26. 13. Пушкин и Три богатыря поэта-мыслителя
Эти три бога-тыря = Вяземский (ПАВ, рожд.1792), Грибоедов (ГАС, рожд. 1795) и Пушкин (АСП, рожд. 1799)
Это были самые умные персоны, превосходные мыслители и прекрасные поэты. Они видели не реализуемость планов радикальной (революционной) либерализации страны путем ликвидации монархии Дома Романовых и установления конституционного строя наподобие стран Зап. Европы.
Вяземский с 1810 числился как тогда называли «либералистом»: поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции; он критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью» - ПАВу запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века. Однако к 30 годам в середине 1820-х автор стал более осторожным и в итоге стал «декабристом без декабря» (титул за »политическую» лирику молодости). Он называл Стансы (1826) Пушкина шинельными стихами, а позицию и высказывания Пушкина по поводу подавления польского восстания в 1830 считал позорными и недостойными … Глубоко скептическое настроение князя после расправы над декабристами выразилось в сатирическом стихотворении «Русский бог», распространявшемся в списках (равно как и стихотворение «На память», написанное им в 1837 году на смерть Пушкина).
В 1829 он написал открытое покаянное обращение к императору Николаю 1 «Моя исповедь»:
«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».
Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.
С 1863 г Вяземский в основном жил за границей и умер в Баден-Бадене 22 ноября 1878 г
II
Вторым богатырем и декабристом без декабря был ГАС. Эту персону академик М.В. Нечкина буквально приблизила к «революционной демократии» (за что была удостоена Сталинской премии и бессмертным кремлевским пайком). Ей возразил тогда же в 1947-ом Н.М. Дружинин, который «… не нашел у ГАСа темперамента рев. борца и веры в целесообразность и возможность победоносной народно-демократической революции». Проклиная русское рабство, ГАС просто не верил в возможность «какого-бы то ни было революционного переворота» (Н.К. Пиксанов»), пришедший к власти Николай 1 , читавший и ценивший «Горе от ума», не просто защитил ГАСа от следствия по делу 14 декабря по формуле «Высочайше повелено оставить без внимания», но и распорядился выдать очистительный аттестат, « не в зачет годовое жалование» и повысить чв чине (!). Вот что значит быть в горе от ума !
Кедрин Дм. "ГРИБОЕДОВ"
Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов…
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.
На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин –
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?
Прокляв английский клоб,
Нарядился в халат Чаадаев,
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает... Фаддей!
От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам
Взимать с Тегерана куруры,
Туркменчайским трактатом
Вколачивать ум в персиян.
Лишь упрятанный в ящик,
Всю горечь земную изведав,
Он вернется в Тифлис.
И, коня осадивший в грязи,
Некто спросит с коня:
“Что везете, друзья?”
- “Грибоеда.
Грибоеда везем!” –
Пробормочет лениво грузин.
Кто же в ящике этом?
Ужели сей желчный скиталец?
Это тело смердит,
И торчит, указуя во тьму,
На нелепой дуэли
Нелепо простреленный палец
Длани, коей писалась
Комедия
“Горе уму”.
И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
III
АСП простился с либеральным бредом загодя и своевременно - в 1821 … Об этом мы уже толковали. Он находил свободу, о которой толковали тайники, каким -то призраком, а без самодержавия и монарха России не мыслил.
Все три богатыря были «без декабря». Такой декабрь как 14-ого им был не нужен.
***
merci beaucoup por votre attentionн.
Свидетельство о публикации №222021600325