Прогулка по Нейпиру. Новая Зеландия

                1980 год
     Двадцать четвёртого июля ровно в полночь мы вышли из порта Окленд и, обогнув мыс Восточный, на следующий день в десять утра уже принимали на борту лоцмана, который и провёл наше судно к причалу порта Нейпир. Кроме нас там стояло ещё пять судов: уже многовато для такого небольшого порта.
     Новая Зеландия – очень красивая гористая страна. Крутые склоны гор покрыты вечнозелёными растениями и лесами, а острые вершины – шапками снега. С верхушек гор сползает нежно-голубая дымка, а на залитой солнцем долине зеленеют сочные луга. Вид потрясающий! Им украшены все туристические открытки и брошюры. Климат в Новой Зеландии очень мягкий. Зимой температура воздуха редко опускается ниже + 10 градусов, что создаёт благоприятные условия для занятия сельским хозяйством. Большая часть населения проживает в сельской местности и заняты фермерством. Города по количеству населения немногочисленны. К примеру, в столице Новой Зеландии, в Веллингтоне в этом году родился 150-тысячный житель. Столько же проживает в нашей маленькой Находке. 
     Порт Нейпир раскинулся на восточном побережье Северного острова в огромной бухте. Небольшие, но мощные волноломы, их ещё называют брекватерами, надёжно защищают портовую акваторию от морских волн, обеспечивая судам спокойную и безопасную стоянку в любую погоду. Причалы в порту были не загромождённые грузами и непривычно чистые. Кроме мостовых кранов, по одному на каждом причале, никакой портовой техники я не увидел. Получается, что порт производит перевалку только контейнерных грузов.
     Порт приютился у скалистого утёса, слева от которого расположился небольшой городок. Мы с мотористом Сергеем решили прогуляться до центра города. Но никто из нас здесь не был раньше, поэтому мы позвали с собой помполита Виталия. Он считался у нас непревзойдённым знатоком Новой Зеландии. Пока мы его ждали, я снимал на плёнку огромную сосну, выросшую на самом краешке высоченного обрыва. Красивая фотография получилась. Только представьте – огромная скала, обрыв, а на нём, словно свеча, одиноко стоит высокая сосна. На пустой автостоянке через дорогу два парня гоняли по кругу на стареньких мотоциклах «Ямаха». Поднимая переднее колесо, они с оглушающим рёвом неслись на одном колесе через всю парковку.  Я пытался поймать их в кадр. Один из них заметил меня, развернулся подальше и, дав знак приготовиться, оторвал колесо от земли и на бешеной скорости промчался мимо меня. Я успел нажать на спуск. Поблагодарив парня за удачный снимок, я спешу к своим ребятам, которые уже двинулись в путь. По дороге я не пропускаю ни одного автомобиля. Меня интересует всё новое. Мода неумолимо изменила внешний вид машин. Хотя я больше привык к старым дизайнам, новые модели выглядят симпатично. Справа от дороги появился жилой район. Маленькие домики, выкрашенные в яркие цвета, утопали в пёстрых клумбах, пышных кустах и широколистных деревьях, хотелось всё потрогать рукой. Открыв рот от изумления, я смотрел по сторонам, поражённый красотой двориков. Мне казалось, что я попал в сказку и люди здесь живут сказочные. Ну, не верю я, что местным жителям присущи такие человеческие пороки, как хамство, пьянство, грубость и невежество.
     В конце улицы за перекрёстком раскинулся огромный парк. Он также весь был в зелени. Приятно было идти по песчаным дорожкам посреди бескрайней зелёной лужайки, вдоль которой разбиты причудливой формы клумбы, и наслаждаться ароматом экзотических цветов. Здесь по газонам разрешается ходить, поэтому на лужайке сидят влюблённые парочки или семьи с детишками, выбрав себе солнечное местечко. Вскоре на нашем пути появляется фонтан. Возле него с невысокого постамента нам застенчиво улыбается, сидящая на камне, девушка-маори. Конечно же меня разобрало любопытство, кто же эта красавица, увековеченная в бронзе. «Pania of the reef», - прочитал я на гранитной плите. 
- Простите, а что означает слово «pania»? – спросил я одну пожилую пару, которая бродила рядом с нами по парку, щёлкая своим «Кодаком» налево и направо.
- Не знаю, - пожала плечами старушка, - наверное это имя девушки-маори. 
     Я начал внимательнее читать историю жизни девушки на постаменте. Легенда гласит, что однажды её заманили голоса сирен далеко в море. А когда она попыталась вернуться к своему возлюбленному, то её превратили в риф, который и по сей день лежит по ту сторону волнолома.
     Пройдя немного вдоль аллеи парка, мы попали на большую танцевальную площадку в виде огромной ракушки, которую со всех сторон поддерживали высокие колонны. За одной из них виднеется главный вход в парк, а для нас он стал выходом. Выйдя из парка и перейдя на другую сторону дороги, мы попали в деловой центр Нейпира. Он отличается от Окленда тем, что здесь совсем нет высотных зданий, выше шести этажей город не поднялся. Как и во всех деловых центрах мира здесь сосредоточены банки, солидные фирмы, богатые магазины, туристические бюро, а также элитные рестораны и бары, но по территории центр небольшой, и мы его обошли за двадцать минут. Несмотря на то, что это центр, здесь очень тихо и спокойно: по улице не бегут клерки, не спешат деловые люди с озабоченным видом. На мой взгляд, новозеландца ничто не сможет заставить бежать сломя голову. Это очень спокойный народ. И жизнь у них течёт размерено и умиротворённо. Я заметил парочку людей средних лет, которые выйдя из машины, прошли вдоль улицы дважды. По их виду было заметно, что они вышли на людей посмотреть и себя показать. Сейчас в Новой Зеландии «мёртвый сезон» и туристов нет, поэтому на улицах много праздношатающихся местных жителей. А вот появились двое полицейских. Интересная деталь – здесь все ходят парами, а мы нарушили местную традицию – нас трое. И хотя с преступностью в местных краях туговато, эти бравые парни честно отрабатывают свой хлеб. Патрулируя улицы с беззаботным видом, их зоркий глаз регистрирует всё происходящее. Вот так и будут гулять часа четыре, пока их не сменит другой патруль полицейских. Затем они отправятся в участок, чтобы составить отчёт о проделанной работе, где появится такая запись:
     «Сегодня в городе появились три незнакомых типа (далее последует подробное описание нашей внешности), которые вели себя крайне подозрительно. Они громко разговаривали на незнакомом языке, всё время оборачивались по сторонам, заходили в каждый магазин, попадающийся им по пути, но так ничего и не купили, а на вежливый вопрос продавца «что вам угодно?» с ужасом выскакивали из отдела и перемещались в другой».
               
     А эти три типа, то есть мы - русские моряки с «Раумы», продолжали бесцельно слоняться по городу, заглядывая в каждый магазинчик. Зайдя в ювелирный магазин, я с интересом стал разглядывать золотые украшения. Меня поразила дешевизна изделий. За один кулон, правда без камней, всего пятьдесят долларов. Это в два раза дешевле, чем в Австралии. Я решил задать глупый вопрос.
- Извините, мэм, чистое ли это золото?
     Пожилая женщина удивилась и ткнула пальцем в вывеску, на которой красиво было написано «Pure gold and jewelry», что означает «чистое золото и ювелирные изделия».
     Этим вопросом я обидел продавца. Позже я заметил, что изделия разложены по пробам. Соответственно, низшая проба и стоит дешевле. Однако я ничего не купил, потому что последние доллары мы просадили в баре.   
     Время нашего увольнения неумолимо заканчивалось. Мы двинулись в обратный путь в сторону порта. Проходя вдоль автострады, часто останавливались машины и предлагали нас подвезти.
- Извините, но мы хотим пройтись пешком. Спасибо, - вежливо отказывались мы.
     Новозеландцы, не привыкшие или отвыкшие ходить пешком, удивлённо пожимали плечами и уезжали, а мы шли дальше. Мы благополучно дошли до порта, на пляже насобирали красивых ракушек и кусочки пемзы на память и поднялись на борт «Раумы».
     На этом закончилось моё знакомство с удивительным новозеландским городком с красивым названием Нейпир. 


Рецензии
Нейпиер, действительно, очень интересный городок. В нём 350 дней в году светит солнце. 3 февраля 1931 года в этом городе произошло сильное землетрясение и город был разрушен полностью. Но его решили восстановить в том же стиле Арт Деко, только строили уже по новым правилам. Так как этот район находится в сейсмозоне и землетрясения там случаются часто, то строить надо так,чтобы при разрушениях зданий, не страдало бы так много народа. После восстановления городка ежегодно в феврале в Нейпиере проходит фестиваль Арт Деко. В городок съезжается много народа, в нём звучит много джаза тех старых лет, по городу ездит много старинных машин и гуляют люди, одетые по моде 30-ых годов 20-ого века.

Марина, приятно было почитать про Нейпиер 80-ого года 20-ого века. Спасибо!

С уважением,
Виктория

Vikingnz   09.08.2022 15:21     Заявить о нарушении
Виктория, огромное спасибо за такой замечательный отзыв. Вы хорошо им дополнили мой рассказ.
У меня ещё есть одна история про Новую Зеландию город Окленд, в рассказе «Морская романтика». Думаю, Вам будет интересно.
С наилучшими пожеланиями,
Марина

Марина Сотник   09.08.2022 21:06   Заявить о нарушении
Конечно интересно, я же живу в Окленде уже 26 лет. Я вижу, как меняется Окленд.
Спасибо.

С уважением, Виктория.

Vikingnz   10.08.2022 00:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.