Новые русские писатели

Новые русские в привычном для нас значении - герои многочисленных анекдотов, нувориши, сделавшие деньги после развала СССР, владельцы огромных состояний,  тем не менее в плане культурного и интеллектуального развития оставшиеся на уровне неандертальцев, - меня как-то никогда не занимали. Мы с ними шли параллельными курсами, которые, как известно, не пересекаются в обозримом времени и пространстве, а я пишу только о том, что хорошо знаю.

Вот и теперь я решила, что попробую поимпровизировать и написать не просто о новых русских, а о новых русских писателях. Ну, не совсем новых. О писателях, чьё время расцвета пришлось как раз на то же самое время, что и новых русских вообще - время перелома, с конца девяностых и до настоящего времени. Причем написать не рассказ, а эссе. Поделиться своим мнением о современных русских авторах, пишущих развлекательную литературу. Не обо всех, конечно, а о тех, что близки именно мне, взяв пятерых из них: двух мега-популярных (Бориса Акунина (псевдоним, взятый Григорием Чхартишвили для беллетристики) и Дину Рубину) и трех мало кому известных (Льва Гурского, Викторию Платову и Нину Васину). И не обзор их творчества написать, а коснуться только некоторых из написанных ими книг.

Советовать почитать что-то - дело трудное и неблагодарное. Особенно когда советчиков пруд пруди, а вкусы у людей, которым пытаешься посоветовать, тебе неизвестны. Я-то сама человек почти всеядный, могу читать практически всё что угодно; когда под рукой ничего нет, даже и телефонный справочник на незнакомом (европейском языке) сойдет. Но не все ж такие... Однако попробую. Но советовать буду не то, что интересно читать (таких книг слишком много), а то, что я (лично я, вам всё это может вообще не понравиться) могу перечитывать. Вот как Феликс Сорокин в "Хромой судьбе" Аркадия и Бориса Стругацких перечитывал по n-ному разу "Мальтийского сокола" Дешила Хэммета. Как я раз пять перечитывала в детстве "Идиота", а "Героя нашего времени" - и того больше. Как в молодости сама перечитывала Стругацких: "Пикник на обочине", "Хищные вещи века", "Жук в муравейнике" - не помню уж, сколько раз.

БОРИС АКУНИН
У Акунина есть такой не самый известный роман - "Сокол и ласточка". Приключенческая книга, сродни "Мальтийскому соколу". Я бы даже сказала, роман для тинейджеров. Раз в три-четыре года я его перечитываю, какие-то струны в моей душе он задевает, несмотря на то, что я давно уже вышла из подросткового возраста. Мой муж шутит: "Мать, ты впадаешь в детство", но я не принимаю его шутки близко к сердцу: я верю своему инстинкту.

Кроме того, мне, в принципе, понравилось у Акунина всё, что издано под псевдонимом Анна Борисова. Все три романа - нетривиальные. Но особенно - "Vremena goda". Его единственный я перечитывала. Идей и сюжетных линий, заложенных в нём, иному беллетристу хватило бы на несколько романов, а Акунин расточительно запихнул их все в один. Это, без сомнения, беллетристика, но я бы не сказала, что книга особо развлекательная - из-за слишком серьёзных тем, в ней поднятых. Мне было очень интересно про Харбин, до этого я как-то ничего на эту тему не читала - ни документального, ни художественного. И "геронтологическая тема" тоже меня сильно зацепила - из-за "стариков" - родителей, моих и мужа, оказавшихся в последние годы их жизни на моем попечении.

ДИНА РУБИНА
Дина Рубина когда-то писала чудесные рассказы, очень искренние, атмосферные (их я иногда перечитываю), да и романы неплохие - "Белая голубка Кордовы", к примеру, или "На Верхней Масловке", а потом вдруг начала писать эпопеи типа "Русской канарейки" и "Наполеонова обоза". Я их, конечно, тоже читаю, книжный голод же надо чем-то утолять, но перечитывать - нет уж, увольте... Почему-то из всех романов Дины Рубиной перечитывать я могу только один: "Вот идет мессия!" Книга изумительная: роман-не роман, сборник каких-то историй, но как написано!

ВИКТОРИЯ ПЛАТОВА
Виктория Платова начинала как сочинительница детективов, но чувствовалось все время, что рамки детектива ей тесны. В детективе ведь как? Автор заранее знает, кто убийца, и делает всё, чтобы держать читателя в неведении до последней страницы, где все ниточки наконец сходятся. Чувствовалось, что Платовой так не интересно, она и сама толком не знает, кто убил, ей нравится повествование, а когда дело доходит до развязки, она быстренько назначает кого-то на роль убийцы, придумывает наскоро мотив - и вуаля! - детектив закончен.

Вообще-то ведь никогда и не тянет перечитывать детектив именно потому, что если тебе известен убийца - разгадывать уже нечего. И зачем же такую книгу читать повторно, что там можно найти? Детективы же Платовой хотелось перечитать: истории, рассказанные ею, были явно глубже обычных детективов а ля Агата Кристи. А уж язык, какими были эти истории рассказаны, Агате Кристи с ее тридцатью используемыми глаголами и не снился. Местами он был даже избыточно метафоричен, можно было бы и попроще писать - по сути это же были всё-таки детективы. Но она иначе, как видно, не могла.

Сама Платова о языке своих романов пишет так: "Сюжет моих книг образует не история, как таковая, а сочетание слов в предложении, хотя литература это, прежде всего, и есть умение хорошо рассказать историю. Кто-то может назвать это постмодернизмом, но музыку слова еще никто не отменял. Я слепо доверяю слову, поэтому всегда иду за ним". И это правда.

Со временем она бросила писать детективы. Перешла на романы в жанре "магический реализм" (первым из них стал "Анук, мон амур!") и сценарии к сериалам. Меня это не очень огорчило, но многие её фэны ей этого не простили: магический реализм - это не для всех, не то что детектив. Когда-то, в конце 90-х - начале нулевых у неё была страница - форум, с ней можно было пообщаться, она отвечала, я тоже туда ходила. Потом она закрыла эту страницу - народ писал массу негативного, было много недовольных.

Теперь у неё обычная официальная страница. Книги она пишет редко - видно, написание оригинальных сценариев отнимает слишком много времени. Ни одного фильма, снятого по её книгам и оригинальным сценариям, я не смотрела - не хочу разочаровываться. Лучше перечитывать иногда её старые книги: "В тихом омуте", "Ритуал последней брачной ночи", "Такси для ангела" и т.п.

НИНА ВАСИНА
Романы Нины Васиной – самые причудливые в российской остросюжетной прозе. Все книги - нестандартны и оригинальны: сюжеты, герои, ситуации... Гротеск, сказка, фантасмагория - серьёзно к ним относиться нельзя, но как затягивают! Книги не для всех. Я заметила, что среди тех, кто их читал (или пытался читать), есть только два типа: оставшиеся в восторге и плюющиеся от отвращения, среднего практически нет. Мужчинам читать не рекомендуется, особенно умным - они такой литературы не понимают. Почитать для пробы можно почти любой роман, за исключением трех последних, с которыми явно что-то не то. "Ангел Кумус", "Дурочка", "Необитаемое сердце Северины" выглядят подделками, как будто писала не Васина, а кто-то другой, старательно имитировавший стиль Васиной. Ну, и с "Женщины-апельсин" про Еву Курганову знакомство с Васиной тоже начинать не стоит - слишком длинно и непривычно. Шутка ли, шеститомная сага! Лучше взять что-нибудь попроще и не такое масштабное, иначе можно получить культурный шок.

ЛЕВ ГУРСКИЙ
Критические статьи и нехудожественные книги Роман  Арбитман писал под собственным именем, остросюжетную литературу - под псевдонимом Лев Гурский. У него две основных серии: одна про книжного детектива Штерна, другая, так называемая "президентская" - про ФСБ-шника Лаптева. Их я вообще касаться не буду, хотя обе серии - очень остроумные, ехидные, с нестандартными сюжетами и небанальными ходами, захотите - посмотрите. Я сейчас - про две последние книги. Последние - в прямом смысле: Роман Арбитман умер год назад от коронавируса, я до сих пор о нём горюю. Книги эти "Корвус Коракс" и "Министерство справедливости".

"Корвус Коракс" - по жанру альтернативная фантастика, а по форме - сатирический боевик.

Если честно, я давно отношусь к фантастике с прохладцей - новинки как-то не радуют, но для Гурского сделала исключение, потому что все, принадлежащее его перу, что читала раньше, мне очень нравилось. И новая книга Гурского тоже не подкачала. "Сочетание острого политического памфлета, веселого боевика и абсолютно безбашенной фэнтэзи, приправленное изящным ехидством и неожиданным, почти юношеским романтизмом – четыре сотни страниц пролетают на одном дыхании" - так написал в рецензии на книгу один из читателей.

"Министерство справедливости" - тоже фантастика, на этот раз социальная. Гурский выстроил и описал в деталях воображаемый мир настолько непротиворечиво и цельно, что хочется безоговорочно поверить в самые невероятные события. Забавная, невероятно смешная книга! Я прочла её взахлёб, но желание тут же перечитать её было так велико, что я ему уступила и перечла книгу - уже с чувством, с толком, с расстановкой - чтобы переосмыслить. В общем, рекомендую всем - и большим любителям фантастики, и людям, к ней равнодушным: "никто не уйдет обиженным"!


Рецензии
Спасибо! Многое прочитано давно.
Остальное возьму на заметку.
Ожидала, что Вы вспомните столь разрекламированный "Сад"
Степновой, и Вы обошли к моему большому удовольствию.
Приемлю у неё только "Женщины Лазаря".
С уважением КАРИН


Карин Гур   20.02.2022 11:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Карин! Буду рада, если вам понравится хоть что-то из моего списка, не читанное вами ранее, но не обижусь, если мнения наши не совпадут, ведь "на вкус и на цвет все фломастеры разные".

С уважением,

Элина Плант   20.02.2022 16:58   Заявить о нарушении
Абсолютно согласна. Сейчас перечитала практически всего
Ремарка. Начала Хемингуэя, но зря...
Нужно сделать перерыв.
Хочу Вам рекомендовать:Гийом Мюссо.
http://loveread.me/books.php?id_author=2511
Не всё одинаково хорошо. Начните с Сентрал парк.
С теплом КАРИН
Буду рада Вашим рекомендациям.

Карин Гур   20.02.2022 17:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Карин, обязательно попробую!

Элина Плант   20.02.2022 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.