Винтажные компрессоры

«Небраска», 2013, режиссер Александр Пейн, приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль (Брюс Дерн)

Случайно натолкнулся на этот фильм, уж не знаю, что сподвигло на просмотр, но оторваться уже не мог. Фильм сделан на независимой части «Парамаунта», тем не менее удостоился номинаций везде – от «Оскара» до Канн.

Синопсис вкратце – старый пьяница Вуди Грант (Брюс Дёрн) получает от каких-то разводил под названием Мега Свипстейкс Маркетинг письмо о том, что он, Вуди, выиграл миллион долларов в мифической лотерее. Вуди живет в Монтане, а приз надо получить в Линкольне, Небраска. Вся семья – жена, которую Вуди достал своим многолетним пьянством и безденежьем, старший сын Росс, который спит и видит, как бы сдать непутевого папашку в дом престарелых – смеется над наивностью старика. И только младший сын Дэвид (Уилл Форте) соглашается отвезти отца в Небраску. Вуди четко знает, на что прежде всего потратит вожделенный приз – пикап и новый компрессор.

Фильм снят в черно-белой гамме, причем режиссер Александр Пейн долго изучал итальянский неореализм, американский нуар и американскую черно-белую классику, чтобы добиться нужного баланса цвета. Нелишне будет добавить, что Пейн сам родом из Небраски, и все его фильмы сняты там.

Абсолютно классический вроде бы роуд-муви, с одной стороны. Путешествие по той самой «одноэтажной Америке». Ведь что Монтанта, что Небраска – это такие аналоги Рязанской и Тамбовской области, глухо депрессивные регионы той самой вроде бы исконной Америки. Той Америки, которая не выдержала натиска глобализации и сопутствующих ей кризисов и турбулентности.

И основное действие происходит в родном городе Вуди и Дэвида, Хоторне, где они останавливаются по пути. Хоторн уже давно влачит жалкое существование, да и остались там одни старики – наперсники детских и юношеских забав Вуди.
Воспоминания, старые обиды или память об общем веселье, то, чего нельзя вернуть, а очень хочется – вот вокруг чего крутится действие. Дедульки и бабульки очень быстро узнают, что якобы Вуди выиграл миллион, и начинается – «А ты помнишь, когда мы тебе помогли? Должок!»

Для самого Вуди Хоторн – не самое приятное место для воспоминаний, ведь здесь тот самый гараж, который он тупо пропил в свое время и сбежал в Монтану. С другой стороны – «это твоя родина, сынок», хоть и малая. Дэвид при этом всегда рядом, что бы ни происходило – рассек ли нажравшийся папанька лоб, болтается ли он по местам «боевой славы».

Интересно заметить, что несмотря ни на что престарелые обитатели Хоторна стараются сохранить ритуалы, которые были свойственны еще Америке пятидесятых – чего стоит только сцена просмотра мужчинами спортивного матча, пока женщины болтают на кухне. Классика, описанная еще Биллом Уилсоном. Абсолютно типичная для того времени сцена, и снята она великолепно, с последующей трапезой со скандалами и подколками.

Конечно, не сильно зажиточные сотоварищи Вуди не могут удержаться от зависти – «Вуди, ну ты у нас теперь миллионер». И это ставит «миллионера» Вуди в очень неловкое положение, он вроде и рад своему выигрышу, и стыдно ему, да и отмазываться от новоявленных (вернее, старых) кредиторов надо. Вся эта игра – наверное, самое интересное в фильме.

Да и в целом фильм об этом – память, нужна она нам или нет? То, что было много лет назад, насколько оно для нас ценно? Друзья многолетней давности – а такие ли они друзья?

И, конечно, семья – здесь, как мне кажется, Пейну удалось избежать типичной для американского киномейнстрима сопливой сентиментальности, но при этом сцены с участием Дэвида или жены Вуди Кейт как-то без этих соплей показывают, что любят этого ханыгу все, даже лощеный сынулька Росс – телеведущий.

Это смешно, это действительно смешно, особенно когда показываются эти забавные реднеки с их недалекостью и провинциальными повадками. Но, как у Чаплина – видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

В общем, если хотите посвятить два часа своего времени мудрому и смешному фильму о том, что ценно в жизни – «Небраска» для вас.

P.S. Наверное, я точно буду знать, что жизнь при всех моих закидонах прожита не зря, если в моих испитых мозгах на старости лет родится какая-нибудь бредовая идея, а мой сын мне скажет: «Пап, да не вопрос, поехали»

Photo courtesy of Michael RJA1988


Рецензии