Малыш

- Митька! Мииить! Ну, подожди меня! – пятилетний Славик ныл, пытаясь догнать старшего брата, которому уже порядком поднадоело слушать нытье мелкого, и он шел к дому, все ускоряя шаг.
- Больше не возьму тебя с собой! – Митя перехватил поудобнее ведерко с рыбой и поправил на плече удочки. – Мало того, что всю рыбалку испортил своим нытьем, так еще и в канаву полез. Чего тебя туда понесло? Посмотри, на кого ты теперь похож? А ругать мама меня будет.
- Ну, Мить, я больше так не буду! – Славик насупился и обиженно засопел.
- Будешь реветь – вообще забудь, что я есть. Никуда со мной больше не пойдешь, понял?
- Понял! – реветь Славик передумал, но сопеть не перестал. – А завтра меня на рыбалку возьмешь?
- Нет! Завтра Наталья приезжает, так что я никуда не пойду утром, надо будет Иришке помочь убрать дома, пока мама на ферме будет.
- Я тоже помогать буду!
- Ясное дело, куда ж ты денешься! А вот Наталья уедет и посмотрю я на твое поведение! - старший брат грозно сдвинул брови, но Славик только разулыбался.
Мальчишки уже почти дошли до крайнего дома на их улице, как вдруг Славик замер и прислушался.
- Мить, там скулит кто-то!
- Где? – Митя тоже остановился и обернулся на брата.
- Там! – Славик перепрыгнул канавку и полез в кусты у дороги. – Мить, я один не справлюсь, помоги!
Митя бросил на землю удочки и тоже полез в кусты.
- Смотри! Он маленький совсем! Кто-то выкинул, наверное. Я его достать не смогу!
За кустами был старый заброшенный колодец. Крышку с него кто-то утащил. Сейчас можно было заглянуть туда, и увидеть обвалившиеся стенки и, где-то далеко внизу, темное оконце воды. Щенок лежал на обвалившемся почти бортике чуть ниже уровня земли. Видимо, те, кто хотел выбросить его, не рассчитали и щенок упал не в колодец, а лезть доставать, чтобы потом утопить все-таки, – было лень.
Славик тянулся к нему рукой, пытаясь достать. Митя живо перехватил брата и оттащил от края.
- Ты что творишь?! А если бы ты туда свалился?
- Жалко! Мить, давай его достанем!
- Достанем-достанем, только колодец старый, как бы самим туда не свалиться…
Пошарив в кустах, Митя вытащил здоровенную жердь.
- О! То, что надо! Бабушке Клаве забор недавно правили, наверное, оттуда осталась.
Он перекинул жердь через колодец и проверив, насколько хорошо она держит, лег на живот рядом с краем.
- Отойди подальше, Славик! Я попробую дотянуться, но если не получится, то придется взрослых звать.
Славик без лишних разговоров послушался и отошел от края подальше.
- Митя, ты только потихоньку, ладно?
- Ладно, ладно, не бойся!
Очень осторожно он протянул руку и, обрадовавшись, что дотягивается, подхватил щенка под розовое пузо, а потом потихоньку отполз подальше от края колодца.
- Ну вот! Живой! – Митя отдал щенка Славику. – Маленький совсем, даже глаза толком не прорезались. Кто с ним возиться будет? Его выкармливать придется.
- Бросать нельзя! – глаза Славика наполнились слезами. – Ты мне только покажи! Я сам!
- Сам-сам, тут и двоим не управиться… Надо будет еще Иришку просить, а то и маму. Ладно, пошли домой, а там посмотрим.
Славик прижал к себе скулящего щенка и потопал к дому. Митя, подобрав удочки и ведерко, усмехнулся, глядя на коренастого крепкого своего братишку, который был похож на маленького косолапого медвежонка, и пошел следом.
- О, рыбаки вернулись! – мама выглянула из летней кухни, вытирая руки о передник. – Котам или в сметанку есть что-то?
- Сегодня только котам, мам. Славка не дал толком половить. Мама, смотри, кого мы нашли.
- Батюшки! Где взяли? – Светлана подняла за шкирку находку и покачала головой. – Маленький совсем! Выходим?
- Попробуем. Его утопить хотели в старом колодце, который возле бабы Клавы.
- И как вы его достали? – Света нахмурилась, глядя на сыновей. – Надеюсь, туда не лазили?
- В сам колодец – нет. Там бортик обвалился, вот он за него и зацепился. Мам, да ты что! Я не стал бы рисковать.
- Знаю! – Света притянула к себе сына и поцеловала в вихрастую макушку. – Совсем зарос, надо подстричь тебя уже. Ладно, давайте, руки мойте и завтракать. А это чудо-юдо я пока покормить попробую.
Она унесла щенка в кухню и достала из холодильника утреннее козье молоко.
- Посмотрим, такой ли ты счастливчик…
Щенок был совсем маленький. Налитое в блюдце молоко для него оказалось не по силам и Света позвала дочку.
- Иришка, где-то у тебя была игрушечная бутылочка. Дашь мне ее, если не жалко?
Иринка фыркнула и живо отыскала бутылочку от большого пупса, которого несколько лет назад подарил ей отец.
- Теперь дело веселее пойдет! – Света налила в бутылочку молоко.
- Мам, а можно я?
- Давай! Только следи, чтобы не захлебывался.
Иришка подхватила щенка и устроилась с ним на ступеньках кухни.
Летнее утро только начиналось. Пахнуло разнотравьем с луга, легкое облачко на минуту скрыло яркое солнце, ветер тронул верхушки яблонь, которые росли вдоль забора. Закудахтали выпущенные Светланой из курятника куры, мимо Иришки прошла Мурка, боднув ее под локоть пушистой головенкой и пошипев для порядка на найденыша.
- Но-но, Мура, ты не очень-то! Придется привыкать. – Ира погладила щенка по спинке. Наевшись, он задремал, изредка поскуливая и подергивая лапками во сне.
- Поел? – Митя опустился на ступеньку рядом с сестрой.
- Ага.
- Значит, жить будет. Ир, а ты нам поможешь его выходить? Маме некогда, а он маленький совсем.
- Куда деваться, жалко же!
Ребята подняли головы и рассмеялись, глядя как Славик тащит свое детское одеяло, которое он нашел в доме.
- Вот! Я принес! Можно ему постелить, чтобы не замерз!
- Молодец! – похвалила брата Иринка.
- Ребята, отец звонил. – Света выглянула из кухни. – Он уже послезавтра возвращается. И хорошо! С Натальей повидаться успеет. Надо порядок дома навести сегодня.
- Мам, я все знаю! – Ира подхватила щенка и встала.
- Ты-то все знаешь, моя помощница золотая, а вот эти молодые люди – знают ли?
- Что Ире помочь надо? Мам, обижаешь! – Митя улыбнулся. – Все будет в лучшем виде!
- Вот и ладненько! Я пошла тесто ставить, а то потом не успею. А вы принимайтесь пока за уборку в доме, хорошо? А завтра двором займемся. Давай мне сюда этого заморыша. Пристрою его куда-нибудь. – Светлана забрала у дочки щенка и отправила детей.
В большой семье Сорокиных было четверо детей. Старшая, Наталья, училась в колледже в городе, приезжая к родителям всякий раз, когда удавалась свободная минутка. Двенадцатилетние двойняшки Митя и Иринка, пятилетний Славик, Света и Сергей – вот и вся семья.
Светлана была не местной. Сергей, отслужив, уехал в город, работать, и оттуда привез невесту. Спокойная, покладистая Светлана быстро сумела найти общий язык со свекрами, и даже суровая Ираида Ивановна, мать Сергея, приняла невестку какое-то время спустя, сама себе удивляясь.
- Это ж не девка, а золото! Ни слова поперек не скажет. И все мама, да мама. А ласковая какая… - хвасталась Ираида соседкам. – В руках аж горит все. Я уже забыла, когда к корове последний раз вставала. А ведь она городская, ничего не умела, как приехала.
- Да кто ж ее в детдоме-то чему учил? – Варвара, ближайшая соседка поджимала губы.
- Твоя правда, некому было! – грозно сдвигала брови Ираида. – Да только теперь не сирота она уже, а семейная женщина. И родня у нее есть и родители! Есть, кому заступиться!
Варвара на эти разговоры только крепче сжимала губы, собирая их складкой. Почему это кому-то все, а кому-то огрызки? Ираиде вон и дом полная чаша, и муж работящий, и дети справные, а ей, Варваре, и сын пьющий, и сноха скандальная… Она старалась лишний раз не смотреть в сторону дома Ираиды, где мухой летала по двору, уже беременная Натальей, Светлана.
- Ишь, разбегалась! Не сидится ей! Моя бы так побегала, так не допросишься, лентяйку!
Ираида и сама не заметила, как привязалась к этой ясноглазой девчонке, которая ничего не умея, не стеснялась спрашивать, просить, чтобы научили, а потом и вовсе взяла на себя большую часть домашней работы.
- Отдохните, мама, давайте я! А вы, если что, меня поправьте, ладно? Сколько вам пришлось за свою жизнь переработать! А ну-ка – шестерых поднять, да в люди вывести. А я боюсь…
- Чего же?
- Справлюсь ли с ребенком? – Света поглаживала себя по уже заметному животику. – Ничегошеньки же не умею…
- А я тебе на что? Вдвоем-то как-нибудь сладим! – подмигивала невестке Ираида. – Иди-ка, ты лучше отдохни! Нечего тебе по жаре прыгать.
- Тогда пойду пол в доме помою. Посвежее будет.
- Вот, неугомонная… - с любовью, в которой уже не боялась себе признаться, качала головой вслед невестке Ираида.
Остальные снохи только диву давались, как менялась их суровая свекровь, когда дело касалось Светланы. Там, где им могло здорово достаться на орехи, Свете только рассказывали и показывали, как надо. Они, глядя на это, только посмеивались, но по-хорошему.
- Светка, мама Ира тебя в дочки записала! Не слезет с тебя теперь, пока всему не научит.
- И прекрасно! – Светлана смеялась в ответ, а потом, уже серьезно, тихо добавляла. – А я всегда о маме мечтала…
Своих родителей Света помнила совсем плохо. Ей было всего шесть, когда их с четырехлетней сестренкой привезли в детский дом после того, как не стало родителей. Танюшку, сестру Светы, усыновили, а Свете не так повезло. Она осталась в детдоме.
Детский дом был совсем маленький и Свете сильно повезло, что она попала именно туда. Директором этого детского дома была замечательная женщина, которая по-настоящему любила своих воспитанников, старясь дать им хотя бы каплю материнского тепла и заботы, как могла и как умела. Конечно, Света скучала и по родителям, и по сестре, но жизнь ее в детдоме была вполне сносной и интернат, куда устроила ее директор после, тоже оказался совсем неплохим. Света закончила ветеринарный техникум и получила диплом ветеринара.
- Учись, девочка! Потом распределят тебя, а там и жилье будет, и копейка хорошая, да и на земле выжить всегда легче, - так твердила Свете директор ее, бывшего уже, детского дома, с которой она продолжала поддерживать отношения и после выпуска.
На последнем курсе она познакомилась с Сергеем и скоро они уже гуляли по-деревенски широкую и веселую свадьбу.
Татьяна нашла сестру, когда та была замужем уже почти десять лет. Света пыталась наводить справки, но семья, удочерившая ее сестру, переехала и их следы затерялись. И тут, вдруг, Татьяна объявилась сама.
- Я бы тебя не потревожила, но у меня выхода нет.
Светлана слушала сестру и плакала навзрыд. Ну, почему так несправедливо все?! Ведь только нашли друг друга…
- Перестань реветь, и так тошно… Света, у моих детей, кроме тебя родни больше нет. Родственники со стороны отца наотрез отказались даже слышать о нас после того, как мужа не стало. Поэтому, когда меня не станет… - Татьяна резко выдохнула, проглотив слезы, и продолжила. – Когда меня не станет, только ты можешь их забрать или же у них будет такая же судьба, как у нас с тобой – детдом… Родителей, которые меня взяли, уже нет, а больше никому ни я, ни мои дети не нужны.
- Сколько тебе врачи отмеряли? – Света всхлипывала, не решаясь взять сестру за руку. Рука эта, тонкая, почти прозрачная, лежала на столе, перебирая тонкими пальцами чайную ложечку.
- Полгода, может меньше. Ире с Митей как раз годик исполнится…
Света судорожно всхлипнула, но тут же взяла себя в руки и, переглянувшись с Сергеем, твердо сказала:
- Не волнуйся ни о чем! Твои дети – мои дети…
- Спасибо, сестра, знала, что не откажешь. Теперь надо все оформить и, если ты не против, я оставлю их у тебя. Не могу уже сама, не справляюсь… А они, пока маленькие, к тебе привыкнут и мамой уже будут тебя называть…
Таня резко встала и пошла в комнату, где спали на кровати ее двойняшки.
Света, уткнувшись в плечо мужа, наревелась, а потом убрала со стола и пошла к свекрови.
- Мама… Знаю, что просить не имею права…
- Ты что это говоришь такое? Или это не твой дом? Сестру оставить хочешь? – Ираида сочувственно смотрела на Светлану.
- Да… Она совсем одна там, в городе… А скоро ей и уход нужен будет, да и детей будет видеть здесь, все утешение…
- Или мы звери какие, Света? – Ираида тяжело встала и обняла сноху. – Пусть остается, конечно! А детки хорошие... И девочку звать как меня - Ирочкой...
Татьяна не оправдала прогноз врачей и ушла, когда детям исполнилось два года. Малыши так и не смогли определиться, где же их мама и «мамкали» и Тане, и Свете одинаково.
Оплакав сестру, спустя всего год, Светлана взяла на себя заботы о свекрах, которые ушли один за другим в течение полугода. Ираида уходила очень тяжело, успокаиваясь и ненадолго засыпая, почти забывая о боли, только, когда Светлана садилась рядом и брала ее за руки.
- Спи, мамочка, спи. Ушла боль, нет ее.
Сама не зная как, Светлана как будто «заговаривала» эту самую боль, готовая забрать ее себе, только бы Ираиде, ставшей ей такой родной, стало бы хоть немного полегче. А в последнюю ночь, она ненадолго закрыла глаза и проснулась, когда услышала тихий шепот:
- Дай Бог тебе счастья, доченька! Спасибо…
Вдохнула, выдохнула и Света тихо заплакала... Вот и все...
Варвара ворчала, не скрывая злости:
- И чего убивается так? Можно подумать, мать проводила! Кто б меня так любил бы! – она сердито глянула в сторону невестки, которая как всегда за словом в карман не полезла.
- Да если бы вы кого любили, так и вас бы может кто приголубил. Да разве от вас дождешься хоть слова доброго? Где там! Пойду я, а то с вами поговоришь, потом всякая гадость по ночам снится.
Шло время.
В семье появился Славик.
Сергей неплохо зарабатывал, уезжая на вахты на далекий Север. Они сделали пристройку к дому, чтобы у детей были свои комнаты и жили так, что соседи посматривали в их сторону постоянно. Кто, по-доброму кивая и радуясь, какая хорошая семья рядом, а кто и недобро прищурясь, с завистью. Свете с Сергеем на все эти взгляды обращать внимание было некогда. Дети росли, радовали родителей. Света с Сергеем никогда не делили их. Казалось, они и забыли, что Ирочка и Митя им племянники. В поселке почти никто не знал, что дети усыновленные, а не родные, а кто знал уже и забыть успел, кроме одного человека. Но, она пока молчала.
- Наталья! Мама, Ната приехала! – Иришка бросилась на шею сестре и та подхватила сестру, крепко прижав к себе.
- Ты еще выросла что ли за две недели? – Наташа смеялась, крутя Иришку в разные стороны. – И что делать? Джинсы, которые я тебе привезла маленькие, наверное, будут… - она шутливо нахмурилась.
- Наталочка, не будут! В самый раз будут! Я их все равно носить буду! – Иринка запрыгала по двору.
А Наташа уже тискала Славика и обнимала Митю.
- Вот ты точно вырос! Скоро уже с меня ростом будешь! – она взлохматила его макушку. – А зарос-то как! Хорошо, что я инструмент с собой привезла. Будем красоту наводить перед школой, а то косы скоро плести можно будет.
Наталья училась в колледже и параллельно подрабатывала в парикмахерской в городе.
Света вышла на крыльцо и прищурилась на солнце.
- Мама! – Наташа пролетела по двору и прижалась к матери.
- Соскучилась? Я тоже! Голодная?
- Я всегда голодная, особенно, когда твоими пирожками пахнет! А молочко есть?
- Есть! – засмеялась Света.
Выходные были самым любимым временем в семье. А если еще и Наташа могла приехать, да отец был дома – счастье тихими шагами ходило по двору Сорокиных, не давая ничему плохому войти в дом, потревожить покой.
- Мама, папа, у меня новость есть… - Наталья зарделась и принялась убирать чашки со стола.
Сергей, который только вернулся с очередной вахты, тревожно глянул на жену, но увидев, что она улыбается, успокоился.
- Какая, дочь? Давай, не темни и не томи, я уже старенький, мне вредно нервничать.
- Папа!
- Что папа? Говори уже, а то от тебя скоро спички зажигать можно будет, вон красная какая стала.
- Сережа! – Света одернула мужа и кивнула Наташе. – Доченька, что случилось?
- Я, кажется, влюбилась. Нет, не так. Люблю… И он мне предложение сделал, замуж позвал…
- Кто он-то? Игорь что ли? - Сергей подался вперед, пытаясь заглянуть в глаза дочки.
- Да…
- Вот уж новость! Давно пора! Сколько вы уже встречаетесь?
- Два года почти. Пап, так вы не против?
- А чего это мы против будем? Парень он хороший, да и жизнь-то твоя, дочка, тебе и выбирать.
Наталья молча обняла отца, уткнувшись ему в плечо.
- Видишь, Светка, я же говорил, что надо откладывать денежку. Как раз сейчас пригодятся. Когда свадьбу-то думаете?
- Через два месяца, если вы не против.
- Да, мы-то только "за"! – засмеялась Светлана.
Она смотрела на свою, такую взрослую, дочку и думала, как быстро летит время. Ее ностальгический настрой сбил скулеж, который неожиданно громко прозвучал в тишине.
- Что это?! – Сергей от неожиданности подпрыгнул на стуле.
- А, это новый жилец, Сережа. Славик, тащи своего найденыша, покажите папе его.
Сергей крутил на ладони маленького, черного с подпалинами, лохматого щенка.
- Мелкий какой! Интересно, что из него вырастет?
- Звоночек во двор. Как Найды не стало, я все подумывала новую собаку взять, а он, видишь, сам нашелся.
-Как назвали-то?
-А никак пока. Славик, ты нашел, тебе и называть. - Света глянула на младшего сына.
-Пусть будет Малыш, ладно?
-Годится! - Сергей погладил собачку.
Дети рассказали, как нашли и вытащили щенка из колодца. Сергей вздрогнул, когда Митя рассказывал, как тянулся за собачкой. И на следующий же день старый колодец был закрыт так, чтобы уже никто не мог туда залезть.
- Так оно надежнее будет! – отряхнул руки Сергей и кивнул мужикам, которые помогали, после того, как бетонная плита накрыла старый колодец. – От греха подальше.
Найденыш вырос в крупного лохматого пса, который души не чаял во всех домочадцах, но больше всех любил Славика.
-Да уж, Малыш... - почесывал затылок Сергей, глядя на крупного пса, размером почти с алабая.
Дети души не чаяли в собаке, таская ему самые лакомые кусочки со стола.
-У него скоро бока будут как у Буренки! - возмущалась Света.
Особенно усердствовал в этом Славик и пес, прекрасно это понимая, платил ему самой нежной щенячьей привязанностью.
- Чувствует, наверное, что ты его спас. – Митя чесал Малыша за ушами.
- А ты? Ты же его втащил?
- Да я бы и мимо прошел. Ведь это ты его услышал.
Славик расплылся в улыбке и обнял Малыша.
- Славик, сейчас вся твоя белая рубашка, будет немножко черная. – Иринка потянула брата за воротник пиджачка. – Вставай, а то в школу опоздаем!
Она взяла младшего брата за руку и кивнула Мите.
- Лечись! Вечером помогу уроки сделать и темы новые объясню.
-Идите, а то на автобус опоздаете.
Митя, который болел третий день, помахал брату и сестре, и пошел в дом.
Нужно выпить лекарства, а потом можно и поваляться, пока мама с отцом не вернутся. Температуры не было и даже чувствовал он себя уже совсем хорошо.
Родители уехали в город, чтобы привезти Наташу с семьей. Послезавтра у мамы день рождения. Будет праздник. Иришка уже рассказала ему, какой торт они с Натальей придумали.
Только Митя собрался забраться с ногами на диван в гостиной, как раздался лай Малыша. Сторожевую службу он нес с достоинством и никогда не лаял попусту.
- Золото, а не собака! – говаривал Сергей. – Точно знаешь с ним, когда кто-то пришел. Никогда не станет попусту беспокоить.
Митя выглянул во двор и увидел соседку, бабу Варю, которая стояла возле калитки.
- Мать дома?
- Нету.
- А где ж она?
- С отцом в город уехали.
- Ясно. Ну, мне-то ты нужен, так что хорошо, что их дома нет.
- Я? А зачем?
- Поговорить с тобой хочу.
- О чем поговорить?
- Ты же взрослый уже, четырнадцать исполнилось, так?
- Так.
- Значит имеешь право знать.
Митя смотрел на соседку и понимал, что она пришла вовсе не с добром. Что-то подсказывало ему, что сказанное ею навсегда изменит его жизнь. Ему захотелось зажать уши и захлопнуть перед нею дверь. Иногда потом он жалел, что не сделал этого.
- Ты знаешь, кто твоя мать?
- Конечно! Сорокина Светлана Ивановна.
- Врешь! Она тебе не мать вовсе. Вы с Иркой усыновленные.
В глазах у Мити потемнело. Это неправда! Что говорит эта старуха? Этого не может быть…
Он, сам не понимая, что делает, отстранил в сторону Варвару, которая с торжеством глядела на мальчика и закрыл перед нею дверь.
- Плохо она тебя воспитала! Зачем дверь закрыл? Я еще не все сказала!
- Уходите! – Митя, сам не замечая, кричал. – Уходите! И больше никогда не приходите к нам!
- Ладно! Не больно-то и хотелось! – Варвара спустилась с крыльца и тут ей пришлось немного побегать. Малышу было все равно, кто она и что делает во дворе. Он слышал, как закричал Митя и не понимая, что говорил мальчик, сообразил только, какая боль прозвучала в его голосе. А, значит эта странная тетка в черном платке плохая и гнать ее надо со двора сейчас же, пока она еще кому-нибудь больно не сделала. Он схватил Варвару за подол юбки и оторвав изрядный кусок, залился таким отчаянным лаем, что она предпочла, как можно скорее, добежать до калитки, и уже оттуда погрозила кулаком Малышу.
- У! Злыдень! Доберусь я до тебя!
Малыш трепал оторванный лоскут по всему двору, пока Варвара ругалась, наблюдая это из-за забора, а потом бросил его и улегся на ступеньках дома, дав понять, что никого он туда не пустит.
Иринка со Славиком приехали после занятий и удивились тишине, которая стояла в доме.
- Мить, Митя! – Ира кинулась искать брата.
Он лежал в ее комнате на кровати, с головой укрывшись одеялом.
- Мить, ты чего? – Ира откинула край одеяла, тронула брата и схватилась за голову. Митя горел. Температура, которой утром уже в помине не было, сейчас поднялась под сорок. – Потерпи! Я сейчас!
Иринка вспомнила все, что делала в таких случаях мама. И через час температура потихоньку начала спадать.
- Фух! Напугал ты меня! – Ира смотрела на брата, который лежал, уставившись в стену. – Мить, что случилось? Почему тебе опять плохо стало?
Митя помолчал еще немного, а потом повернулся к сестре, и Ира увидела, что он плачет.
- Митя, Митенька, ты чего? – испуганно схватила она его за руку.
- Ты знала, что Света нам не родная мать?
- Как это? – Ира отпрянула от кровати. – Ты, что такое говоришь?
- То и говорю, что сегодня рассказали.
- Ерунда какая-то! Мы всю жизнь ее мамой зовем. Как это она нам не родная?!
- Они с папой нас усыновили…
Ира замерла, растерянно глядя на брата и лихорадочно пытаясь вникнуть в то, что он сказал.
- Мить, а кто тебе это сказал? – осторожно спросила она.
- Соседка, баба Варя. Ир, она старая, знала наших родителей еще до нашего рождения.
- Может врет?
- Может и врет, только зачем ей это?
- Откуда мне знать. Нехорошая она. Ни людей не любит, ни животных. У нее даже куры толком не несутся, мама говорила, что жаловалась она ей.
- Ирка, какие куры?! – Митя приподнялся и сел. – Ты хоть понимаешь, что я тебе сейчас сказал?
- Все я поняла. Только вот… Мить, а какая разница-то?
- В смысле? – Митя повернулся и уставился на сестру, забыв про голову, которая болела так, что ему пришлось прижаться лбом к прохладной стене.
- Я к тому, что даже, если нас усыновили, что это меняет? Мама с папой нас не любят?
- Любят…
- Они о нас не заботились? Или мы хоть раз с тобой почувствовали, что они Славика или Наташу больше любят?
- Так, может и они им не родные?
- Ты говори, да не заговаривайся! Или это на тебя так температура действует? – Ира рассмеялась. – Вон на стенке в зале фотографии висят: папа маленький и Славик маленький. Одно лицо!
- А Наташа на маму похожа… Тогда как получилось, что они нас взяли?
- Чего гадать? Скоро родители приедут, вот у них и спросим.
- Ириша, а надо?
- Надо, Митя! – Ира решительно кивнула. – Лучше знать правду, чтобы потом вот такие бабы Вари ничего плохого сказать не могли. Ты поспи пока, если получится, а я пойду поставлю жаркое в духовку. Уже времени много, скоро наши приедут.
Митя лежал, глядя в потолок, даже не пытаясь заснуть, и думал о том, что сказала ему Ира. Ведь она же права, родители всегда любили их всех одинаково. Он вспоминал, как Света выхаживала его, когда она болел бронхитом. Она тогда почти неделю не спала, не отходя от него. Как оставила маленького Славика на семнадцатилетнюю тогда Наташу и лежала в больнице с Ирой, наотрез отказавшись оставить ее там одну, потому, что Ирка все время плакала и просилась домой, успокаиваясь только тогда, когда Света была рядом.
Он вспомнил все праздники, дни рождения, семейные посиделки и поездки. Прикрыл глаза на минуту и помотал головой. Неправда! И Света им мама настоящая, и Сергей – отец. О чужих так не заботятся!
Когда Ира заглянула через полчаса к Мите, она увидела, что он спит. Тронув его лоб, она слегка улыбнулась. Температура спала. Она погладила легонько мокрый вихор на макушке брата и набросила на него плед.
Родителям, которые приехали через час, она все рассказала сразу, как только они зашли в дом. Сергей сжал кулаки и прикусил язык, чтобы не выругаться при детях. Светлана отдала маленькую внучку, которую держала на руках, Наталье и, даже не сняв пальто, бросилась в комнату Иры.
Митя открыл глаза и первое, что увидел, было лицо Светланы, которая плакала, гладя его по лбу.
- Сынок, что ж ты меня так пугаешь?
- Мам… ой… - Митя осекся.
- Что? Ты меня почти пятнадцать лет мамой называл, а теперь вдруг перестанешь?
- А я тебе сын?
- А кто же? – Света удивленно посмотрела на Митю. – Чужой дядя, что ли? Мальчик мой, меньше слушай всяких вредных бабок и в следующий раз гони ее сразу в шею! Тряпка, которая во дворе валяется, ее?
- Ага, Малыш от подола оторвал кусок.
- Мало ей! Надо было цапнуть хорошенько! – Света глянула в глаза сыну и обняла его, почувствовав, как напрягся Митя. – А теперь слушай меня. Нет, подожди! Ира! – позвала она дочку.
Ирина села рядом и глянула на брата.
- Мам, ты не думай, мы…
- А я и не думаю. Я хочу вам рассказать, как вы у нас появились. Чтобы никто и никогда больше не смел поднимать эту тему, а вы могли защитить себя, если что. Вы нам не чужие вовсе. Вашей мамой была моя родная сестра. А я, получается, вам – тетя. Так что по крови вы мне ближе некуда, понятно?
Митя с Ирой кивнули.
Света рассказала им, как болела Таня, как привезла детей, прося о них позаботиться, как, после ее ухода, они с Сергеем решили брать детей не под опеку, а усыновить их.
- Мы хотели, чтобы вы знали, что у вас есть родители, что мы вас очень любим. Для меня и для папы нет совершенно никакой разницы – вы или Наташа, Славик. Вы все наши родные и любимые. И так всегда будет. А кто скажет иначе, того я… Даже не знаю, что с ним сделаю!
- Зачем она мне это рассказала? – Митя прижался лбом к руке Светы.
- Мить, есть такие люди, которые сами любить не умеют и другим стараются не давать. Ты не злись на нее, ее и так уже жизнь наказала. Ведь у Варвары вроде и семья есть, да только никто ее там не жалует, потому, что сама она только ругается со всеми и никому от нее ни тепла, ни ласки никогда не было. А когда у человека самого главного нет – семьи, что он в этом мире? Почти пустое место. Так что оставьте ей ее злость и наговоры. Я ваша мама! Сергей – папа! Родители не только те, кто жизнь подарил, но и те, кто растил. Разве нам плохо было вместе?
- Хорошо! – Иришка, которая давно уже вытирала слезы, уткнулась в колени Светланы. – Мам, ты прости нас!
- За что, Господи? – Света обняла детей.
- За то, что мы сомневались… - Митя выдохнул, пытаясь справится с комком в горле, который мешал ему дышать.
- Не за что вам извиняться! Все! Давайте-ка, вытирайте слезы! Наталья там такой вкуснятины понаготовила! Только вот… Митя, я тебе сюда тарелку принесу, посмотрим пока, как ты до завтра, хорошо? Как бы Маришка не заболела…
- Конечно, мам! – Митя кивнул, а Света тихонько перевела дыхание.
«Мам»…
Света закрутилась по дому, но в голове билась одна мысль: «Почему так неймется некоторым людям? Что мы ей плохого сделали, что даже детей не пожалела? Правильно говорила Ираида Ивановна, что злости в ней ровно столько, сколько живого веса!» 
Она проворочалась почти всю ночь без сна, иногда вставая, чтобы проверить Митю. Но, тот, видимо уже успокоился и крепко спал.
Света ходила по дому, тихо ступая, зная, где может скрипнуть половица и прислушивалась. Вот, заворочался во сне Славик и скинул с себя одеяло. Света подняла его и укутала сына, иначе замерзнет и проснется. Вот, всхлипнула во сне Иринка. Света прислушалась, но девочка уже тихонько посапывала во сне, а это значит, что страх ушел и больше не появится уже до утра. Вот, завозилась и закряхтела Маришка и Наталья взяла дочку на руки, чтобы покормить и тихонько запела колыбельную.
Света улыбнулась, вернулась в спальню и уже спокойно улеглась.
На следующее утро она выскочила в магазин за свежим хлебом и встретила там бабу Клаву, подругу своей свекрови. Света поздоровалась и прошла было мимо, а потом обернулась и окликнула ее еще раз:
- Баба Клава, погоди, разговор есть!
- Разговоры лучше не на улице разговаривать. Пойдем-ка!
Они пришли домой к Клавдии и та, поставив чайник на печку, села за стол напротив Светы.
- Что хотела спросить? Про Варвару?
- Откуда знаете?
- Так у нас поселок-то маленький. Знаю я, что она вчера с твоим Митей беседы вела. Плохо сделала! Только ты, Светочка, не серчай на нее. Не от большого ума и не от хорошей жизни это все. Тебе рассказать можно, ты не языкатая, а жить вам рядом еще долго. Может и пожалеешь ее, не станешь сердится лишний раз. Варвара-то по молодости красавицей была. Вот ты как думаешь, сколько ей лет?
- Ваша ровесница?
Клавдия рассмеялась.
- Куда уж. Она почитай на двадцать лет меня моложе!
- Не может быть! – изумленно протянула Светлана.
- Может, Светочка, может. Так женщина стареет, когда ни любви, ни счастья в жизни не знала.
- Почему не знала?
- А вот, слушай. Красивая была Варя, но скромная. Матушка ее в строгости держала, каждый шаг караулила. Да только не уследила. Был у нас в селе парень, Матвеем звали. Слюбились они с Варей, но по-хорошему. Он уж собирался сватов засылать, да только был у него соперник. Ну как, соперник… Варя о нем и знать не хотела, не нравился ей Сашка. А тот бедовый был. Подослал к ней меньшого брата своего, чтобы тот сказал, будто Матвей ее возле речки ждет. Знаешь, где овраг? Ну, вот! Она и подхватилась. Только вот Матвея там не было. Кричала она, да только там же рядом никого, а село далече. Никто и не услышал. Матвей тем же вечером пришел, да только Варя его прогнала.
- Погоди, баба Клава, так это ее муж был? Александр Федорович?
- Он, - кивнула Клавдия. – Она за него замуж вышла. Грех прикрывала. Хотя, какой там грех-то… Да только не случилось там не то, что семьи какой, а сплошная ненависть получилась. Он ее что ни день – гоняет, а она его ненавидела так, что аж черная ходила, пока сына не родила. Чуть лучше стало, но ненадолго. Второго и рожать не хотела, да только врачи отговорили ее прерывать. Так и живет всю жизнь. Дети ей не в радость, муж – хуже нет человека на Земле для Варвары, а поди ж ты, сколько лет друг друга изводят.
Света закрыла лицо руками.
- Как страшно… Ведь можно было уйти, уехать, как-то иначе жизнь прожить… Зачем так-то?
- Не все, Светочка, могут судьбу свою повернуть так, как надо. Не каждому это дано. Сложно оно – против течения-то. 
- Спасибо, что рассказали… Я теперь и правда многое по-другому вижу. Бог ей судья за то, что сделала. Мои дети оправятся, а вот она…
- Правильно, детка, не держи сердца на нее. Оно тебе не надо прежде всего. Не марайся!
Света распрощалась и пошла домой, отметив для себя, что надо бы сказать Сергею, чтобы поправил крыльцо бабе Клаве, а то ступеньки совсем уже дряхлые. Не ровен час, оступится Клавдия.
Крылечко Сергей с Митей поправили в тот же день, пока Света с девочками готовили стол к дню рождения.
К вечеру, все уставшие, разошлись по спальням. Света немного полежала, прислушиваясь по привычке к тому, чем дышит дом и закрыла глаза.
Еще не проснулись первые петухи, как во дворе из будки вылез Малыш. Он тревожно принюхался и зашелся лаем. В доме заворочалась Наталья, но глянув на дочь, которая сладко спала, только повернулась на другой бок и уснула еще крепче.
Сергей сердито бормотнул под нос:
- И чего лает? Ночь на дворе!
И тоже завозился, устраиваясь поудобнее, обняв жену.
Света так набегалась, что спала и совершенно ничего не слышала, как и дети.
Варвара открыла глаза и выругалась:
- Чтоб тебя… разлаялся! Ну, я тебе сейчас устрою!
Она встала, нашарила ногами тапки и открыла двери в соседнюю комнату, прислушавшись. Муж спал, храпя на весь дом так, что дрожали стекла. Они давно жили вдвоем, отделив детей и разойдясь по разным комнатам.
Варвара тихонько открыла двери и вышла во двор.
Ночной воздух холодком приобнял ее и она почувствовала, что откуда-то явно пахнуло гарью. Покрутив головой по сторонам, она поняла, что тянет от соседей.
Малыш метался по двору, отчаянно лая и кидаясь на двери. Варвара кинулась было к калитке, чтобы разбудить Сорокиных, когда увидела, как у них открылась дверь и на крыльцо вышла Света.
- Малыш! Бессовестный! Что ты разлаялся! Всех перебудишь… - она осеклась и потянула носом. – Господи! Горим!!!
Она кинулась в дом будить семью.
Варвара растолкала мужа:
- Сорокины горят. Поднимай мужиков!
Александр спросонок не сразу понял, чего хочет жена, но потом сообразил, и кинулся вон из дома.
Варвара выскочила следом и побежала к забору.
Света металась по дому, распихивая крепко спящих домочадцев. Схватив сонного Славика на руки, она рывком подняла Иру и крикнула:
- Митя! Вставай! Пожар!
Митя открыл глаза и ничего не поняв поначалу, увидел, как метнулась к нему Ира.
- Вставай! Быстро на улицу!
Он кинулся было за ней, но потом свернул в комнату Наташи с мужем:
- Ната! Вставай! Пожар! – он осторожно достал из люльки Маришку. – Маринка у меня, давайте быстрее!
Игорь подхватил сонную жену и кинулся вслед за Митей.
Через несколько минут все стояли во дворе, пытаясь сообразить, что происходит и что делать дальше.
- Света! Давай детей ко мне! – Варвара махнула Светлане.
Сергей хотел было что-то сказать, но Света помотала головой и кивнула детям.
- Идите! Все хорошо! Она больше ничего не сможет плохо ни сказать вам, ни сделать, да и Ната с вами. Идите! Холодно на улице.
Она передала Славика Наташе и побежала вслед за мужем, который уже понял, что горит летняя кухня, крыша которой почти вплотную примыкала к дому.
Варвара устроила всех как могла, выдав босой детворе тапки, нажарила блинов и накормила детей завтраком. Она ходила по кухне, боясь поднять глаза на Митю и Иришку. Те не ели, переживая, как там родители. На кухню зашел Александр, жадно напился и сказал:
- Можете домой идти! Потушили все. Не успело разгореться.
Света с Сергеем сидели на крыльце, устало прижавшись друг другу. Света гладила Малыша, целуя его в морду:
- Ты ж мой хороший! Спас нас всех! Не зря я тебя тетёшкала тогда! Какой же ты молодец, Малыш!
Малыш крутился у ног, радостно повизгивая и пытаясь достать до лица и облизать как можно больше своих любимых. Сонный Славик не устоял на ногах, когда Малыш, поставив лапы ему на плечи, свалил его на землю и радостно облизал с ног до головы.
- Дорвался! – расхохотались Света с Сергеем.
Светлана подняла голову и увидела у забора Варвару. Она на секунду замешкалась, а потом кивнула ей, благодаря. Та удивленно подняла брови, но потом нерешительно кивнула в ответ.
- Что ты? – Сергей оглянулся на жену, которая подойдя, обняла его со спины, прижавшись щекой к пропахшей дымом футболке.
- Я просто подумала, какая же я счастливая…
- Ой, мам, так ведь… С Днем рождения! – Наталья глянула на остальных и грянуло дружное «Поздравляем!»
Шарахнулись в небо воробьи, рассевшиеся на яблонях, заполошно закудахтали в курятнике куры, залился радостным лаем Малыш, а Светлана рассмеялась и обняла разом всех своих детей.
- Спасибо, мои родные!


Рецензии