Москва - Крым Елец Хренников

С Куликова поля выезжаю опять на трассу М-4 и еду до Ельца порядка 250 км.
Елец упоминал я при рассказе об Иване Бунине, который жил и учился здесь в гимназии  (http://proza.ru/2017/10/29/390). Здесь есть его дом-музей.
Сейчас же я расскажу об уроженце этого города композиторе Тихоне Николаевиче Хренникове.
О творчестве.
Для меня Хренников – это, прежде всего, песни из кинофильмов (те, на которые я обратил внимание):
- «Свинарка и пастух» - «Песня о Москве» (И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройду я траве, друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве)
- «В шесть часов вечера после войны» - «Артиллеристы, Сталин дал приказ»
- «Верные друзья» - «Что так сердце растревожено», «Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке»», «Мы вам расскажем, как мы засели», «Шел ли дальней стороною».
- «Гусарская баллада» - «Давным-давно», «Колыбельная Светлане», «Жил-был Анри Четвертый», «Я пью, все мне мало, уж пьяною стала».
- «Дуэнья» - «На свете жил сеньор нестарый».
- «Саша, ты помнишь наши встречи в приморском парке, на берегу».
- «Служили два товарища» - «Вот пуля пролетела – и ага».
- «Московские окна».

У него есть несколько опер: «В бурю», «Мать», «Много шума из-за… сердец», «Доротея», «Золотой телёнок», «Голый король». Первые два можно найти в Интернете, но ничего в них нет. Остальные найти не удалось.
Известные балеты:
- «Гусарская баллада», видимо, сначала был балет, а потом уже фильм 1962 года.
- «Любовью за любовь» (Много шума из ничего). Кстати, на эту музыку в 1983 году сделан музыкальный фильм с участием Пугачевой. Но если в «Гусарской балладе» есть несколько интересных тем, то во втором – только одна, довольно слабая.
Есть оперетты. Знакомое название «Сто чертей и одна девушка», но можно найти только трио девушек. Мелодично.   
И довольно много симфонической музыки.

Но я дорвался. Нашел Авторский концерт Тихона Хренникова (1973г). Здесь видимо, к 60-летнему юбилею были исполнены почти все лучшие произведения Хренникова.
Вначале был финал второй симфонии в исполнении оркестра Большого театра. Ну, это не Бетховен. Какафония.
4-я картина из оперы «В бурю». 1919 год. Гражданская война Ленька и Наташа любят друг друга. Ленька ушел к красным, а Наташа живет в селе, занятом бандитами Антонова. Ей нашептали, что Ленька разлюбил Наташу и женился на комиссарше. Наташа беременна. Сначала Наташа мучается (»Одна, одна»). Фигня. - Неожиданно в селе появляется Ленька. Между ними бурное объяснение и они мирятся. Тоже фигня. Но иногда прослушиваются какие-то обрывки мелодий. Это не «Кармен».
Финал второго концерта для фортепиано с оркестром. У рояля автор. Тоже какафония, не Рахманинов.
Два хора на стихи Некрасова «Несжатая полоса» и «Внимая ужасам войны». Не Лакримоза Моцарта.
«Студенческая песня» их кинофильма «Поезд идет на восток». Известная, то есть часто исполнялась по радио. Но ничего особенного.
«Монолог Ниловны из оперы «Мать». Фигня. - Романс из музыкальной хроники «Белая ночь». Лучше. - «Колыбельная Светланы» из «Гусарской баллады». Это хорошо.
Вергилиус Норейка. Песня Леньки из оперы «В бурю». Более или менее. - «Как соловей о розе» из «Много шума из ничего». Неплохо. - «Ночь листвою чуть колышет» оттуда же. Еще лучше. - Серенада Кузьмы из фильма «Свинарка и пастух». Неплохо. - Песня пьяного купчика из оперы «Мать». Ерунда.
Антракт.
Фрагменты из музыкального спектакля «Белая ночь». 1916 год. Заговор монархистов с целью убийства Распутина. Поет Юсупов. Так себе. - Поет Распутин. Ерунда. - После февральской революции. В кабаках плачут те, кого свергли. Какой-то пьяный офицер. Ерунда. - Покои Керенского, охраняемые женским батальоном. Хор батальона. Фигня.
Дударев бас. Серенада Борацио из «Много шума из ничего». Так себе. - Еще что-то. Фигня. Монолог Боярина и оперы «Безродный зять». То же.
Фантазия на темы песен Хренникова. Оркестр Силантьева. Соло на трубе. Отлично.
Зыкина. Песня о песне. Неплохо. - Песня из фильма «Свинарка и пастух» «Зимушка-зима». Хорошо. - Песня из фильма «В 6 часов вечера после войны» «Казак уходил на войну». Хорошо. - Песня «Прощай». Военная песня. Неплохо.
Оркестр. Танец из «Сто чертей и одна девушка». Ничего особенного.
Магомаев. Песня из фильма «Руслан и Людмила». Неплохо. – Песня «Жил был Анри Четвертый» из «Гусарской баллады». Отлично. – «Верные друзья». Тоже отлично. – «Московские окна». Тоже хорошо. – «Что так сердце растревожено». Великолепно. – «Ночь листвою чуть колышет». Хорошо.
Весь концерт – 2 часа 53 минуты.

В целом, я могу сказать, что композитор Хренников – один из лучших советских композиторов. Есть порядка полутора десятков интересных мелодий, в основном, в песенном творчестве. А я, как слушатель, оцениваю композитора, прежде всего, по тем мелодиям, которые он сочинил. На этом и основана приведенная выше оценка Хренникова как композитора.

Теперь о биографии из Википедии.
Тихон Николаевич Хренников родился 28 мая (10 июня) 1913 года в Ельце (ныне Липецкая область) в семье приказчика у местных купцов Николая Ивановича Хренникова (1859-1933) и домохозяйки Варвары Васильевны Хренниковой (1872-1943). Был самым младшим, десятым, ребёнком. Братья и сёстры - Николай (1890-1942), Борис (1892-1942), Софья (1894-1944), Глеб (1896-1917), Лидия (1898-1957), Надежда (1900-1992), Алексей (1903-1949), Митрофан (1905-1987), Нина (1909-2000).
В детстве играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на пианино. Довольно скоро стал сочинять музыку — вальсы, марши, этюды, пьесы. Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора Владимира Агаркова, ученика Константина Игумнова, стал заниматься с Анной Фёдоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 годов прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала окончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве.
Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил Музыкальный техникум имени Гнесиных, который окончил 1932 году. В техникуме занимался сразу по двум специальностям: в классе пианино у Эфраима Гельмана, в классе композиции — у Михаила Гнесина. Занимался по полифонии у Генриха Литинского.
В 1936 году окончил Московскую консерваторию. Обучался у Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза. Примечательно, что Тихон Хренников, к тому моменту уже состоявшийся композитор, по настоянию Сергея Прокофьева получил оценку «хорошо», а не «отлично».
Карьера. В 1933 году был приглашён работать в Московский театр для детей, которым руководила Наталия Сац. В этом же году состоялся его первый публичный концерт. В 1941 году заведовал музыкальной частью Театра Красной Армии.
В 1939 году написал оперу «В бурю», которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней композитор впервые вывел в опере Владимира Ленина. В 1950 году написал оперу «Фрол Скобеев». Писал музыку к спектаклям и фильмам, в том числе «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и другим. В его музыкальном спектакле «Доротея», а также других сочинениях, одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Леонид Екимов.
Уже в 1930-е годы вошёл в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодёжь». Характерно его выступление во время дискуссии о статьях в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 года: «Постановление от 23 апреля 1932 года было ставкой на сознательность советского художника. Этого экзамена советские художники не выдержали. После 23 апреля молодёжь устремилась на учёбу. Перед нами встал вопрос об овладении мастерством, овладении техникой. Наступило увлечение западными современниками. Имена Гиндемита [имелся в виду Хиндемит] и Кшенека стали именами передовых современных художников. […] После увлечения западническими тенденциями появилась тяга к простоте, подействовала работа в театрах, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше самосознание, росло стремление быть по-настоящему советскими композиторами, людьми своей эпохи; сочинения Гиндемита перестали нас удовлетворять. Вскоре приехал Прокофьев, с заявлением, что советская музыка — это провинциализм, что самым современным композитором является Шостакович. У молодёжи наступило противоречивое состояние, вызванное, с одной стороны, личным стремлением к настоящей музыке, к тому, чтобы музыка была проще и понятнее массам, — и высказываниями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев, с другой. Критика писала хвалебные оды Шостаковичу. […] Как молодёжь реагировала на „Леди Макбет“? В опере есть большие мелодические куски, которые открыли нам некоторые творческие перспективы. Полную неприязнь вызвали антракты и многое другое».
После войны началась большая общественная деятельность Хренникова, которую он научился совмещать с творчеством. В 1948 году он по личному распоряжению Иосифа Сталина был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту он оставался на протяжении 43 лет. Долгое время было распространено мнение, что советские музыканты в период правления Хренникова не подвергались репрессиям. В интервью, данном пианисту Якову Немцову 8 ноября 2004 года в Москве, Хренников утверждал, что, благодаря его заступничеству, был «тут же освобождён» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг, а также композитор Александр Веприк. В действительности Веприк провел в ГУЛаге четыре года, а Вайнберг вышел на свободу в июне 1953 года после смерти Сталина. Вместе с тем, по свидетельству Евгения Кисина, композитор Михаил Меерович был благодарен Хренникову за то, что тот спас его от травли во время кампании борьбы с космополитизмом.
В 1949 году Хренников подверг критике молодого композитора Александра Локшина, воспользовавшись формулировками сталиниста, композитора Павла Апостолова; при этом «модернистскому» творчеству Локшина была противопоставлена кантата «Сон Степана Разина» Галины Уствольской в качестве образца истинного, народного по духу искусства. Это выступление вызвало возмущение Михаила Гнесина, обвинившего Хренникова в двуличии, поскольку тот не осмелился критиковать Локшина в профессиональной среде. В итоге Локшин был изгнан из академической среды.
«Борьба с формалистами» проводилась также в других странах: по свидетельству Дьёрдя Лигети, после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 году был снят с репертуара балет Белы Бартока «Чудесный мандарин», буквально за ночь были перенесены в запасники полотна французских импрессионистов. В 1952 году Лигети едва не был лишён права на преподавание за то, что демонстрировал студентам запрещённую партитуру «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского; спасло его личное вмешательство Золтана Кодайя.
После смерти Сталина Хренников сохранил свои позиции. В это время он написал оперы «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985), балеты «Любовью за любовь» (1976), «Гусарская баллада» (1979), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963) и другие. Поддерживал «партийную линию» в музыке, участвовал в гонениях на композиторов, в том числе на Софию Губайдулину (т. н. Хренниковская семёрка). Замалчиванию или систематическим нападкам подвергалось наследие русского авангарда, а также его исследователи.Не выпускались за границу отечественные музыковеды, занимавшиеся наследием русского авангарда, например, Николай Рославец. Только в конце 1950-х годов композитор вернулся к активной творческой работе.
С 1961 года преподавал в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, с 1966 — в статусе профессора. Среди его учеников были Вячеслав Овчинников, Александр Чайковский, Татьяна Чудова.
Поздние годы. В последнее десятилетие свой жизни негативно высказывался о лидерах перестройки, распаде СССР и ликвидации соответствующих структур: «Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства […]». Следующим образом отзывался об Иосифе Сталине и его эпохе: «Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро — воспитывал, так сказать, своих сотрудников. […] Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев, мне один раз пришлось поспорить. […] Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества».
Тихон Хренников скончался 14 августа 2007 года в Москве на 95-м году жизни. Похороны прошли в Ельце 17 августа 2007 года. Ещё за несколько месяцев до своей кончины говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, в городе, где он родился, который он очень любил, где были похоронены его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решила похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился. По его завещанию на могиле был установлен православный крест, однако недалеко от могилы был установлен бюст Хренникова работы Льва Кербеля.
Семья.
Жена (с 1936 года) — Клара Арнольдовна Хренникова (урождённая Вакс), журналистка, сестра драматурга и театрального критика Бориса Арнольдовича Вакса и актрисы немого кино Марии Арнольдовны Арнази (по мужу Боршак, 1898—?)[23].
- Дочь — Наталья Тихоновна Хренникова (род. 1940), художница театра и кино.
- Внук — Андрей (род. 1966), окончил МГИМО, президент благотворительного фонда Т. Хренникова в поддержку музыкальной культуры (от брака в 1966—1996 годах Натальи Хренниковой с Игорем Кокаревым).
Творчество.
Оперы.
- «В бурю» (в 4 актах, на либретто А. М. Файко, по роману «Одиночество» Н. Е. Вирты, 1939, 2-я редакция — 1952)
- «Фрол Скобеев» («Безродный зять») (в 4 актах, на либретто С. А. Ценина по мотивам «Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве» Д. В. Аверкиева, 1950, 2-я редакция — 1966)
- «Мать» (в 4 актах, на либретто А. М. Файко, по одноименному роману М. Горького, 1957)
- «Мальчик-великан» (в 3 актах, для детей, на либретто Н. И. Сац и Н. Я. Шестакова по пьесе «Мик» Н. Я. Шестакова, 1969)
- «Много шума из-за… сердец» (в 2 актах, на либретто Б. А. Покровского по мотивам комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», 1972)
- «Доротея» (в 2 актах, на либретто Я. А. Халецкого, по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья», 1983)
- «Золотой телёнок» (в 2 актах, на либретто Я. А. Халецкого, по мотивам одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова, 1984)
- «Голый король» (в 2 актах, по одноимённой пьесе Е. Шварца, 1988).

Балеты
- «Наш двор» (одноактный, для детей, 1970)
- «Любовью за любовь» (в 2 актах, на либретто В. Боккадоро и Б. А. Покровского, по мотивам комедии «Много шума из ничего» у. Шекспира, 1976)
- «Гусарская баллада» (в 3 актах, на либретто О. М. Виноградова. по мотивам пьесы «Давным-давно» А. К. Гладкова, 1979)
- «Наполеон Бонапарт» (в 2 актах, на либретто А. А. Белинского и А. Б. Петрова, по мотивам исторической хроники, 1995)
- «Капитанская дочка» (в 2 актах, на либретто В. Н. Бутримовича, по одноименной повести А. С. Пушкина, 1999).

Оперетты.
- «Сто чертей и одна девушка» (1963)
- «Белая ночь» (1967)
- «Чудеса, да и только!» (мюзикл в 2 действиях, для детей, 2001)
- «В 6 часов вечера после войны» (мюзикл, 2003)

 Для оркестра.
- Симфония № 1 (1935)
- Симфония № 2 (1942, 2-я ред. 1944)
- Симфония № 3 (1974)
- вальс «Татьянин день» к 250-летию МГУ им. Ломоносова (2004)

Сюиты.
- сюита из музыки к спектаклю «Мик» для малого симфонического оркестра и голоса (1934)
- сюита из музыки к спектаклю «Много шума из ничего» (1936)
- сюита из музыки к спектаклю «Дон Кихот» (1942)
- сюита из музыки к балету «Любовью за любовь» (1982)
- сюита из музыки к балету «Гусарская баллада» (1983)

Концерты.
- для фортепиано с оркестром № 1 (1933)
- для фортепиано с оркестром № 2 (1972)
- для фортепиано с оркестром № 3 (1983)
- для фортепиано и струнного оркестра с ударными № 4 (1991)
- для скрипки с оркестром № 1 (1959)
- для скрипки с оркестром № 2 (1975)
- для виолончели с оркестром № 1 (1964)
- для виолончели с оркестром № 2 (1986)

Для инструментов.
- 3 вальса для фортепиано: «Воспоминание», «Грёзы», «Фантазия» (1925)
- Этюд для фортепиано (1926)
- Марш для фортепиано (1926)
- Вальс для фортепиано (1926)
- струнный квартет (1931)
- соната для скрипки и виолончели (1932)
- 5 пьес для фортепиано (1933)
- 3 пьесы для фортепиано (1935)
- 3 пьесы для скрипки и фортепиано (1978)
- струнный квартет № 1 (1989)
- соната для виолончели и фортепиано (1989)
- 5 пьес для духовых деревянных инструментов (1990)
- струнный квартет № 2 (1993)
- 6 детских пьес для фортепиано (2002)

Для хора.
- 3 поэмы для хора без сопровождения (сл. Н. А. Некрасова, 1971)
- для хора с сопровождением — «Есть на севере хороший городок» (сл. В. М. Гусева, 1942), «Уральцы бьются здорово» (сл. А. Л. Барто, 1942) и др.)
- 3 поэмы для хора a capella (сл. А. А. Некрасова, 1990)
- «Живи, Елец!» для хора и фортепиано (песня, 1996)
- хор «Вечерняя заря»(сл. Л. Н. Модзалевского, 2001)

Вокальные.
- «Колыбельная» на слова М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано (1929)
- романс «Старый муж, грозный муж» (сл. А. С. Пушкина, 1931)
- вокализ для сопрано и струнного квартета (1932)
- дуэт «Тришкин кафтан» для мужского и женского голосов и фортепиано (1934)
- романс «Березка» на стихи С. А. Есенина для голоса и фортепиано (1935)
- для голоса с фортепиано — 3 романса на стихи А. С. Пушкина («Не пой, красавица, при мне…», «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы»), «Я здесь, Инезилья», 1935)
- 3 сонета У. Шекспира для голоса и фортепиано (1988)
- 5 романсов на стихи И. А. Бунина (1992)
- 2 дуэта на стихи средневекового армянского поэта Н. Кучака (перевод Г. Митина) для сопрано и тенора (2000)

Песни.
- «Октябрьская тревога» (сл. И. П. Уткина, 1931)
- «Песня о парке» (сл В. М. Гусева, 1936)
- «Три пана» (сл. А. Б. Раскина и М. Р. Слободского, 1940)
- «Вороны фашистские будут перебиты» (сл. С. Я. Алымова, 1941)
- «Воевать мы мастера» (сл. В. И Лебедева-Кумача, 1941)
- Голландская антифашистская песня на слова Б. Балаш (1941)
- «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» (обе на сл. А. Л. Барто, 1941)
- «Серенада» (сл. П. Г. Антокольского, 1941)
- «Прощание» (сл. Ф. Т. Кравченко, 1942)
- «Есть на севере хороший городок» (сл. В. М. Гусева, 1942)
- «Новогодняя» (сл. Е. Шатуновского, 1942)
- «Уральцы бьются здорово» (сл. А. Л. Барто, 1942)
- «Все за Родину» (сл. В. М. Гусева, 1942)
- 5 песен на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Я. Маршака (1942)
- «Песня Советского Союза» (сл. В. М. Гусева, 1943)
- «Песня лучинцев» (сл. В. Ромашова, 1943)
- «Песня о лётчике» (сл. братьев Тур, 1943)
- «Ждём домой» (сл. Г. Славина, 1944)
- «Песня о песне» (сл. В. Тихонова, 1944)
- «Письмо другу» (сл. Б. Левани, 1945)
- «Песня армии Чуйкова» (совместно с М. И. Блантером, 1945)
- «Поезд идёт всё быстрей» (сл. А. А. Коваленкова, 1947)
- «Студенческая» (сл. М. А. Светлова, 1947)
- «Лодочка», «Мы вам расскажем», «Что так сердце растревожено», «Песенка верных друзей» (все на сл. М. Л. Матусовского, 1954)
- «Московские окна» (сл. М. Л. Матусовского, 1960)
- «Утренняя песня» (сл. Я. А. Халецкого, 1960)
- «Наша советская страна» (1964)
- 3 песни для голоса и фортепиано (сл. Ю. С. Энтина, 2002)
- «Песня кроликов» для голоса и фортепиано (сл. В. Рябова, 2003)

Музыка к спектаклям.
- «Мик» Н. Я. Шестакова (в соавторстве с Л. А. Половинкиным) (1934, Московский театр для детей)
- «Много шума из ничего» У. Шекспира (1936, Театр имени Е. Б. Вахтангова, Москва)
- «Без вины виноватые» A. H. Островского (1937, там же)
- «Большой день» В. М. Киршона (в соавторстве с А. А. Голубенцевым, 1937, там же)
- «Шёл солдат с фронта» («Я сын трудового народа») В. П. Катаева (1938, там же)
- «Романтики» Э. Ростана (1940, Центральный детский театр, Москва)
- «Дон Кихот» М. А. Булгакова (по М. де Сервантесу, 1941, Театр им. Е. Б. Вахтангова)
- «Давным-давно» А. К. Гладкова (1942, Центральный театр Красной Армии, Москва)
- «Концерт» А. М. Файко (1936, Московский театр Революции)
- «День рождения» братьев Тур (1944, ЦТКА)
- «Офицер флота» А. А. Крона (1944, филиал МХАТ им. Горького)
- «Умные вещи» С. Я. Маршака (1965, Малый театр)
- «Фуэнте Овехуна» Л. де Веги

Музыка к фильмам.
1926 — «Мать» (во 2-й редакции фильма, 1968)
1938 — «Борьба продолжается»
1941 — «Свинарка и пастух»
1944 — «В шесть часов вечера после войны»
1947 — «Поезд идёт на восток»
1950 — «Донецкие шахтеры»
1950 — «Кавалер Золотой Звезды»
1954 — «Верные друзья»
1956 — «Много шума из ничего»
1958 — «Капитанская дочка»
1962 — «Гусарская баллада»
1964 — «Товарищ Арсений»
1967 — «Пароль не нужен»
1969 — «Трое» (текст песен М. Л. Матусовского)
1972 — «Вера, надежда, любовь»
1972 — «Руслан и Людмила»
1973 — «Таланты и поклонники» (совм. с А. В. Чайковским)
1976 — «Додумался, поздравляю!»
1978 — «Время выбрало нас»
1978 — «Дуэнья»
1979 — «Антарктическая повесть»
1980 — «Копилка»
1982 — «Любимые песни» (короткометражный) (совм. с др.)
1982 — «Операция на сердце» (фильм-спектакль)
1983 — «Любовью за любовь»
1983 — «Умные вещи» (фильм-спектакль)
1989 — «Маша и три медведя» (короткометражный)
1989 — «Ты помнишь наши встречи…» (фильм-концерт, короткометражный) (совм. с др.)
1993 — «Люблю» (короткометражный) (песни)
2000 — «Два товарища»
2001 — «Московские окна»

Роли в кино.
1947 — «Поезд идёт на восток» — пассажир в вагоне-ресторане
1962 — «Голубой огонёк-1962» (фильм-спектакль) — композитор и аккомпаниатор

Участие в фильмах
1967 — Композитор Тихон Хренников (документальный)
1987 — …Всё, что на сердце у меня… (документальный)
2005 — Круговорот жизни (документальный)
2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 — Михаил Матусовский (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2006 — Майя Кристалинская (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2006 — Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)

Архивные кадры.
2005 — Шпаликов: Людей теряют только раз… (документальный)
2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
2009 — Песня остается с человеком. Аркадий Островский (документальный)

Оценка творчества. Новейшая критика тесно связывает эстетику композитора с особенностями культуры советского периода:
В своем творчестве композитор счастливо проплыл мимо всех острых углов и неизбежных, казалось бы, влияний. Обогнул опасный трагизм Д. Д. Шостаковича, обошёлся без американистых блюзов И. О. Дунаевского, не опустился до поощряемой безграмотной халтуры и избавил от всякого налёта модерновости стиль своего высокомерного кумира С. С. Прокофьева. В результате получилась бодрая, ритмично-жанровая (то вальсок, то полька, а то вдруг и болеро проскочит) и, в общем, очень неплохая музыка, призванная демонстрировать советский оптимизм, советское композиторское качество и безграничные возможности советских исполнителей.— Е. Бирюкова. «Музыка для детей и юношества» // «Время новостей», № 38, 2 марта 2001.
Другой критик, усиливая ту же мысль, отмечает: От современников и предшественников Хренникова отличает какой-то особенный розовощёкий оптимизм гражданина страны сытой и спокойной, о которой все много читали, но в которой за семьдесят лет так никто и не побывал. <…> Слушая Хренникова, пропускаешь мимо ушей технические огрехи исполнителей, не устаешь поражаться: ведь только ему одному удалось создать музыку несуществовавшего и несуществующего государства, живущего в заветном «светлом будущем».— Михаил Фихтенгольц. Музыка светлого будущего // «Известия», 2 марта 2001.
Общественная деятельность.
- Член ВКП(б) с 1947 года
- Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1961—1976)
- Кандидат в члены ЦК КПСС (1976—1990)
- Депутат Верховного Совета СССР 6—11 созывов (1962—1989)
- Депутат Верховного Совета РСФСР 3—5 созывов
- Председатель советско-итальянской парламентской группы Верховного Совета СССР (с 1970)
- Генеральный (1948—1957), первый (1957—1991) секретарь Правления Союза композиторов СССР
- Заместитель председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР
- Президент Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (с 1949)
- Президент Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975)
- Член Советского комитета защиты мира (с 1948)
- Руководитель Оргкомитета Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (с 1978)
- Председатель Оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР (1981)
- Председатель Конкурса молодых композиторов России
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
- Член редакционной коллегии журнала «Советский моряк»

Звания.
- Заслуженный артист РСФСР (1950)
- Народный артист РСФСР (1954)
- Народный артист СССР (1963)

Премии.
- Сталинская премия второй степени (1942) — за музыку к к/ф «Свинарка и пастух» (1941)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за музыку к к/ф «В шесть часов вечера после войны» (1944)
- Сталинская премия второй степени (1952) — за музыку к к/ф «Донецкие шахтёры» (1950)
- Государственная премия СССР (1967) — за цикл инструментальных концертов (концерт для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром)
- Ленинская премия (1974) — за 2-й концерт для фортепиано с оркестром
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) — за 2-й концерт для скрипки с оркестром
- Премия Президента Российской Федерации (2003)

Награды.
- Герой Социалистического Труда (1973)
- Четыре ордена Ленина (1963, 1971, 1973, 1983)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1966, 1988)
- Орден Почёта (1998)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Медаль «За оборону Москвы» (1946)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
- Медаль «Ветеран труда» (1995)
- Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2005)
- Медаль «За укрепление боевого содружества»

Международные награды и звания
- 19?? — Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша)
- 19?? — Медаль «Дружба» (Монголия)
- 1959 — Серебряная медаль Всемирного совета мира
- 1968 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (НРБ)
- 1970 — Член-корреспондент Немецкой академии искусств (ГДР)
- 1970 — Медаль «25 лет Народной власти» (НРБ)
- 1976 — Академик Тиберийской академии (Италия)
- 1977 — Премия Международного музыкального совета ЮНЕСКО
- 1981 — Член «Золотого легиона» (Италия)
- 1982 — Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (1882—1982) (Болгария)
- 1983 — Орден «Звезда дружбы народов» (ГДР)
- 1984 — Академик Академии Санта-Чечилия (Италия)
- 1985 — Орден «За культурные заслуги» (Румыния)
- 1985 — Медаль Р. Штрауса (ГДР)
- 1994 — Офицер Ордена искусств и литературы (Франция)
- 2003 — Медаль Моцарта ЮНЕСКО

Награды и премии общественных и иных организаций.
- 1963 — Почётный знак 1-й степени городского совета Софии (Болгария)
- 1965 — Почётный гражданин города Русе (Болгария)
- 1969 — Почётная медаль «Борец за мир» Советского комитета защиты мира
- 1972 — Почётный гражданин города Бургас (Болгария)
- 1972 — Почётный гражданин города Елец
- 1972 — Ветеран 4-й гвардейской танковой армии
- 1980 — Медаль «За вклад культуры и искусства в развитие Чехословацко-советской дружбы» (ЧССР)
- 1980 — Медаль имени А. В. Александрова
- 2000 — Памятный знак Академии управления МВД РФ
- 2002 — Премия МВД России
- 2002 — Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
- 2003 — Медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2003 — Премии «Российский национальный Олимп» (Орден «За честь и доблесть» и нагрудный знак «Золотой Олимп»)
- 2004 — Почётный гражданин Липецкой области
- 2004 — Рубиновый крест Благотворительного фонда «Меценаты столетия»
- 2005 — Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1-й степени
- 2005 — Общественная премия «Патриот Москвы»
- 2006 — Орден миротворца 1-й степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец»
- Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Награды кинофестивалей.
- 2001 — Приз за лучшую музыку к к/ф «Два товарища» (КФ «Литература и кино» в Гатчине)

Память.
- 10 сентября 2000 года в Ельце состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т. Н. Хренникова по адресу ул. Ленина, 99.
- 30 июля 2008 года в Липецке появилась улица Т. Хренникова.
- 14 августа 2008 года в саду дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце установили памятник композитору работы А. М. Таратынова. В Ельце присвоено его имя школе, в которой учился композитор в детстве.
- В апреле 2015 года в Москве на доме, где с 1981 по 2007 гг. проживал Т. Хренников, была установлена памятная доска. В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие Валерий Гергиев, Иосиф Кобзон, министр культуры РФ Владимир Мединский и глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
- Правнук Хренникова композитор Тихон Андреевич Хренников написал виолончельную пьесу «Всё не вечно» памяти прадеда.

Адреса в Москве.
- Ул. Чаянова, д. 10, стр. 1, 2.
- Плотников пер., д. 10.

В заключение, о доме-музее Хренникова в Ельце.
Дом-музей был основан в 1997 году в доме Хренниковых, который под эти цели был выкуплен у последних хозяев. 20 марта 1998 года постановлением главы администрации Липецкой области дом Т. Н. Хренникова был включён в список памятников истории местного значения. Сотрудники проделали большую работу по отбору предметов для экспозиции, а главным консультантом был сам композитор. Торжественное открытие дома-музея Т. Н. Хренникова состоялось 10 сентября 2000 года, На открытии присутствовал сам Тихон Николаевич Хренников.
В одном из своих интервью Тихон Николаевич сказал: «Это нонсенс, что при жизни мне открыли музей…». И тут же добавил: «Для меня самое святое место на земле — мой родной и любимый город Елец. С ним связаны моё детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и милых моему сердцу людей. В Ельце прошли мои школьные годы, в нём произошло моё первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений со своими детскими сочинениями. В этом строгом и трудовом городе впервые рождалось и зрело во мне желание отдать накопившиеся силы моим дорогим соотечественникам. Здесь, в Ельце, покоряли моё сознание подростка откровения первых больших чувств: юношеская любовь, дружба. Здесь я вырос духовно и определил свое отношение к окружающему миру».
Музей сегодня. В доме сохранена его историческая планировка, воссоздана типовая обстановка. В экспозиции музея размещены предметы, принадлежавшие Т. Н. Хренникову: Президентский штандарт, концертный костюм музыканта, рукописи, клавиры, партитуры, книги и фотографии с автографами композитора, живопись и графика (Портрет юного Моцарта, худ. Минаев В. Н., Т. Н. Хренников за роялем, худ. Зеленский Н., Церковь Покрова, худ. Бурдуков П. П. и др.), грамзаписи, мебель, предметы обихода, отражающие быт и нравы ельчан 1920—1930-х годов. Экспонаты передавал в музей сам композитор, а также его родственники и поклонники. В одном из залов стоит пианино, клавиш которого касались руки Т. Н. Хренникова, Л. А. Лядовой, А. Н. Пахмутовой, В. А. Гергиева.
Первый экспозиционный зал посвящён семье Хренниковых, здесь можно увидеть редкие фотографии родителей, братьев и сестёр Тихона. Второй зал рассказывает о детстве и юности, о первых творческих успехах юного музыканта. В третьем зале — материалы о годах учёбы в музыкальном техникуме, консерватории, военных и послевоенных годах и др. Четвёртый, завершающий зал, отражает весь творческий путь Т. Н. Хренникова, а также его педагогическую и общественную деятельность, прослеживает его непрерывную связь с родным городом. В этом зале проводятся временные выставки, музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми.
В 2010 году дом-музей Т. Н. Хренникова был включён в Ассоциацию музыкальных музеев России.
Могила композитора. На территории музея находится могила Тихона Хренникова. Ещё за несколько месяцев до своей кончины он говорил, что хотел бы быть похоронен в родном Ельце. 17 августа 2007 года администрация города, по согласованию с внуком и дочерью Тихона Хренникова, похоронила композитора в саду его собственного дома-музея, рядом с грушевым деревом, которое более 80 лет назад посадил его отец, Николай Хренников.
14 августа 2008 года во дворе дома-музея была установлена скульптурная композиция: выполненный в виде сердца рояль, на котором установлены ноты из «Колыбельной Светланы», и бюст Т. Н. Хренникова. Автор памятника — заслуженный художник РФ Александр Таратынов.

Вот и все о Тихоне Николаевиче Хренникове.

Но надо рассказать и о самом городе Елец. Из Википедии.
Еле;ц — город (с 1146 года) в России, административный центр Елецкого района Липецкой области. Является городом областного подчинения, в границах которого образовано муниципальное образование городской округ город Елец. Находится в 78 км к западу от Липецка. Расположен на берегах реки Быстрой Сосны при впадении в неё реки Ельчик. Город входит в перечень исторических городов России. Население — 102 362 человека (2020). В городе есть несколько пересыхающих ручьёв, в частности, Лучок, давший название одному из районов города, и Пажень. 8 октября 2007 года Ельцу присвоено звание «Город воинской славы». В первое воскресенье сентября празднуется день города.
Первые известные поселения в окрестностях и на территории современного Ельца возникли еще в раннем железном веке. Они относятся к "городецкой" археологической культуре. Наиболее подробно эта тема освещена в трудах воронежского исследователя Ю.Д. Разуваева. Известный советский историк Б.А. Рыбаков видел в "городецкой" культуре предков современной мордвы и племя названное в "Истории" Геродота "фессагетами". Археологические исследования показывают, что в том же раннем железном веке "городецкое" населений в округе Ельца подвергалось нападениям соседствовавших с ними на территории Воронежской области племен скифоидной культуры. На "городецких" городищах в окрестностях Ельца археологами отмечаются следы пожаров. В результате нападений скифов часть местных жителей мигрировала на территорию современной Мордовии, а незначительная их часть дожила до начала освоения славянами территорий бассейна Верхнего Дона в 8-9 веках. Примечательно, что слово "елец" относится к названиям небольших рек в местах проживая носителей языков финно-угорской группы, к каковым относится и мордовский язык. "Донские" славяне ассимилировали местное население и восприняли некоторые его географические названия в данной местности. В 9-10 веках "донские" славяне составляли основную часть населения в районах Ельца и Воронежа. Миграция в этот район древнерусских переселенцев из Чернигово-Северской земли началась в 11 веке.
Средние века.
Старый Елец. Наиболее раннее упоминание города Ельца относится не к летописным записям, а к домонгольской церковной легенде. Согласно ей в 1060 году в период самостоятельного княжение в Чернигове Святослава Ярославича (сына великого князя Ярослава Владимировича Мудрого) в Ельце была обретена ранее неизвестная икона Елецкой Божией Матери. Вероятно, эту святыню привезли в Елец византийские миссионеры, учившие местное население христианству примерно с первой трети IX века. Образ после обретения был доставлен в Чернигов, где в его честь основали монастырь иконы Елецкой Божией Матери. По легенде в торжественной встрече образа в Чернигове принимал участие святой Антоний Печерский. Для черниговского князя Святослава Ярославича акт перенесения православной святыни в собственную столицу мог быть знаком утверждения своей власти над населением Верхнего Дона. Примечательно, что по археологическим данным черниговское население начинает распространяться в елецкой округе именно с середины XI века. Согласно местной городской традиции первое упоминание о городе Ельце в летописных источниках относится к 1146 году. Именно, в Никоновской летописи под 6653 годом от сотворения мира (то есть 1146 годом) упоминается, что через Елец проезжал Святослав Ольгович (в то время — князь белгородский). В действительности летописная статья Никоновского летописного свода охватывает события не одного года, а двух лет: 1146-1147 годов. Внимательное прочтение всей этой статьи показывает, что князь Святослав Ольгович мог попасть в Елец лишь в начале 1147 года. Однако сила традиции остается нерушимой уже на протяжении почти трехсот лет. Под 6654 годом (1147 год) в том же Никоновском летописном своде сообщается, что в Чернигов из Ельца прибыл Андрей Ростиславич, внук Ярослава Святославича Муромского. Историки Арсений Николаевич Насонов и Борис Михайлович Клосс, изучавшие запись под 6654 годом, считают её поздней вставкой составителя Никоновской летописи, аналогичная позиция отражена в БРЭ. Предполагается, что город Елец в XIII веке мог входить в состав Черниговского княжества, в конце XIV века был независимым государством, а с 1415 года стал зависим от Рязанского княжества. В 1156 году (6664 от сотворения мира) по Никоновской летописи половцы пришли на Рязань и грабили по Быстрой Сосне. На обратном пути половцев догнала погоня. Половцев истребили, пленных отбили. Данная запись показывает места по реке Быстрая Сосна под властью рязанского князя. В 1389 году елецкий князь Юрий Иванович по просьбе великого князя рязанского Олега Ивановича встретил посольство митрополита Пимена, направлявшееся в Константинополь, у места впадения реки Воронеж в Дон (в «Сказании о Мамаевом побоище» упомянут елецкий князь Фёдор, но достоверность этого упоминания сомнительна). В 1395 году Елец (подобно таким золотоордынским городам, как Сарай, Булгар, Маджар) был разрушен отрядами Тимура (Тамерлана), а елецкий князь (имя в летописях не указывается) был пленён. Рядом с Вознесенским собором, с его северной стороны расположена часовня, которая по традиции, идущей с XIX века, считается памятником над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тимура. Часовня открыта и освящена в 1801 году. В 1415 году елецкие земли были разорены татарами; елецкий князь был убит, а часть жителей бежала в Рязань.
На протяжении большей части XV — XVI веков город Елец не упоминается. В 1483 году рязанский князь Иван Васильевич по договору передал управление опустевшими елецкими землями московскому великому князю Ивану Васильевичу III Великому. С этих пор Елец и его округа прочно вошли в состав Российского единого государства.
Новый Елец. В конце 1591 года по указу царя Фёдора Ивановича начинается строительство новой крепости Елец. Строительство велось на незаселённой территории служилыми казаками, стрельцами и детьми боярскими, набранными и присланными сюда из Данкова, Епифани, Новосиля, Ливен, Черни, Тулы и других южнорусских городов. Первоначально город был населён служилыми людьми, нёсшими воинскую службу. Вместе с городом возникает Елецкий уезд. В короткое царствование Лжедмитрия I Елец был превращён в военную базу для готовившегося похода на Крымское ханство. В 1606 году ельчане выступали против царя Василия Шуйского на стороне Ивана Болотникова. Город был осаждён царскими войсками, однако Истома Пашков разбил их в битве при Ельце. Во время польско-литовского похода 1618 года город был сожжён и разграблен запорожскими казаками гетмана Сагайдачного. Кроме городской казны, имущества горожан и церковной утвари казаки захватили в городе царское посольство Степана Хрущёва, которое везло в Крым дары хану: меховую казну на 10 000 рублей и 9 000 рублей серебром. Согласно доступным документам начала 17 века Хрущев перед падением крепости уничтожил опись казны и спрятал от казаков всё серебро, за что подвергался пыткам, но тайну клада так и не выдал. В XVII—XVIII веках Елецкий уезд активно заселялся. Большинство населения уезда составляли потомки служилых людей, называвшиеся сначала «детьми боярскими городовыми», а затем «помещиками-однодворцами». Меньшую часть населения составляли казаки и крепостные крестьяне.
Новое время. После того, как Пётр I своим указом от 18 (29) декабря 1708 года разделил Россию на 8 губерний, Елец был приписан к Азовской губернии (переименованной 22 апреля (3 мая) 1725 года в Воронежскую). Новый указ императора от 29 мая (9 июня) 1719 года ввёл деление губерний на провинции, и Елец стал центром Елецкой провинции Воронежской губернии (эта провинция включала города Ефремов, Ливны, Данков, Лебедянь, Чернавск). По указу Екатерины II от 5 (16) сентября 1778 года было образовано Орловское наместничество (в 1796 году преобразованное в Орловскую губернию), а Елец стал уездным городом — центром Елецкого уезда этого наместничества. Основой экономики города становится торговля хлебом. Страшным бичом города в XVIII веке были пожары, особенно в 1769 году, когда сгорел весь город со слободами. После этого город отстраивался по новому генеральному плану, вместо концентрической планировки вокруг крепости создаётся новая — прямоугольная, а сама крепость исчезает. В 1874 году строится участок Узловая — Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. В Ельце появляется одноимённая станция и вагонное депо. До настоящего времени сохранилось здание железнодорожного вокзала, депо и несколько казарм для служащих дороги. В 1918 году линия упразднена и расшита. На месте путей станции Елец в советское время устроены гаражи и склады. В 1888 году в Ельце построен первый в России элеватор.
27 октября (9 ноября) 1917 года в Ельце на общегородском митинге, проходившем на Сенной площади (ныне пл. Революции), была провозглашена советская власть. 11 (24) ноября 1917 года в городе был создан Военно-революционный комитет (ВРК), взявший на себя властные полномочия, а 30 декабря 1917 (12 января 1918) года 1-й съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состоявшийся в Ельце, одобрил действия ВРК и принял всю власть в городе и уезде на себя.
Новейшее время.
- 1919, 31 августа — Елец взят конницей 4-го Донского корпуса генерал-лейтенанта К. К. Мамонтова, которая в городе, впрочем, не задержалась.
- 1919, 09-12 (22-25 октября) — бои под Ельцом марковских и алексеевских частей генерала А. И. Деникина с обороняющими город красными.
- 1922 — новое название табачной фабрики: Елецкая махорочная фабрика имени Пятого Красного Октября.
- 1923, 15 сентября — создана елецкая пионерская организация.
- 1925, 24 января — Галичья гора объявлена государственным заповедником и передана в ведение Елецкого краеведческого музея.
- 1928, 30 июля — Елецкий уезд упразднён. Елец стал центром новообразованного Елецкого района в составе Центрально-Чернозёмной области, а также Елецкого округа этой области.
- 1928 — в храме Святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) создан Антирелигиозный музей.
- 1928 — открыта первая городская поликлиника со специализированными кабинетами.
- 1928 — появился городской радиоузел.
- 1929—1931 — строительство и начало работы кожевенного завода им. Ленина и известкового завода им. Кирова.
- 1930, 23 июля — упразднение Елецкого округа.
- 1930, 20 августа — преобразование Ельца в город областного подчинения.
- 1931 — установлен памятник И. В. Сталину.
- 1933 — железная дорога Москва — Донбасс прошла через Елец.
- 1933 — открыт Каракумский автомобильный мост через реку Сосну.
- 1934, 13 июня — разукрупнение Центрально-Чернозёмной области; Елец вместе с районом вошёл в состав новообразованной Воронежской области.
- 1934 — введено всеобщее обязательное начальное обучение.
- 1934 — Галичья гора передана Воронежскому государственному университету.
- 1935 — численность Ельца достигла 35 тыс. жителей.
- 1935 — в центре построена площадь и установлен памятник В. И. Ленину.
- 1936 — первая очередь завода «Прожекторные угли».
- 1937 — начало строительства элементного завода.
- 1937, 27 сентября — Елец вместе с районом передан в состав новообразованной Орловской области.
- 1937 — на международной выставке в Париже елецкие кружевницы отмечены дипломом и большой Золотой медалью.
- 1941, 3 декабря — выход немецко-фашистских войск на окраины Ельца. После двухдневных уличных боёв советские войска оставили город.
- 1941, 9 декабря — освобождение Ельца частями 13-й армии в ходе Елецкой наступательной операции правого крыла Юго-Западного фронта маршала С. К. Тимошенко. Во время оккупации Орла немецко-фашистскими войсками Елец исполнял функции областного центра.
- 1954, 6 января — Елец вместе с районом передан в состав новообразованной Липецкой области.
- 1969 — построен новый мост через Сосну. Каракумский мост становится пешеходным.
- 1972 — построен кинотеатр «Россия» (сегодня — кинотеатр «Луч»).
- 1975 — открыт ДК завода «Эльта».
- 1978 — построен ещё один мост через реку Сосну.
- Главная площадь Ельца — площадь Ленина. Создана по проекту В. Х. Соломина, Г. М. Александрова и А. А. Шашина. В 1988 году на ней установлен памятник В. И. Ленину (ск. Г. М. Александров, арх. В. Х. Соломин).
- В 1995 году в сквере с фонтаном на улице Свердлова установлен памятник Ивану Алексеевичу Бунину (арх. А. В. Новосельцев).
- Памятник в ознаменование 850-летия Ельца. Установлен в 1996 году к 850-летней годовщине основания города Ельца. Выполнен по проекту архитектора А. А. Шашина, скульптор Н. А. Кравченко.
- 15 августа 2008 года в Ельце открыт памятник уроженцу города композитору Тихону Николаевичу Хренникову. Он был выполнен скульптором А. М. Таратыновым. Частью памятника стал бюст работы Льва Ефимовича Кербеля, который долгие годы находился в кабинете композитора.
- 12 сентября 2008 года в Ельце открыт памятник художнику Николаю Николаевичу Жукову.
- 26 августа 2011 года открыт восточный обход Ельца автодорогой М-4 «Дон» протяжённостью 56 км.

Географическое положение. Елец расположен в лесостепной чернозёмной зоне Среднерусской возвышенности, на берегу реки Быстрая Сосна. Город возведён на холме; характер высот в разных районах города очень сильно отличается по своему профилю, перепады достигают 70—150 метров. Высота центра города (левобережный район) составляет 220 метров над уровнем моря, а высота Засосенской части города (правобережный район) — 140 метров. Город протянулся с севера на юг на 9,5 км, с запада на восток — на 12 км.
Геологическое строение. В городе и его близлежащих окрестностях на глубине от 5 до 10 м находятся мощные залежи известняка; из-за эрозии и вымывания известняка грунтовыми водами окрестность пронизана карстовыми воронками и пещерами.
Климат Ельца — умеренный, по общим признакам относится к умеренно континентальному. Температура воздуха зависит от сезонного переноса воздушных масс — преимущественно с запада на восток во все времена года. Зимой нередко случаются кратковременные 7—10-дневные вторжения арктического воздуха с падением температуры до ;27°С … ;32°С ночью; также крайне часто случаются в зимние месяцы вторжения субтропических воздушных потоков с юга континента, Адриатического и Эгейского морей и повышением температур до +5°С … +10°С. Летом влияние западного переноса воздушных масс оказывает на город освежающее воздействие, из-за чего лето в городе отмечается как умеренно тёплое со средней температурой +25°С … +27°С, но и нередки длительные засухи с жарой до +37°С … +41°С.  Солнце в городе светит 3264 часов в году, что составляет примерно 136 ясных дней в году. Зима в городе умеренно-снежная, с высотой снежного покрова в среднем 15—25 см, в малоснежные зимы выпадает 10—15 см снега. Зима начинается в конце ноября и продолжается до конца февраля. Весна в городе мягкая и в отдельные годы нередко наступает уже с середины февраля, но также могут случаться снежные явления в конце апреля — начале мая. Лето тёплое, иногда умеренно дождливое с частыми грозовыми явлениями, в отдельные годы — засушливое, наступает в середине мая и длится до середины сентября. Осень в городе мягкая и дождливая, а иногда сухая и очень тёплая. Осень длится с середины сентября до конца ноября, а в отдельные годы даже продолжается вплоть до января. Осадков в городе в год выпадает в среднем 550—600 мм. Годовая повторяемость осадков случается преимущественно в виде дождя. Влажность воздуха колеблется от 61 до 86 %. Самый сухой месяц в году — май, самый влажный — ноябрь. Годовой ветровой режим в городе соответствует западному переносу воздушных масс с морей Европы в глубь континента. Наибольшая повторяемость в году Южных, Юго-Западных и Западных ветров с сентября по июнь и Северных и Северо-Восточных с июня по сентябрь.
Культура. В городе находится 226 памятников истории и культуры, из них 90 регионального и федерального значения. До трети этих памятников уничтожены, заменены новыми строениями (например, снесённые железной дорогой на ст. Елец-Товарная железнодорожные пакгаузы 1894 года постройки) или обшиты сайдингом, перестроены. Тем не менее считается, что главную ценность в Ельце представляют не столько отдельные памятники, сколько архитектурно-планировочная структура города в целом. В центральной части города современные названия улиц дублируются историческими названиями (благодаря настойчивости елецкого краеведа Заусайлова В. А.). Сфера культуры Ельца объединяет 29 учреждений культуры, в том числе 3 клубных учреждения культуры (МУК «Городской дворец культуры», МУК «ИКЦ „Прожектор“», МУК «Дом культуры железнодорожников»). Централизованная библиотечная система включает 13 филиалов. Работает 13 клубов по интересам. МБУК «Городской краеведческий музей» (с 1918 года) имеет 5 филиалов: художественный отдел, дом-музей Н. Н. Жукова, дом-музей И. А. Бунина, дом-музей Т. Н. Хренникова, здание музея ремёсел и промыслов. Располагает экспонатами в количестве более 64 тыс. единиц.
В городе представлены многочисленные памятники церковной архитектуры — 13 храмов (10 из которых действующие), два монастыря. В городе имеются два кинотеатра, драматический театр «Бенефис», дома-музея, культурные заведения.
Туризм.
- В Ельце ежегодно проводятся мероприятия туристской направленности:
- Межрегиональный событийный туристский фестиваль «Русская закваска» (конец мая).
- Международный музыкальный фестиваль имени Т. Н. Хренникова (11-13 июня).
- Ландшафтная опера «Легенда о граде Ельце» (начало июня). Опера посвящена историческим событиям 1395 года — нашествию Тамерлана на Русь. Опера поставлена под открытым небом на фоне естественных декораций и на месте реальных исторических событий конца XIV века.
- Межрегиональный фестиваль «Художник фест» (конец июня).
- Межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Елецкий набат» (июль). Фестиваль посвящен героической обороне Ельца в 1618 году. В естественных декорациях проходит реконструкция осады и сражения воинов елецкого гарнизона с отрядами гетмана Сагайдачного.
- Межрегиональный событийный туристский фестиваль «Антоновские яблоки» (конец сентября).
- Фестиваль «В гостях у Нежинских гусар» (октябрь). Фестиваль посвящен полковому празднику 52-го драгунского Нежинского полка.
- Фестиваль военно-исторической реконструкции «Битва за Елец» (начало декабря). Участники фестиваля реконструируют событие исторической важности: успешную наступательную операцию войск Юго-Западного фронта с 6 по 16 декабря 1941 года, которая вошла в историю Великой отечественной войны под названием «Елецкая».

Ну, вот и все про виртуальное посещение Ельца. Еду в Воронеж.



Если Вас, читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов на электронную почту atumanov46@mail.ru, или пришлите сообщение на номер 925-700-29-04, или напишите рецензию, если Вы зарегистрированы на сайте проза.ру.


Рецензии