В. Олехнович о Даугавпилсском пединституте

С Валентиной Олехнович мы жили в латгальском городке Дагда, где все  друг друга знают. Позже я писала книгу о Даугавпилсском пединституте и в социальных сетях узнала, что и Валентина Олехнович также закончила этот вуз. Общаясь в социальных сетях, на "Одноклассниках", мы писали друг другу письма.

Из воспоминаний преподавателя Валентины Олехнович

Я училась в ДПИ в 1962-1970 годах. Даугавпилсский институт, наша Альмаматер, взрастившая из молодых девочек специалистов для народного образования. В мое время было три  факультета:  физмат, биология и химия и филфак, на котором училась  я. Курс филфака  делили на две группы, второй специальностью  был иностранный язык.

 Прошло уже более полувека после окончания института, думаю, что большинства наших учителей нет на земле. Но оставили они о себе добрую память и благодарность от нас за их труд. Тогда нам, молодым девочкам, некоторые наши наставники казались несколько придирчивыми и даже странноватыми. Мы просто не понимали, что они влюблены в свой предмет и передают нам как можно больше знаний. Напишу обо всех, кого помню. Прейс Карл Фридолинович   читал нам античную литературу. Прекрасное знание античности!

Читали мы «Илиаду» и  «Одиссею Гомера, знакомились с трагедиями древней Греции. Любил задавать каверзные вопросы, чтобы проверить, читали ли мы произведение.
К примеру, каким образом узнала Пенелопа своего Одиссея? Если ответ его удовлетворял, он ласково говорил: «Пенелопушка ты моя» и поглаживал по плечу.
Как мы определяли, он был уже старше 50 лет. Светлая память этому человеку!

 Первую половину 19 века у нас читала Калнберзина Анна Михайловна. Она же была в то время ректором института. Лекции ее были очень эмоциональные, она сама сердцем переживала участь декабристов, гибель Пушкина, Лермонтова. Мы видели, как она платочком вытирала слезы. Она их не стыдилась, и мы учились переживать за судьбы великих людей. Помню, что на одной ее лекции уснула студентка. Уснула потому, что очень устала и ночью не спала,  была с концертом от института. Заметила ее, спящую, подошла громко окликнула: «Лариса, Лариса!» Реакции никакой!
Возмущалась: при моем-то голосе уснуть! Пришлось нам объяснять суть дела.

Вторую половину 19 века читала Лия Соломоновна Левитан. Большая часть произведений изучалась в школе . Она научила нас анализировать произведение, любила, чтобы мы высказывали свое отношение к герою , к событию. Ценила мнение, хотя не всегда» был нашим помощником в работе. Требовала, чтобы мы читали вдумчиво, и перед экзаменом должны были показать ей толстую тетрадь с выписанными цитатами. Схалтурить было невозможно. На каждой страничке она ставила свою буковку «Л». Передать другому было нельзя! К нам она была требовательно, но все мы ее любили.

Курс Русской советской литературы читал Леонид Максович Цилевич. Тоже мы вели какие-то конспекты, он на полях ставил значки, нам непонятные, но спросить у него стеснялись. Принимал у нас зачет по художественному чтению, тут уж кто умел читать, а кто и не очень.

 Хочу вспомнить нашу милую Синицу Александру Ивановну** -  старославянский язык. Несмотря на сложности, мы бойко читали и разбирались в сложнейших старославянских глаголах. Вела она и диалектологию. Когда мы уезжали осенью на работу в колхоз, она дала нам задание - записать русские говоры. Записывали. И в транскрипции. И  у меня хранится словарь. Автор Синица А. И .  и другие авторы из Риги. Деканом факультета была Аусма  Андреевна Виксне.

К.Ф. Прейс совместно с Э.Б. Мекшем написали книгу
Есенин на латышском языке (20—30-е годы): Метод. материалы по спецкурсу. Даугавпилс: Даугавпилс. пед. ин-т, 1983, 76 с.
 
Первокурсники,  мы жили на Институтской, потом на Первокурсники,  мы жили на Институтской, потом на Парадес. Куратором нашей группы была Аусма Андреевна Виксне. Помню ее золотые воспитательные нравоучения. Мне с 4 курса стационара пришлось перевестись на заочное отделение. Необходимость. Отца не стало. Многое потеряла. Вторую специальность-немецкий язык.

На заочном тоже были сессии. Но проводились они зимой и летом, когда студенты были на каникулах. Можно было 1 раз в месяц в установленные даты досрочно сдавать. Иногда удавалось.ведь работали мы, было сложнее. Госы сдавали не весной, а осенью. Получалось лишним полгода. На стационаре, конечно, легче. И знаний больше. На заочном многое надо учить самостоятельно, и литературы мало было, а о интернете тогда еще не слышали.

Я начала работать в Дагдском профессионально-техническое училище с практически с первых лет его существования. Училише было открыто в 1972 году, с 1973 года стало средним. Выпускники получали профессии мелиоратора, тракториста, а впоследствии список получаемых профессий расширился:  принимали девочек по специальности швея. Я преподавала русский язык и литературу. Помню, что в определенные годы количество учащихся доходило до 700 человек, а работников до 100!

Кроме уроков, занималась внеклассной работой. Признаюсь, мне это нравилось.
Были тематические вечера, литературные, посвященные красным дням календаря. Это в масштабе училища. Ежегодно проводился конкурс чтецов в два этапа: зональный и республиканский. Участвовали мы и в республиканском конкурсе, выходили неоднократно в финал. Финалистов встречали в Союзе писателей Латвии. Приглашали гостей из других республик, помню, приезжали гости из Грузии.

Со мной на протяжении всего обучения выступала Валечка Старикова, милая и старательная девочка. Она прекрасно декламировала, помню, в Доме писателей всем понравился ее фельетон, и многие просили написать им этот текст. Были хорошие чтецы и среди мальчиков!

Конечно,  никто из них не претендовал на большую сцену, а вот побыть в атмосфере культуры, пообщаться с известными поэтами было приятно. Валя Старикова на республиканской олимпиаде по творчеству Достоевского заняла 2-ое место. Мы с ней были приглашены к председателю ГОСКОМИТЕТА Яну Яновичу Броделису**.  Он вручал призерам олимпиады именные подарки. Заинтересованный был человек!

 Все училища Латвии дружили с различными училищами Московской области. Наше дружило с Раменским. Обменивались делегациями, проводили встречи.
Нашей делегации посчастливилось побывать на концерте мастеров искусств, пела Алла Пугачева,  Валентина Толкунова. Они были довольны, когда видели нашу природу, наше гостеприимство. Приятные воспоминания! Кстати, женой Я. Я. Броделиса была латышская писательница Анна Броделе. 

Ян Янович Броделис запомнился как чуткий, внимательный человек и руководитель.
Он любил приезжать в училище, интересовался материальной базой, бытом студентов и учителей. Старался, чтобы вверенное ему ведомство было на высоте. Приезжал на открытие олимпиады по литературе, и, кроме пожеланий успеха, находил время подойти к каждому учителю, спросить, откуда он приехал, как добрались до Риги. Как руководитель, он вызывал только восхищение. Уроки литературы... особенность их проведения в том, что детки не о очень, мягко сказано, любили читать.
Мы находили самое интересное, чем их можно было бы заинтересовать.

 Училищу я отдала 20 лет своей жизни. За время работы сменилось шесть  директоров, да и учителя тоже приходили и уходили. Валентина Константиновна Жгун, творческая личность,  работала директором училища  в 80-е-90-е годы.

 Валентина Олехнович (1946 - 10.02. 2022).

Братья Олехновичи

 «Имя моего мужа Рихард. Поляк. Его средний брат Вячеслав учился в ДПИ.
 В средней школе Краславы он учился  вместе с Даниилом Назаровым и Яковом Соловьевым.
С братьями Соловьевыми, Яковом и Сергеем,  учился мой муж в Краславе и в Приежмальской  школе. С Алексеем Соловьевым учился его средний брат.

 Младший, Сергей, живет в Петрозаводске. Уже не приезжает, возраст, здоровье.
Писал мне, а теперь нет писем. Год назад приезжал ко мне его сын, Юра. Говорил, что отец болен. У меня есть его стихи, он всегда, с каждым письмом присылал стихи. Сергей любил покритиковать Алексея и восхищался Яковом. Но Якова давно нет в живых. Он тоже учился в Даугавпилсе, работал в Шпогской школе. Жена его еще была жива. Даниила Андреевича я хорошо знала. Все они мои земляки. А Солосьевы уроженцы Константиновской волости, там у них было поместье Гордеевка. А Назаровы жили в поместье Назаровка».

Два брата. Олехнович Рихард и Вячеслав. Рихард поменьше ростом. Оба увлекались музыкой, хорошие аккордеонисты. Вячеслав знал музыкальную  грамоту, а Рихард играл на слух. Вячеслав окончил Краславскую среднюю школу. Учился в ДПИ, на филфаке, окончил с красным дипломом. Некоторое время работал на кафедре. Заболел туберкулезом, не вылечился, умер в 33 года.
Рихард окончил два  техникума. Он технарь. Учился очень хорошо. Вначале средняя школа в Краславе, а в 1952 году открыли среднюю Приежмальскую, ближе к дому, он ее закончил.

Старший брат моего мужа - Станислав. Фронтовик. Прошел всю войну. Где-то хранилась книга о нем, о польском восстании в Варшаве.  «Osiem dni na lewom brzegu». – Восемь дней на левом берегу. Ушел на фронт добровольцем в 17 лет. Участник обороны Ленинграда, Калининграда, потом служба в Войске Польском имени Тадеуша Костюшко, многочисленные награды, среди них высшая награда Польши-Крест Грюнвальда.
«Меня жизнь связывала со многими интересными людьми,- рассказывает Валентина Олехнович.  Таким я считаю своего свекра, Олехновича Леона Ивановича. Он родился в Латвии в 1892 году, в многодетной семье. В то время здесь была Витебская губерния Российской империи. Служить ему пришлось в российской армии, потом был переведен матросом на крейсер «Богатырь». Октябрьская революция, события в Петрограде. Всему этому он был непосредственным свидетелем. Слушал Ленина, Троцкого, матросы тогда бывали на митингах. Любили слушать Ленина, а Троцкий в своих речах был очень жесток,  и его не любили. Сталин был в свите, но никогда не выступал. Кронштадского мятежа избежал, к тому времени был комиссован, а товарищи его были утоплены в Финском заливе. История глазами очевидцев». 

 
*Синицa Александрa Ивановнa (урожденная Жакова,  1915- 2006),
коми по национальности, родилась в д. Давпон. Тогда эта деревня относилась к Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, теперь это территория г.Сыктывкара Республики Коми. Дом, в котором жили Жаковы, сохранился до сих пор, там после их отъезда размещалась школа. Она вместе с мамой и старшей сестрой уехала в 1930 г., жила в Харькове, Запорожье, а в годы войны — в Пятигорске. Она преподавала старославянский язык в Даугавпилсском педагогическом институте, изучала лексику русских говоров Латвии, кандидат филологических наук (1964), доцент. 

**Я. Я. Броделис (1920, Владивосток - 1998) Известна книга Я. Я. Броделиса: «Эстетическое воспитание учащихся системы профтехобразования  Латвийской ССР»  Я. Я. Броделис, Л. О. Берзиня. – Москва,  Высшая  школа, 1987.
http://proza.ru/2018/02/19/1354

Фото: Валентина Олехнович в Аглоне (Латвия). Сентябрь 2017 года.
Продолжение здесь:
Аглона - духовная столица Латвии
http://proza.ru/2016/01/03/921

Встреча с Папой Римским  Аглоне
http://proza.ru/2008/07/23/225
http://proza.ru/2022/02/16/1490


Рецензии
Воспоминания всегда интересны, а тут ещё воспоминания о том, что близко и дорого - о ДПИ!
Валентина Олехнович училась раньше нас, но некоторых преподавателей застали и мы - Л.Левитан, Л.Цилевич, Э.Мекш.
А.И.Калнберзиня, помню, принимала у меня устный экзамен по литературе. Первый вопрос "Любовная лирика Пушкина". Тему я хорошо знала, читала стихи наизусть. Калнберзиня улыбалась, повторяла строки стихотворения за мной:"На холмах Грузии лежит ночная мгла...".

Светлая память Валентине!

Вера Петрянкина   17.02.2022 15:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, дорогие воспоминания о нашей алмаматер и о замечательных преподавателях.
Светлая память Валентине.

Валентина Томашевская   17.02.2022 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.