Об искусстве, айфонах и копченой рыбе

Зритель в театре сейчас всегда прав. Он теперь клиент, потребитель услуги.

И тут вспомнилось...

Играю камерный моноспектакль. До зрителей первого ряда метр. Два места в том же ряду ещё пустуют. Контакт с залом потрясающий. Через 15 минут действия "дыша духами, туманами" и лёгким перегаром является сверхэффектная дама в роскошной шубе из безвинно убиенных соболей и  с сумкой невообразимого размера из кожи геройски погибшего крокодила со слезами-стразами от Сваровски. Не снимая шубы (май - самое время выгулять свежекупленную по весенней скидке мечту) дама садится на одно из пустующих мест в первый ряд, достаёт айфон, набирает подругу и начинает отчитываться, что она добралась, но опоздала, что Вадик урод, потому что перебрал и она отправила его домой на такси, что ещё не разобралась как спектакль, потому что еще ничего не понятно, да и "как-то особо не цепляет пока, но на кассе обещали комедию". Она сидела в метре от меня.

И я, и зрители как-то "немного опешили". Я не нашёл ничего лучше, чем остановить спектакль, и стал рассматривать даму с айфоном. Зрители тоже уставились на неё. Минуту она даже этого не замечала. Потом что-то почувствовала, повертела головой вокруг и отключила телефон.
Я спросил "можно продолжать? "Она пожала плечами и изобразила глазами интерес и даже разрешительно махнула мне рукой. Я отметил, что на каждом пальце было по два кольца или перстня.

Зал вздохнул, я продолжил.

Через две-три минуты дама заскучала, открыла крокодиловую сумку, достала оттуда что-то завернутое в промасленную бумагу и начала аккуратно разворачивать. В нос мне и залу ударил пронзительный запах чуть подтухшей рыбы горячего копчения.
Я, понятное дело, прекратил думать об искусстве, просто гнал текст и решал дилемму - ударить даму бутафорским табуретом или уйти из профессии прямо сейчас.
Она реально ела копченую рыбу, облизывала пальцы в перстнях и о одним глазом погдядываламна меня, с выражением дежурного вялотекущего  интереса.  Охреневшие зрители сжигали пожирательницу рыбы глазами, шикали, но она была невозмутима в своей едьбе.

Когда она, наконец, доела и вытерла руки одноразовыми салфетками, что было не логично - логичнее была бы шуба, она лучше впитывает, мы с залом в очередной раз вздохнули и я, гоня текст, даже начал вспоминать о высоком.

Но тут дама вдруг встала и - вышла.  Я от неожиданности даже текст забыл.
Дама вышла в фойе достала айфон и начала довольно громко, под шикание администратора и контроллёров, отчитываться подруге, что спектакль "деньги на ветер" и зря она "не добрала с Вадиком", а теперь ей одной добираться.
Когда она, наконец,  вышла совсем, мы с залом почти хором истерически перевели дыхание и я в очередной раз начал пытаться восстанавливать порушенное действие и хоть какую-то видимость театрального искусства.

В финале хлопали бурно и оживленно, как в День Победы в 1945-м. После спектакля долго не расходились. Зрители возбужденно обсуждали историю с дамой в шубе, с рыбой и айфоном.

Я с тех пор не очень люблю камерное искусство и дам в дорогих шубах.


Рецензии