26. 36. Пушкин и члены тайных обществ. Горбачевски

Пушкин и члены тайных обществ

 Наше Всё Пушкин и реакция членов  Тайного Общества.

 Горбачевский Ив. Ив.

  Антропоморфное «наше всё™» в шляпе смотрит как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением. Owerall.jpg

В 1859 в России усилием прыткого Аполлона Григорьева родилась фраза, вырезку из которой умельцы научного патриотизма превратили со временем  в мем: 
«Пушкин – наше всё».

Генезис мема кратко:
 В 1859 в журнале "Русское слово" ( NoNo 2 и 3) известный литературный  и театральный критик, поэт и переводчик того времени А. А. Григорьев в ст.  «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859 г) высказал мысль:
«Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами».
Прим. «Ру;сское сло;во» — петербургский ежемесячный журнал, издававшийся с 1859 по 1866 г графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Считался рупором нигилизма. До 1862 г редакция помещалась в доме графа Кушелева по адресу: Гагаринская набережная, 24. Для редактирования были сначала приглашены Яков Полонский и Аполлон Григорьев, но очень скоро их заменил А. Хмельницкий. «Русское слово» стало популярным благодаря хлёстким статьям Писарева, Зайцева и Соколова,

Давайте прочтем полностью фрагмент из «СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. Пушкин -- Грибоедов -- Гоголь – Лермонтов. I» (см. http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml):
<<<…   Да! вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен "Литературных мечтаний", а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, другие заставили бы жреца "взять метлу" и служить их условным теориям... Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина, но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя (я: см.с татьи A.B. Дружинина "A.C. Пушкин и последнее издание его сочинений" ("Библиотека для чтения", 1855, No3--4).
   А Пушкин -- наше всё: Пушкин -- представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин -- пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего.
Когда мы говорим здесь о русской сущности, о русской душе, мы разумеем не сущность народную допетровскую, и не сущность послепетровскую, а органическую целость: мы верим в Русь, какова она есть, какою она оказалась или оказывается после столкновений с другими жизнями, с другими народными организмами, после того, как она, воспринимая в себя различные элементы, -- одни брала и берет как родственные, другие отрицала и отрицает как чуждые и враждебные... Пушкин-то и есть наша такая, на первый раз очерком, но полно и цельно обозначившаяся душевная физиономия, физиономия, выделившаяся, вырезавшаяся уже ясно из круга других народных, типовых физиономий, -- обособившаяся сознательно именно вследствие того, что уже вступила в круг их. Это - наш самобытный тип, уже мерявшийся с другими, европейскими типами, проходивший сознанием те фазисы развития, которые они проходили, но боровшийся с ними сознанием, но вынесший из этого процесса свою физиологическую, типовую самостоятельность.»

Не надо иметь ни одной пяди во лбу и на всем куполе черепа адамита, чтобы понять , что под « наше и всё» Аполлон понимал душевную особенность русского, его нац.типаж или типовость и душевную физиономию в столкновении с иным миром. И ничего более! 
Не надо думать, что Аполлон один грешен в безмерном титуловании и обожении Пушкина. Это подобострастие возникло уже при жизни великого поэта. Вот два самых знаменитых доказательства:

(1) Н. В. Гоголь в заметке « НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПУШКИНЕ» еще в 1832 г (в 1835-ом включена в сб. Арабески)  короновал Пушкина самолично без голосования в цеху и Зале его Славы:
<<<   При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. (см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9375/ (Наука и жизнь, ОН ВЫСШИЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ НАШИХ ДУШ)

(2) В. Г. Белинский в работе «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕЧТАНИЯ» (1834) еще при жизни
<...> Пушкин был совершенным выражением своего времени. Одаренный высоким поэтическим чувством и удивительною способностию принимать и отражать все возможные ощущения, он перепробовал все тоны, все лады, все аккорды своего века; он заплатил дань всем великим современным событиям, явлениям и мыслям, всему, что только могла чувствовать тогда Россия, переставшая верить в несомненность вековых правил, самою мудростию извлеченных из писаний великих гениев, и с удивлением узнавшая о других правилах, о других мирах мыслей и понятий, и новых, неизвестных ей дотоле, взглядах на давно известные ей дела и события. Несправедливо говорят, будто он подражал Шенье, Байрону и другим: Байрон владел им не как образец, но как явление, как властитель дум века, а я сказал, что Пушкин заплатил свою дань каждому великому явлению. Да - Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского. <...>  (см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9375/)

 (3)
Ф. М. Достоевский ПУШКИН Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности:
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.»
К 100-летию великого поЭта  обожение его достигло апогея :

Пушкин = высший критерий для наших душ…

И никаких гвоздей (для  ступ и кистей христосей)

II
Реакция декабристов

Мы уже писали о реакции в 1881 г Завалишина Дм, Ир., который шоком отреагировал на шумиху по поводу памятника Пушкину на моск. бульварном кольце и на речь Достоевского с предложением видеть в Пушкине критерий наших душ… Теперь мы обратимся к мнению того, кого  звали «честью и совестью декабристов» и
 «демократом по убеждению» - Ивана Ивановича Горбачевского (1800—1869)

В своих знаменитых записках о Нашем Всем он ничего  не написал, не удостоил …

 Зато в письме к М. А. Бестужеву он жахнул по нац. достоянию со всей силы …  Вот Письмо М.А. Бестужеву 12 июня 1861 г:
<<<  ….Вот тебе, любезный Мишель, первый разряд с сухою хроникою, которую ужасно скучно писать таким образом, Надобно бы писать и описать каждого характер, степень ума, действия в Обществе; род, откуда явился, где служил, какой губернии, где учился, что делал, что думал, что е ним приключилось в жизни и пр., и пр. Но есть ли возможность это сделать? (Признаюсь чистосердечно, я бы это и мог сделать и исполнить завещание Сергея Ивановича, сколько сил достало бы, потому что любопытствовал, у всех расспрашивал, и у меня память на это чертовская)
*** Я не могу забыть той брошюрки, которую я у тебя читал, сочинение нашего Ив. Ив. Пущина о своем воспитании лицейском и о своем Пушкине, о котором он много написал. Бедный Пущин — он того не знает, что нам от Верховной думы было даже запрещено знакомиться с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, когда он жил на юге; (...) *;
и почему? Прямо было сказано, что он по своему характеру и малодушию ... сделает донос тотчас правительству ...
***И теперь я в этом совершенно убежден, - и он сам при смерти это подтвердил ...
*** Прочти со вниманием об их воспитании в лицее; разве из такой почвы вырастают народные поэты, республиканцы и патриоты? ** Такая ли наша жизнь в молодости была, как их? Терпели ли они те нужды, то унижение, те лишения, тот голод и холод, что мы терпели? А посмотри их нравственную сторону. Мне рассказывал Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин про Пушкина такие на юге проделки, что уши и теперь краснеют ***.
* Совестно было ему об этом сказать,— но знаю, он догадывался,— я часто с ним говорил о Пушкине, сидевши вместе в 3-м отделении Петровского каземата.— Прим. Горбачевского.
** Сбоку Горбачевским сделана приписка: Можно прибавить и историки? Сверху страницы: Спроси их и подумай, где они видели народ, где они его поняли и изучили.
*** На полях рукой Горбачевского сделана выноска: Его прогнал от себя Давыдов. Его прогнал от себя Воронцов; его прогнан: от себя и генерал Инзов ...
*** Ты скажешь, а Пущин Ив. Ив. разве худой человек? Я скорее скажу, чудо человек, что хочешь, так он хорош. Но я тебя теперь спрошу республиканец ли он, или нет? Заговорщик ли он, или нет? Способен ли он кверху дном все переворотить? Нет и нет,— ему надобны революции деланные, чтобы были на розовой воде. Они все хотели всё сделать переговорами, ожидая, чтобы Сенат к ним вышел и, поклонившись, спросил: «Что вам угодно—все к вашим услугам».
 // см. Щеголев П.Е. Декабрист И.И. Горбачевский о Пушкине. Фактическая справка – 1931. Эйдельман Н. Я. «Я НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ...» (Декабрист Горбачевский о Пушкине) = кн.  Пушкин и декабристы. Из истории взаимоотношений Часть I. Юг. Глава IV //

В редком теперь 2-х-томнике «Писатели-декабристы в воспоминаниях современников (ХЛ, под ред. В Вацуро,1980) приводится иное сообщение Горбачевского: «…нам от Верховной думы было запрещено знакомиться с поэтом Пушкиным, когда он жил на юге. Прямо было сказано, что он по своему характеру и малодушию, по своей развратной жизни, сделает донос тотчас правительству о существовании Тайного Общества. <…> И теперь я в этом совершенно убежден, — он сам при смерти это подтвердил, Жуковскому: «Скажи ему <императору Николаю I. — И.Н> , что если бы не это, я был бы весь его».
Что это такое? И это сказал Народный поэт, которым именем все аристократы и подлипалы так его называют. Прочти со вниманием об их воспитании в Лицее; разве из такой почвы вырастают народные поэты, республиканцы и патриоты? Такая ли наша жизнь в молодости была, как их? Терпели ли они те нужды, то унижение, те лишения, тот голод и холод, что мы терпели? А посмотри их нравственную сторону. Мне рассказывали Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин про Пушкина такие на юге проделки, что и теперь уши краснеют”.

Отчего именно так = «сделает донос тотчас правительству» = отчего такой акцент и такая точность = не просто разболтает по беспечности или  хвастовству = а именно донос и притом правительству! Это означало одно: главари Тайных обществ имея в правительственных кругах глаза и уши, узнали о целях командирования Пушкина на юг и о нелепости сопровождавшей «ссылку» легенде, которая венчала купол черепа юноши Пушкина венцом мученика борьбы за Свободу…
Тут следует моя рекомендация = прочесть книгу Шигина В. »Штирлиц XIX века. Тайный сыск генерала де Витта»  и вникнуть в муть тумана попарно-бинарных отношений  в треухах Витта-Собаньская-Пушкин и Раевский-Воронцова-Пушкин, а можно еще и «Воронцова-Пушкин-Вяземская»

Привлечь Пушкина к заговору означало «навести сыскных ищеек на прямой след тайного общества» //см. Гессен С.Я. Пушкин в Каменке – 1935//
***
Одна из актуальных реакция русофобов : https://lurkmore.to/
« …Наше Всё… В промышленных масштабах данной фразой начали пичкать народ как минимум в 1899 году, когда отмечали столетие со дня рождения того самого поэта, которому мем и обязан своим появлением (кто не понял — Пушкина А. С.). Несмотря на периодическое использование мема в (около)литературной среде на протяжении последующих десятилетий, вторичное обострение случилось в 1999 году во время празднования двухсотлетия сабжа. В период торжеств кремлядь (и не только) активно блистала с экранов зомбоящика знанием этого бородатого афоризма. Кроме того, доставляли спичечные коробки с цитатой и профиле


Рецензии