Шпора

     Не знаю, как сейчас, а в мое время любой студент знал, что такое «шпора». Нет, это не приспособление всадника, прикрепляемое к заднику сапог, и не особый придаток, находящийся на ноге и на крыле некоторых птиц, и не заболевание. «Шпора» - это, на языке студентов, шпаргалка.   
     А что такое шпаргалка объяснять не надо никому. Ну, а если кто не знает, это сложенные особым образом узкие листки, на которых написано все, что может помочь успешно сдать экзамен. Чаще всего листки изготавливали шириной примерно 4 сантиметра. Длина зависела от фантазии автора.
     Я встречал «шпоры» длиной до метра. А, чтобы ими было удобно пользоваться, листки складывали «гармошкой». Так получалось «устройство», которое некоторым помогало, а некоторых доводило до пересдачи.
     «Правила» использования такой «гармошки» были очень простыми: надо было её незаметно достать, как правило, левой рукой, спрятать на внутренней стороне ладони и, перелистывая большим пальцем найти нужную «страницу». Дальше все просто: переписать, незаметно спрятать, попытаться разобраться и правильно все изложить преподавателю.
    Иногда ловили в момент «доставания». Иногда- в момент переписки или попытки спрятать. Но, даже если доходило до «изложить преподавателю» случались казусы и тут.
     Когда нам доцент Вадим Владимирович Марцафей начинал читать курс «Техническая электродинамика», он сразу сказал, что на экзамене разрешит пользоваться конспектами и учебниками. Увы, большей части студентов это не помогло. Курс начали читать в сентябре. В зимнюю сессию зачет с первого раза сдали трое или четверо из почти двадцати человек. И в летнюю сессию на экзамене картина была аналогичной.
      Это нисколько не помешало уважать этого замечательного человека и помнить его науку. Он учил нас «ДУМАТЬ». И это осталось у меня на всю жизнь.
     Возвращаясь к «шпорам» нельзя не сказать о том, как и где их прятали. «Шпоры» крепили резинками внутри рукавов пиджака. Отпустил – она «спряталась» в рукаве. Еще можно было закрепить на внутренней части бортов или на груди. Наружный нагрудный карман и боковые карманы также были пригодны для размещения шпаргалок.
    Конечно, летом в Одессе, жара в 30 градусов, а все студенты в пиджаках. Да, так было. Легче было девчонкам. Некоторые крепили шпоры на ногах, под юбкой. Поверьте, на экзамене некогда было смотреть на ноги, когда юбки задирались аж до…Ну вы поняли… А некоторые, не мудрствуя лукаво, писали тексты шпор прямо на ногах.
    Вчера на консультацию пришла в «мини», а на экзамен – в юбке ниже колена.  И на внутреннюю часть юбок тоже крепили шпоры. Чуть подвернула юбку и читает.
     Уже потом, работая преподавателем, я понял, как нас жалели. Если захотеть – преподавателю видно все, даже если он «не обращает внимания».
     Подготовка шпаргалок имела, кроме «прикладного» еще и обучающее значение. Ведь читая конспект или учебник, записывая потом текст на «шпору», невольно запоминал содержание. 
     На одну «гармошку» написать весь курс, как правило, было нельзя. Поэтому делали несколько. И надо было помнить где и что написано.
     Я, как и многие другие студенты, тоже писал шпаргалки. И иногда пользовался ими на экзамене. А однажды даже показывал «шпоры» преподавателю.
     В зимнюю сессию на третьем курсе мы сдавали экзамен по дисциплине «электронные и ионные приборы». Не помню, увы, фамилию преподавателя. Это был крупный, лет сорока, мужчина. Лекции он читал замечательно. И курс мне очень нравился. Я, как радиолюбитель, и раньше представлял, как работают лампы или транзисторы. Но когда слушал эти лекции, понимал все еще лучше, узнавал много нового и интересного. 
 Но шпаргалки, все-таки, сделал. И рассчитывал, что на экзамене получу, как минимум, четверку, хотя хотелось пятерку.
     Зашел я одним из первых, взял билет и сел на первый стол, прямо напротив преподавателя. Ни о каком пользовании шпаргалкой не могло быть и речи.
     Прочитав вопрос, я сразу понял, что ответить полно и правильно не составит труда. Вопрос был посвящен входным и выходным характеристикам транзистора. Я сразу нарисовал оси координат, проставил по осям нужные значения, и, вспомнив шпаргалку, нарисовал график. Вот только сразу получилось не то. Транзистор не усиливал. Такого быть не могло. Я снова вспомнил шпаргалку. Графики были нарисованы так, как на «шпоре», но так транзистор работать не мог.
      И тут я вспомнил всю шпаргалку, не только графики, но и текст. Не скажу, что «меня прошиб холодный пот», но…
     «Сначала войти, а потом выйти». Так подсказывает простая логика. А я сделал наоборот. На шпаргалке я нарисовал сначала «выходные», а потом «входные» характеристики.
Перевернув листок, я сновав нарисовал оси и графики. Теперь все было правильно. Недолго думая, сказал, что готов, и сел за стол преподавателя.
     Отвечал прямо «с листа», рисуя графики, поясняя значения, приводя примеры из личной практики использования приборов.
     Преподаватель слушал внимательно, задавал вопросы, на которые я отвечал быстро и правильно. А когда закончил отвечать услышал вопрос: «А почему так долго рисовали неправильные графики? Я внимательно смотрел за Вами. Долго рисовали неправильно, потом вдруг все встало на свои места, и отвечали отменно».
     Не помню почему, но я сразу сказал, что вспоминал шпаргалку.
«Но ведь Вы не пользовались ничем», -удивился педагог.
Я не стал долго думать и, достав из кармана пиджака «гармошку», открыл её на нужной странице. «Вот «выходные», а вот «входные» характеристики», - сказал я, показывая «шпору».
     «Вот этому я Вас не учил», - сказал экзаменатор, и продолжил, - «ведь сначала надо войти, а потом выйти». Он внимательно просмотрел всю «гармошку», и сказал: «Хорошая работа, но даже когда пишете «шпору» надо думать, как правильно её сделать». Отвечали Вы на пятерку. А вот за такую «шпору» надо-бы снизить». Но раз все вспомнили, поняли, да и на лабораторках все делали отлично, за экзамен «пять». Но товарищам об этой «шпоре» расскажите».
Вот так «неправильная шпора» чуть не стоила отличной оценки.
Думать надо всегда.


Рецензии