26. 11. Пушкин, декабристы и Арион

Пушкин, декабристы и Арион
Таинственный певец, поющий прежние гимны

***

Арион. Таинственный певец, поющий прежние гимны

рис. долбленка

Декодирование второго Послания римлянам  16 июля 1827 г с публикацией в «Северных цветах» на 1828 г

АРИОН
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!—
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою

рис. Поморская лодка осиновка или челн

Осиновка или осинка[К. Бадигин. Осиновка // По студёным морям. — М.: Гос. издательство географической литературы, 1956] — традиционная небольшая поморская лодка или челн HYPERLINK И. Самойлов.  Осиновка //Морской словарь. Военно-морское изд. НКВМФ СССР, 1941. Т.2], которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.

Томашевский Б. В. дал в Примечаниях к изд. «Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836. — 1977. С. 433—476.» следующий умышленно скромный комментарий:
 «Пушкин далеко отступил от традиционной формы мифа об Арионе, чудесно спасенном дельфином. Имя Ариона понадобилось ему, чтобы прикрыть истинный смысл стихотворения, рисующего судьбу друзей-декабристов и самого поэта»

рис. Чёлн.  Нац музе HYPERLINK HYPERLINK Республики Карелия  Челнок или Долбанец (Псковская губ.) Осиновая лодка долбленка

Эта судьба описана Пушкиным предельно откровенен:  он оказался в челне среди многих случайно = был беспечным (или беспечной верой) вовлечен в чужой замысел с неким умыслом… В челне среди многих безликих были и умельцы парусного спорта, и дружные гребцы академической почти гребли… но умным был один кормчий…  Однако Бог (Природа)  прогневался  и наслал вихорь шумный ( т.е. с пушечной пальбой, громом  и грозой): все погибли — и лишь таинственный певец был спасен Провидением. Этот избранник Бога — я. Теперь я таинственный для вас певец сушу свою ризу (влажную о того, что в страхе описался)в укромном месте (под скалою)  и «гимны прежние пою».

рис. Каноэ (чёлн)  из Пессе 8200—7600 гг. до н. э. Размеры = 298 ; 44 см. Лодка изготовлена из древесины сосны, обработанной топорами из кремня или оленьего рога

Попытаемся декодировать три слова в этой непростой много смысловой или поливариантной кодограмме Нашего потом Всего и уж поди и Навсегда:
- таинственный певец
- риза моя
- гимны прежние мои

рис. Ча;йка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI — XVII в

Версия намба уан

Таинственный певец = это поэт АСП, декабристами не за того принятый = он был лишь одурманен беспечной верой и не был ни зилотом, ни сикарием, ни рупором политпротеста, мятежа и бунта я остался для декабристов тайной, мой «Кинжал» это лишь забава беспечной веры… ни к чему меня и не обязывающей
Риза = на мне не доспехи зилота, не плащ сикария, ни тога римлянина-республиканца = на мне РИЗА пророка, заткнувшего свой рот и толкующего идеи и готовящего речи Царя Наместника Его
Гимны прежние = все мои гимны — это оды во славу императриц ЕА и АФ, гимны Аполлону, Эросу Эротовичу и Эвтерпе. Посмотрите, бунтари чертовы, на мои вирши… их основная тема = амур ки шантэ тужур ... л’амур э ля нюи дан се бо пэи ... Я как пел о своем Боге и Мусе, так и пою. Всё по  прежнему. Не надо мне приписывать то, что я не делал, и делать из меня того, кем я не был и не буду А потому что … а не фиг ...то.
Аминь

Резюме версии:
мой желчный характер, мои тщеславие и желание нравиться всем (и аристократам, и царям, и фронде), мою позу надменной независимости вы приняли за революционность … это было причиной «обмана» … но раз вы меня не поняли и не за того приняли, а я пою прежние гимны — Стансы etc., я был и остался тайной и посему я никакой не перебежчик в дежурную часть новой власти…  не фиг на меня вешать ярлык «шпиён правительства»

Версия нюмеро дё

Таинственный певец — это АСП — провокатор: мои Вольность. Деревня и Кинжал = провокации агента под прикрытием тайны скрытой истинной натуры; я люблю не республику и публику, а царя и власть; моей тайны вы не расчухали и не за того меня приняли; но вот вихорь прошел, всех сдуло с челна и всё встало на свои места… и я вернулся в строй, где я не «чужой среди своих» …
Риза. На мне риза проповедника непреодолимой силы власти и Порядка Вещей = я пророк дежурной части, который за нее вырвет язык поганому и глаголом прожжет сердца смутьянам.
Гимны прежние мои. Я снова(после спецзадания)поюсвои (уже не ваши сводоболюбцев) прежние песни о Жене Онегине и Тане Лариной, о ножках и девичьих прелестях … о любви до и ниже пояса. Моя цель — поэзия. И ничего больше!

Ре-изюм:
C’est la vie! = Сэ ля ви…. Я никакой не перебежчик и не шпиён. Я верен своим идеалам монархии и феода. Я лишь хочу, чтоб меня допустили до кормушки у трона. И еще я хочу жениться… Очень. Но пока никто не ... идет … Репутация им, видите ли, не та…

рис. Челн в Кижах


Рецензии