26. 14. Пушкин Декабристы Милость к падшим

Пушкин милость к падшим призывал

Падшие … Кто ж это такие? 
Это ж не павшие ... на поле брани

Чтобы быть лучше понятым, Поэт использовал атрибуты вербальности (лаборности)  или словесности (звуки, образы, язык, фразы, лексику и символы), более понятные современнику.  В этой связи ближе к 30-м по мере взросления рассудка и изменения  душевного настроя и ландшафта поэт все чаще прибегал к мифологии библеистики и христологии. В попытке понять Пушкина и его призыв «милость к падшим» Обратимся к этому разделу культурологии.

рис.  Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», 1866

I. Архетипы падших в культурологии

Мир Ойкумены принципиально дуалистичен: практически у всех опытных образцов землян вида HSS все земное сущее принадлежит либо миру Зла (З), либо мира Добра (Д)… И каждому из нас уготовано творцом его личное место в дуэльном мире «Д+З». Это и есть часть концепции «предопределения».
Есть разные  трактовки генезиса и структуры Д+З и некоторые из них, в частности, у восточных мистов, особо экзотичны и волшебны. Но мы живем в пределах культуры авраамических космо-,  тео- и антропо- логий — в них ограничим наш ликбез.
Границы двух миров системы «Д+З» не четкие… что согласуется с современным зрением в квантовой физике (см., напр.,  Капра Фритьоф. Дао физики) часто Д и З меняются местами, дополняют друг друга, мистифицируя и регенерируя. Они взаимно обусловлены. Он части единого сущего, обладающего системной целостностью.               
 Особенность этой конструкции в том, что иногда персоны мира «Д» уходят в мир «З»и по идеологическим причинам таких называют «падшими». В традиции культура христианского мира есть два архетипа падших — ангелы и дщери земные = потомки Хавы (Евы).

1.1. Падший Ангел

Падших ангелов Библейский словарь Брокгауза (https://old.bibleonline.ru/slovari/brockhaus/Int235/) подает так:
I. Ангел = евр. слово малах и греч. ангелос означают: "посланник", "вестник". Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 - в Синод. пер. - "соглядатаи"), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А. называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; 38:7). Относит. Быт 6:1-4 см. 1993:Исполины.
II. Реальность существования А. подтверждена Библией: они часто упоминаются уже в кн. Бытие (Быт 16:7; 19:1,15 и др.), что исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. херувимов (см. 4450:Херувимы) и серафимов (см. 3738:Серафим) тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13). Прим. Летящий А. упоминается только в Откр 14:6 (в Откр 8:13 в греч. тексте - орёл, к-рый, вероятно, символизирует А.).

рис. Падение мятежных ангелов —  фламандец Питер Брейгель Старший (1562)

V. А., руководствуются своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, и посему то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите сатаны (см. 3664:Сатана) (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 6). Но они уйдут "в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).

По Библейскому словарю В.П. Вихлянцева: Ангел - как еврейское слово "малеак", так и греческое "ангелос" имеют значение "посланник", А.- это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс 102.20). Из Священного Писания = А. - существа сотворенные, бесплотные, не знающие человеческих страстей и слабостей (Мр 12.25), обладающие волей (ибо есть падшие Ангелы), могущественные и наделенные разумом, превышающим человеческий, всегда являющиеся в мужском обличии.
Единственный женский вид ангелов = Серафима (Seraphime)
Петр Тюленев, Екатерина Сарк. Бестиарий: бестиарий. ангелы. Издательский дом "ТехноМир" (май 2004) уверяют:  Ангелы были и у язычников: только у славян сюжет о творении ангелов встречается 35 раз в составе мифов о сотворении мира и 7 раз — как самостоятельная легенда. Наиболее популярная, имевшая отклик в сказках восточных славян, гласит, что: “Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы...”. По Библии: Бог, занятый творением всего мира, передает свои функции архангелу Михаилу, а Сатана — старому черту Кривому Ерахте, бесу Анцыпыру и, в более поздних легендах, даже Адаму, пользуясь доверчивостью п оследнего. В выборе способа разногласий в легендах меньше. Вариантов всего два: в 26 версиях актов творения рассказывается о происхождении ангелов и демонов из искр, высекаемых из камня, оставшиеся же тексты сходятся на том, что материалом послужили водные брызги при стряхивании капель воды с рук Господа. В авраамическом культе, зафиксированном позднее в Библии часть разумных и наиболее продвинутых ангелов взбунтовались на огороженном (буквально = райском) участке «Эдем» (Эден) полигона Земля с ОКБ Бога  по проекту «Люди-людишки (адамиты) на Земле обетованной».
Предводителем восставших небожителей все источники однозначно называют ангела Сатану или Люцифера. Первоначально Люцифер (“светоносный”) был “иже старейшина 10-му чину” ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Однако в Ветхом завете  в творении никакого Сатаны нет: там сатан — это лишь наречие «напротив» - оно служило обозначению той персоны, что в симпосиуме в ложе Рая  было просто напротив Бога-Творца и Гл.инженера проекта. Позднее (в ср. темные века) богословы этот недостаток устранили и Сатана стал Князем Мира с полными правами  олицетворения Зла  (хотя, фра. здесь не обошлось без домыслов). Схематично миф о падении части ангелов выглядит так: «... На четвертый день творения “заводил” Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: “Вот поставлю свой “престол на облацах и буду подобен Всевышнему”, и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь — девять — двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела.
 Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов “отпасть” от Бога. “Отпавшие” были выгнаны с божественных небес, но не успокоились:  Сатана решает свергнуть Бога и править самому. Для этого он со своим войском поднимается на самую высокую гору, где строит башню, которая упирается в божественные небеса. Завидев это, Бог говорит: “Будем предпринимать войну”. И все исполняется по слову Господа. Началась первая гражданская война… В первой схватке бились два ангела — архангел Михаил и ангел Люций Фер: Сатана палит огнем и опаляет противнику крылья, после чего знобит холодом на три (33) версты; дуэль продолжается 77 дней, Бог устал от этого спектакля и решил нарушить Дуэльный Кодекс = усилить своего архангела, наложив  на него схиму, дав ему жезл, огненное копье, крест, евангелие, шпагу, меч огненный, “заклятый” меч-кладенец, стрелы молниеносные огненные, броню булатную, шлем духовный с перьями павлина, придав тем  арх. М-ле “особую страшную силу”, дав еще и власть над грозными тучами, громом и молнией, благословляя арх. М-ла и делая его в дополнение ко всему еще и четырех-, а потом и шестикрылым. И Сатана проиграл. Но чести не уронил стал Князем Мира…  “Отпавших” победители безо всякой милости спихнули с небес вниз. Летели они до земли 40 дней и 40 ночей. За это время архангел Михаил разрушил башню падших и затворил для них небеса. Затем “падших” лишили ангельской сущности и нарекли демонами, отсрочив им окончательное наказание до Конца Света или Конца Времен. Но война не закончилась: вся последующая история адамитов — это лишь продолжение давнего конфликта, положение шаткого мира до Конца Света.
От союза падших с дщерями земными и земноводными родились нефилимы… 
Один из демонов — в чине злобного гения — прочитав пушкинское «Безверие» (1817), стал навещать будущее Наше Всё и в 1823 г в его плоть-душу-дух вселился и прописался… (об этом Пушкин оповестил цех и мировое сообщество в творении Демон, которое открыло демониаду русских поэтов (см. Приложение№1)

II.  Падшая женщина - Fallen womanВторой архетип падших в культурологии
 — это такая вкусняшка = Падшая женщина - Fallen woman = архаический термин для описания женщины, «потерявшей невинность» и отпавшей от благодати Божьей. В Британии 19-го века особенно это значение пришло быть тесно связанным с утратой или отказом от женского целомудрия и с женской распущенностью (см. wikichi.ru). Богословская трактовка в пределах религий авраамического толка: из библейской истории (Книга Бытия или Берейшис)  была первым прототипом падшей женщины была Хава (Ева) — иша адама: она была совращена падшим ангелом, обернувшимся Змеем, нарушила единственный запрет Творца — отведала плод с Древа Познания Добра и Зла, возбудилась, совратила адама плодом и страстью соития, что привело к страшному для культа Яхвы греху = потере невинности (целомудрия). Превосходные образцы превращения девы в падшую женщину дал А.С. Пушкин: он создал идеальный образ такого архетипа — Мария в Гавриилиаде
Итоги ликбеза о милости к падшим
После прочтения богохульных кощунственных поэм афея Пушкина о гранях и границах его афеизма и безверия мы можем допустить такое толкование его « … И милость к падшим призывал » (вслед за В.В. Розановым):

(1) декабристы не понимали и отрицали самобытную Россию; “своя своих не познаша» = один патриот среди них не понял другого в разрушительной по сути либеральной («освободительной») традиции при ничтожной мысли в антипатриотическом духе при оглушающем и одуряющем пафосе и выспренности бесконечной болтовни об иллюзорной свободе за кружкой русского вина;

(2) в итоге «декабристы» пошли 14 декабря на необдуманный ложный шаг и пали на Сенатской  … стали падшими … будто «павшие ангелы»

(3) эти бунтовщики = падшие, но они - пародия на библейский бунт,  эти наши падшие серее и слабее истинных … они не страшны, сдались, друг друга предали (кроме единиц тех немногих подобных И. Горбачевскому, М. С. Лунину, И. Д. Якушкину, Л И. Борисову…, кто не выдал товарищей по идеям и братьев по мечу)
«Всякий маменькин сынок,
Всякий обирала,
Модных бредней дурачок,
Корчит либерала»  («Современная песня». Герой войны 1812 года Денис Давыдов)
(4) наши падшие заслуживают милости …  они просто заблудились в сумраке иллюзорной свободы и бреда = они не страшны… их можно и милостью наградить … хоть какой-будь … например, из рудника перевести в острог читинский… или в землянки под Усолье-Сибирским =  пущай полякам-повстанцам место готовят … вот
(5) я, АСП -  грешный сочинитель, преисполненный «беспечной веры», их сам стихом кинжальщика-сикария Кинжал как жалом жалил,  провоцировал и поддразнивал (так в письме в Вяземскому!)
(6) но я, поэт АСП,  только призываю лишь по христианской традиции …  а уж там, власть, как хочешь… хоть снова на эшафот … вот ...  я тут ни причем… а тому, кто не верит , - по лбу ... кирпичом

Завершил кощунственную для клира РПЦ и всей Святой Руси  поэмку автор не раскаянием и покаянием = словами усталой от секса еврейки  Марии:
Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».

    Всевышний бог, как водится, потом
Признал своим еврейской девы сына,
Но Гавриил (завидная судьбина!)
Не преставал являться ей тайком;
Как многие, Иосиф был утешен,
Он пред женой по-прежнему безгрешен,
Христа любил как сына своего,
За то господь и наградил его!

III. Архангел Гавриил — падший ангел в пародийной теологии Пушкина

В 20-х Пушкин написал поэмку Гавриилиада… Он боготворил пародирование и мистификацию с желчной характерной издевкой. Пределом этой страсти в поэтической сфере жития Гения стало пародирование генезиса греха и сути грехопадения.  У Пушкина падшими оказались все = не только тварные, но и сам Творец-удалец!
Поэт представил Творца — грешником, обуянным половым влечением к Марии = дщери земной — еврейке молодой, он занят сводничеством и сутенерством, его посланник Гавриил становится падшим силой обаяния Зла при встрече со Злом (вкусной девой) =  он совращается и  … Мария ему легко отдается … а перед этим с ее помошью пал и иной ангел — обернувшийся  голубем … Это буквально свальный грех с Богом во главе.

рис .Гавриил приносит благую весть Св. Марии  У Пушкина в Гавриилиаде:
(см.Zivitas. 133. Иллюстрированный Пушкин. Гавриилиада = https://fantlab.ru/blogarticle61513)

изография:
Акт №1 — со Змеем
 Отступления в "Гаврiилiаде", худ. П.Бунин
Акт №2 — с архангелом Мишелем:
.Кравченко " (Акт №3 -  с  Творцом — голым голубком, а потом и Лебедем. Леда" (1926)
рис. А.Кравченко "Античный мотив. Леда" (1926)


Рецензии