Телефон

Связь является основным средством
управления войсками и оружием.
 Она предназначена для обмена информацией
 в системах управления войсками и оружием.

     Как далеко шагнула наука. Когда я учился в институте связи, радиосвязь и телефон были главными средствами доведения решения командира. Во время обучения в академии я узнал о многих современных системах боевого управления. Но, тем не менее, общение командира с подчиненными по телефону было и, я думаю, остается, одним из главных способов доведения решения и получения докладов от подчиненных о ходе ведения боевых действий.
     Естественно, существуют определенные правила такого общения. В фильмах о войне мы часто видели, как разговаривают по телефону. Как правило, командиры называли не свое звание и фамилию, а определенный позывной: «товарищ пятый», или просто «седьмой слушает».
     Когда я обучался в академии, на учениях преподаватели обращали внимание на то, как мы отвечаем по телефону. Уже в войсках, когда приходилось пользоваться закрытыми каналами связи, я узнал и правила пользования такими каналами.
     И вот я, преподаватель академии. И опять учения. Только теперь я не слушатель. И моя задача обучать офицеров, которые совсем немного моложе меня и занимают должности, на которых и я служил совсем недавно.
     Увы, наверное, время изменило людей. А может быть за время обучения слушатели немного отвыкли от воинского порядка?
     Руководил учениями со слушателями полковник, старший преподаватель кафедры, кандидат военных наук и мой друг Олег Юрьевич Тюрников. То, что мелочей в обучении быть не может, я понял сразу. Так учили на командном факультете нас, так обучали и мы.
     А вот слушатели не сразу понимали, что даже по телефону отвечать надо правильно. Естественно, на учебных пунктах управления была имитация различных средств и систем связи.
Перед началом учения мы проводили занятия со слушателями, на которых, в том числе, обучали правилам использования средств связи.
     Несколько раз, когда Олег Юрьевич звонил по телефону на пункты управления, слушатели, снимая трубку, отвечали «ДА». После нескольких таких ответов, Олег, практически взбешенный такими ответами, остановил учения и приказал слушателям собраться в большом классе. Он, обычно спокойный и сдержанный, был раздражен. Гневно глядя на слушателей, не сдерживая эмоций, он, имитируя развалившегося в кресле слушателя, показывал, как те отвечали по телефону.   
     Конечно, каждый преподаватель должен быть артистом. Но в этот раз Олег превзошел себя. Свешивавшаяся из угла рта сигарета, правда незажженная, телефонная трубка, которую от держал двумя пальцами, голос тягучий, пренебрежительный, нога на ноге, затем переложенная на стоящий рядом стул. «Да»,-пауза,-«слу-у-ушаю-ю»,-опять пауза,-«ну ЧЁ там у вас», -«га-ва-ри-и-и-те-е-е».
     Тут он резко встал и жестким, резким голосом спросил: «Это что за кафе-шантан на пунктах управления? Или вы в войсках тоже так отвечали своим командирам? Да Вас бы с такими ответами никогда в академию не пустили. А тут, преподавателям, значит можно? Еще один такой ответ, и тот, кто так ответил больше тройки на экзамене не получит. И не думайте, что, как говорил мой начальник курса полковник Комендантов «на тройках далеко от Москвы не уедешь».
     (По классу прошел смешок.) «Я и на распределение могу повлиять.»
     После небольшого перекура мы, преподаватели, снова разошлись по пунктам управления. Надо сказать, что на каждом пункте управления кроме телефонов, объединенных в сеть командных пунктов, был телефон внутреннего коммутатора академии. По виду, естественно, он никак не отличался от телефонов пункта управления. Это сыграло с Олегом злую шутку.
    Учения продолжились, и через несколько минут Олег сказал: «Надо проверить,
 как прошел «урок». Он, не глядя, снял трубку и набрал номер. То, что было потом, знали только несколько преподавателей, те, кто был в этот момент рядом, в том числе и я. После нескольких гудков в трубке раздался негромкий протяжный ответ: «ДА».
     Олег, не ожидавший такого, аж рот открыл. Несколько секунд он молчал а потом яростно крикнул: «Что, бля ДА». Такой реакции от Олега никто не ожидал. И вдруг он, посмотрев на телефон, тихонько положил трубку и взял справочник академического коммутатора. Уже на первой странице он, проведя пальцем по нескольким строчкам, нашел нужный номер и негромко сказал: «Титаренко». Мы сразу все поняли. Олег взял телефон академического коммутатора. А номер телефона одного из пунктов управления и телефона заместителя начальника академии генерал-лейтенанта Титаренко совпадали. Естественно, второй человек в академии мог позволить себе ответить по телефону: «ДА».
     Долго мы потом вспоминали эту фразу: «Что, бля ДА».


Рецензии