26. 18. Пушкин. Российская русскость и мнимая оппо

Что убило Пушкина.
Что убило Пушкина? 

Российская русскость и осторожная робкая оппозиционность литераторов

Идеи либерталистов (так в начале 19 века называли либералов) об «освободительности» на Руси не были в согласии с идеями патриотизма… самобытности и государственности …

Самым большим мифом моих отрочества и юности был миф о народности и  революционной оппозиционности наших литераторов: Радищева А.Н., (РАН) Чедаева П.Я. (ЧПЯ), Вяземского П.А. (ПАВ), Грибоедова А.С. (ГАС) и даже любимого от слабого знания и непонимания Пушкина А.С. (ПАС)  нам в сов. ср. школе (ССШ даже класса «спец» - с глубоким изучением иноязыка и с глубоким погружением в культуру евространы — Франции) подавали в подливе революционности. Они так громко орали, стонали и стенали, что разбудили Герцена … И тот ударил колоколом в набат, а Чернышевский позвал к топору …  И масса бедноты кинулась экспроприировать, насиловать, колоть вилами, жечь, топить в прорубях и вешать на березах … дворян.

1. Оппозиционер Радищев (РАН)
Скандально славный «оппозиционер» РАН  хотя и считал крайности гнета крепостников полезными для взрыва освободительности (см. «Житие Федора Ушакова», гл. «Медное» в кн. «Путешествие из Петербурга в Москву «) был пылким, душевно неуравновешенным и чувствительным человеком, но в сути своей был шибко приверженным христианству (культуре) и идее государственного блага России(см. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего, 1762). Он (помещик сельца Немцово Калужской губ) сильно страшится и тем пугает душевладельцев ужасами пугачевщины и русского бунта вообще (гл. Хотилов. Проект в будущем в кн. «Путешествие...»):

«Но ведаете ли, любезные наши сограждане, коликая нам предстоит гибель, в коликой мы вращаемся опасности. Загрубелые все чувства рабов, и благим свободы мановением в движение не приходящие, тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствование. Поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть братия наши, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и светочу. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем. Приведите себе на память прежние повествования. Даже обольщение колико яростных сотворило рабов на погубление господ своих! Прельщенные грубым самозванцем, текут ему вослед и ничего толико не желают, как освободиться от ига своих властителей; в невежестве своем другого средства к тому не умыслили, как их умерщвление. Не щадили они ни пола, ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз.
Вот что нам предстоит, вот чего нам ожидать должно. Гибель возносится горе постепенно, и опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности, и первый льстец или любитель человечества, возникши на пробуждение несчастных, ускорит его мах. Блюдитеся.»

РАН всего лишь призывал умерить алчность, унять ярость жестокости  и не доводить до крайности гнет крепостничества, ослабив по возможности оковы рабства…  Возвращенный из ссылки в Сибирь, продолжил жить барином в своем имении …

2. Оппозиционер Чаадаев П. Я. (ЧПЯ)
Москвич из старинной зажиточной дворянской семьи  ЧПЯ (1794—1856) — русский философ (по собств. оценке — «христианский философ») и публицист, обладатель орденов и медалей войны 12 г * вкл Кульмский крест!) - был объявлен властью сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. В 1829—1831 гг создал своё главное произведение - «Философические письма». Публикация в 1836 первого из «Писем» (LETTRES PHILOSOPHIQUES ADRESS;ES ; UNE DAME) вызвала настоящий скандал и произвела впечатление «выстрела, раздавшегося в тёмную ночь» (Герцен), вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого.»  Император счёл Чаадаева «сумасшедшим» и по распоряжению правительства он считался душевнобольным пребывающим под домашним арестом …  Это был один из первых примеров «карательной психиатрии» в России.
Чаадаев в 1820-е годы
Чедаев ( как звал его Пушкин) был лишь зачинателем западничества в России и лишь горьког негодовал по поводу ее отлучённости   от «всемирного воспитания человеческого рода», «духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии» … Знакомцы ЧПЯ (Гагарин И.С, или Свербеев Д. Воспоминания о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Русский архив, 1868. — Изд. 2-е. — М., 1869. — Стб. 976—1002) засвидетельствовали: Петр даже в пору «декабризма» был сторонником самодержавного строя и противником всяких возмущений в государстве, а к моменту публикации Письма уже давно отказался от этого своего мнения и кривотолков. Для борьбы с нелепицей последних и приписок ему революционности  ЧПЯ, увидев и осознав что сделали с Пушкиным, написал  «Апологию сума(с)шедшего», в которой есть такой пассаж:

«Милосердие,   говорит   ап.   Павел,   все  терпит,  всему  верит,  все переносит: итак,  будем  все  терпеть,  все переносить, всему верить,  -  будем  милосердны.
***
Наше могущество держит в  трепете  мир,  наша  держава  занимает  пятую часть земного шара, но всем этим,  надо  сознаться,  мы  обязаны только энергичной воле наших государей,
которой содействовали физические условия страны, обитаемой нами.
Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом,только  в силу покорности стали мы великим народом.
***
… справедливость требует также признать,  что,  отрекаясь  от своей мощи в пользу своих правителей, уступая природе  своей  страны, русский народ обнаружил высокую мудрость, так как он признал  тем  высший  закон  своих судеб: необычный результат двух элементов
различного  порядка,  непризнание  которого  привело  бы  к  тому, что народ
извратил бы свое существо и парализовал бы самый принцип своего
естественного развития.Быстрый взгляд,брошенный на нашу историю с точки зрения, на которую мы стали, покажет нам,надеюсь, этот закон во всей его очевидности. «

3.  Оппозиционер  Петр Андреевич Вяземский  (ПАВ), Князь и поэт

Личную неприязнь между князем ПАВ и царем Николаем-1 выдают за рев. оппозиционность. Чушь собачья, как любит ре-изюмничать наше Всё №3 (ВВП) ...
 …  Да, князь ругал матом Пушкина за его шинельные стихи и особо за позицию по польскому вопросу = но то были разногласия в понимании патриотизма и в служении государству. Да, князь  в частном письме А.И. Тургеневу находил, что Россия столь позорна, что, если её и можно или нужно любить, то только как ****ь:

@///Неужели можно честному русскому быть русским в России? Разумеется, нельзя.
Русский патриотизм может заключаться в одной ненависти к России – такой, как она нам представляется. Этот патриотизм весьма переносчив. Другой любви к Отечеству у нас не понимаю. Любовь к России, заключающаяся в желании жить в России, есть химера, недостойная возвышенного человека.
Россию можно любить, как ****ь, которую любишь со всеми её недостатками, проказами, но нельзя любить, как жену, потому что в любви к жене должна быть примесь уважения, а настоящую Россию любить нельзя.@

Князь долго не шел на поклон к царю и к нему службу … хотя Пушкина на это уговорил. Он был просто умнее. Уже в солидном возрасте при смене царя пошел все ж служить: после воцарения Александра II, ПАВ в  1855 г. вернулся из Швейцарии в Россию и получил пост товарища министра народного просвещения при министре Аврааме Норове, в 1856-1858 одновременно возглавлял Гл.управление цензуры. В конце 1850-х гг. он пользовался немалым влиянием при дворе, был одним из любимых приближенных имп-цы Марии Александровны, посвятил немало стихотворений ей и другим членам правящего дома ,в 1855 г. стал тайным советником, сенатором,в 1861 г. — гофмейстером Двора ЕИВ, в 1866 г. членом Гос. Совета и обер-шенком Двора … Мощнейший оппозиционер! Умер правда за кордоном… Как и Жуковский...

4. Александр Сергеевич Пушкин - народнейший поэт, певец Свободы и борец с царизмом
В юности поэт дразнил власть, подсвистывал 9ег слово) царю и слыл «кинжальщиком» (сикарием) … Но через год командировки на юга и ловли саранчи быстро протрезвел и покончил уже в 1821-ом с « либеральным бредом» ( дословно!) … правда успел поиграть в масона  … но погорел на афеизме…  опять же переборщив или пересолив по Чехову в мистификации и мифотворчестве самого себя …  наи любимейшего и избранного богами

Оппозиция Пушкина была сердечно-задушевной. 
Его лозунг был краток и прост:
Души прекрасные порывы!
Свободу он находил призраком и иллюзией молокососов (т. е. манией по Платону, но не путать с Маней…) 
Либерализм — бредом архивных юношей…
Его наиб. популярное выражение из частного письма оппозиционеру ПАВ в переломный для всего пушкинского мировоззрения год — 1826-ой! :

«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство...
просишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? В нем дарование приметно - услышишь, милая, в ответ:
он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится - ай да умница»

Удрать за кордон, как Дружников (Альперович бишь) не переживал, туда удравши, поэт-человеку не было суждено … Поэтому он пользовался вовсю царской кредитной линией и милостями … До кона дней был помещиком-крепостником 
Ко всяким бунтам АСП относился как все помещики = с паническим страхом.  Запись о повешении пятерки декабристов: 
Я и бы мог как шут ...
Яркий пример = его истоптанная цитата:
«Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный...»

из романа «Капитанская дочка» (1836 г.). Главный герой романа Гринев Пётр Андреевич описывает последствия смуты во времена восстания Емельяна Пугачева (1742 – 1775), глава XIII. Арест:
"Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено; помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!  Пугачев бежал, преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном. Вскоре узнали мы о совершенном его разбитии. Наконец Зурин получил известие о поимке самозванца, а вместе с тем и повеление остановиться. Война была кончена."
В конце жизни серчал на нее и на житие в Росиии:
« ...черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать.»
(из письма Н.Н. Пушкиной 18 мая 1836 г. из Москвы в Петербург)
« ...черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать.»
(из письма Н.Н. Пушкиной 18 мая 1836 г. из Москвы в Петербург)


Рецензии