Новый путь, 4 глава, 1 параграф

4 глава
Книги «Новый путь» Юлии Стрелец
О любви.
эпиграф
"Насколько мы любим, насколько мы уступаем, прощаем – настолько мы живы. Любовь – это не чувство, а делание добра. В ту меру, в какую мы друг другу пожертвовали, отдали своё – всегда выслушали, потерпели, поддержали человека-в ту меру мы Божьи. А если мы жестки, резки, отвергли человека, не ответили, бросили трубку, считаем, что мы всегда правы – это не просто плохо. Это просто дорога к вечной смерти."
(артист Пётр Мамонов)
Параграф 1.
Понятие любви и ее разновидности.
Сколько люди спорят о любви, сколько на неё мнений и взглядов, сколько произведений на эту тему! Она многолика, многогранна, её виды и понятия о ней многообразны. Но давайте попробуем немного разобраться, систематизировать. Это возможно, потому что у любви есть классификация. Начнём с любви человека к человеку. И прежде чем давать определение из Википедии, очень содержательное, приведу классификацию попроще, которую в медицинском институте нам дали на кафедре психиатрии. Видимо для того, чтобы мы лучше понимали психические и психологические процессы у человека, к тому же преподаватель ещё был специалистом в сексопатологии.
Итак, любовь человека к человеку условно можно разделить на 3 вида.
1 вид – альтруистическая, когда дарят заботу, что-то делают для объекта любви и любят за то, что много вложено в этого человека. Пример такой любви – любовь родителей к маленьким детям. Хотя бывает такая любовь и в семейных парах, и у дедушки к внуку.
2 вид – эгоистическая, когда любят за заботу любимого человека о тебе и за то, что дал объект любви. Дети любят родителей за то, что им много дарят заботы, игрушек, или внуки бабушек - за то, что их балуют.

3 вид – комбинированная, иногда её называют половой или семейной. Когда в любви и черты эгоистической, и черты альтруистической. Пожалуй, это самая гармоничная любовь, кода человек заботится сам и принимает заботу. Но между мужем и женой не всегда такая любовь, к сожалению.

Как дополнение к этой классификации немного образов от меня лично.
Бывает любовь- восторг и любовь- жалость, иногда любовью называют страсть и похоть. Ещё помню, в одной песне пелось, что поздняя любовь – лишь страх потери.
А теперь определение любви  классификация из Википедии. (2016 года)
Любо;вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви]. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Классификация форм любви
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке
• «эрос» (др.-греч. ;;;;) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
• «филия» (др.-греч. ;;;;;) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
• «сторге» (др.-греч. ;;;;;;) — любовь-нежность, особенно семейная;
• «агапэ» (др.-греч. ;;;;;) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.
Также греками выделялось ещё 3 разновидности[8]:
• «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
• «мания» (др.-греч. ;;;;;) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
• «прагма» (др.-греч. ;;;;;;) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»[
На этом заканчивается цитата из Википедии, как видите, здесь описывается много видов любви, древние греки в этом хорошо разбирались.
Теперь я хотела бы поговорить о других чувствах, которые любовью можно назвать только условно.
Виды псевдо- любви.
Есть понятия любовь к комфорту, любовь к власти, любовь к славе, но это не настоящая любовь. Хотя бы потому, что в перспективе не даст настоящего счастья, а впоследствии приведёт к страданиям и многочисленным страхам. Это всё-таки греховные страсти.
Об этом пишет Иоанн Шаховской в сборнике «Апокалипсис мелкого греха», статье «АГОНИЯ ОДИНОЧЕСТВА»:
«Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие. Безблагодатное страдание рождается в кругу неосиянной Богом любви, пре-любви.
;;;1) Любовь к неверной и ничтожной славе своей в мире, 2) любовь к неверным и быстро преходящим ценностям, 3) любовь к телесным наслаждениям и внешнему покою; эти три пре-любви человеческие, соединяясь в одном круге, откидывают в мир люциферианскую тень страха.»
И далее расшифровывает: «Первую пре-любовь окружает страх бесславия, бесчестия или неполучения от людей желаемой чести. Это боязнь увидеть невнимание к себе, к своим способностям, талантам, совершенствам. В этом состоянии, как пьяницы вина, люди ищут одобрения себе и признания со стороны других людей, даже тех, к которым они совершенно равнодушны. Художник или политический деятель, свысока относящийся к «толпе» (себя из нее выделяющий), в то же время жадно ищет у этой толпы себе признания и поклонения, боясь не найти этого. От мнения других людей человек часто ставит в зависимость свою жизнь. Здесь одна из тяжких цепей общего рабства. Как идолы, одни люди постоянно ищут себе от других людей признания, почета, внимания и уважения. Не заботящиеся о славе Божией, остро заботятся о своей славе и чести. Различны степени и виды этого общечеловеческого, а лучше сказать, бесчеловечного вожделения…»
Про второй вид псевдо-любви: «Другая пре-любовь, порождающая демонический страх, есть страсть к богатству, деньгам, имениям, вещам... Корень всех зол есть сребролюбие», иначе сказать, ненасытное вожделение материального. Тут рождается один из самых острых страхов, терзающих человечество. Страх потерять или не приобрести. Они рождаются от убийственных для души чувств скупости и алчности. Скупые страшатся потерять то, что они имеют; оттого боятся поделиться кратковременным своим имуществом; алчные страшатся не воспользоваться возможностью, случаем и временем обогащения. «Время – деньги» – девиз алчного, написанный на его лице и на стене его конторы. Он не понимает, что не время является деньгами, а деньги являются сконденсированным, кристаллизированным временем, умножаемым в руках человека, для лучшего его посвящения Богу и ближнему. Через милостыню свою богатый умножает время своих молитв, своего добра, своей верности Богу. Чрез любовь материальная ценность становится и духовной ценностью. Время бесконечно дороже денег, и деньги имеют ценность лишь для знающего духовную тайну времени»
И про третий вид ложной любви:  «Любовь к плоти другого человека и к своей плоти, и поставление ее слепых, природных и ниже природных велений центром своих интересов, есть новый океан человеческой бессмысленности, из которого истекают новые реки человеческих страхов.
Любовь к себе и к своему телу, в истинном духе и разуме, не противоречит любви к Богу и к другому человеку. Мерилом любви к ближнему поставлена любовь человека к самому себе. Но человек утерял дух правильной любви к себе. Мало кто из людей любит себя по-настоящему, как храм Духа Святаго.»
Надеюсь, что эти яркие и точные высказывания Иоанна Шаховского многим людям помогут разобраться в этой теме.
Есть еще один вид любви, о котором я хотела бы поговорить отдельно.
Любовь к творчеству – это прекрасно и отчасти приближает нас к Творцу. Мы сами творцы отчасти, и если мы творим и радуемся, и благодарим Бога, то это очень правильно. Тут важно, чтобы здесь не примешалось тщеславие, гордыня, они могут всё испортить.
Если вернуться к размышлениям о том, как любить правильно и как неправильно, какая любовь уводит не туда, то надо признать, что и любовь-эрос обычно уводит не туда. Телесные проявления любви должны быть в семейной союзе, а не стихийно возникшие. Очень много страданий у современных женщин и мужчин из-за того, что ищут так называемой свободной любви, а вместо этого получают разбитые сердца, отсутствие семейного очага и любимых детей. Либо дети не имеют полноценной семьи и страдают. Людус и мания как виды любви тоже вряд ли приведут к истинному счастью. По поводу такой любви, как прагма могу сказать, что только некоторые элементы прагматичности могу допустить при создании семьи. Уместен некий духовный и душевный расчет, но постараюсь раскрыть тему в главе о семейной жизни.
Если вдуматься, то понимаешь, что эгоистическая любовь - тоже неправильный вид любви. Это ещё простительно маленькому ребёнку, который пока не научился благодарить. Но даже дошкольнику, тем более взрослому человеку открыты возможности порадовать любимых и любящих людей – добрым словом, приятной мелочью, стремлением не огорчить дорогого тебе человека. И тот, кто этого не хочет или не умеет, сам обедняет свою жизнь. Потому что доброта и жертвенность возводят нас на другой уровень радости, развития, тут начинается духовность. И настоящая любовь – жертвенная и бескорыстная.
И в такой любви, жертвенной и терпеливой можно упражняться всю жизнь, всю жизнь учиться любить.  Идеал любви описывает апостол Павел в послании Коринфянам, 13 главе, стих 4-8. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»
Если вернуться к древнегреческой классификации, то это «агапэ» - безусловная, жертвенная, Божественная любовь. Мы можем подражать Богу, любя ближних именно так. По церковнославянски это называется "любы"
Ведь почему нам даётся в Новом завете 2 заповеди: любить Бога и ближнего? Чтобы мы через любовь к ближнему проявили любовь к Богу.
Нужен долгий и серьезный духовный путь, духовная брань с грехами и страстями, чтобы достичь такого состояния, как описывает апостол Павел, я так полагаю. Но если достичь этого идеала, то райская сладость начнется в душе еще на земле и усилится после земной жизни, на небе, в жизни вечной. Это невозможно представить и описать, настолько высокое и прекрасное состояние. И отчасти его достичь – тоже замечательно.


Рецензии