большого экрана. Слишком расторопный ведущий может создать видимость неосведемленности или некомпетентности священника даже в вопросах, в каких он должен быть обязательно подкован. Того же самого можно достигнуть и с помощью монтажа.
Казалось бы, что на так называемых православных каналах все эти подводные камни должны быть пройдены с наименьшим вредом для авторитета Церкви, но тем не менее и там можно увидеть какие-то жалкие пародии на проповедь, а порой, как будто сознательное вредительство, призванное выставить на посмешище сан иерея и священника.
Недаром на Руси театр считали греховным, а актеров не хоронили в церковной ограде. Ведь в этих интервью священник как раз и уподобляется киношному лицедею, которому совсем не пристало говорить евангельские истины со сцены или с экрана.


Рецензии