Одержимость

1 Жизненные планы
                Весеннее солнце пробилось сквозь бегущие вдаль облака. Его лучи упали на сморщенную от старости руку, лежащую на клетчатом одеяле. «Весна пришла, весне дорогу!» - пронеслась мысль в голове у Полины. Она открыла глаза. Лучи согревали руку. Тепло потекло по телу, возвращая ее к жизни. «Вот и эту ночь пережила» - вздохнула она. Уже не было ни радости и ни огорчения от нового подаренного кем-то дня жизни. В комнату вошла медсестра:
- Доброе утро, Полина Александровна. Как спалось?
- Сойдет.
- Вы у нас около пяти лет, а ни кому про свою жизнь так и не рассказали. Хорошая была жизнь?
- Настенька, да как сказать? Было плохое, но больше хорошего. Открой форточку.
                Настя приоткрыла форточку. Свежий воздух нырнул вниз по окну в лицо старушки. Она вдохнула глубоко. Прислушалась. Донеслись звуки пения птиц.
- Освободишься, приходи, расскажу.
                Полина закрыла глаза. Нахлынули воспоминания. Вспомнилось детство. Вот в такую же пору с подругой ходила по воде в резиновых сапожках. Вверху у самой кромки сапожек проходили цветные полоски. Нужно было пройти между березками, где было много воды так, что бы вода ни попала в обувь. Если случалось намочить ноги, то домой сразу не бежали. Обычно шли медленно, что бы успеть обсудить наболевшие темы о космосе, путешествиях, книгах. Сочиняли всякие небылицы:
- Тамара, представь, если бы парты были из шоколада.
- Приходим такие в школу, на уроке полпарты съели.
- Как в сказках говориться «кисельные берега и молочные реки». Реку выпили и киселем перекусили.
- Ага. Вот фантастику читала, как там создали такую еду из машины. Говоришь ей: «Приготовь мне котлету», и тебе котлета.
- Химичка на уроке рассказывала, что химия далеко шагнет. Будущее за химией. Котлеты искусственные делать можно будет и соки. Все что захотим.
- Тогда войн не будет. Воевать просто не из-за чего будет.
- Я не понимаю, зачем войны. Пусть бы Мир был единой страной. Правительство и армия вообще не нужны бы были. Каждый просто занимался своим делом.
- Я так в фантастике читала. Здорово бы было! Правда?
                Свежий воздух и пение птиц уносят старушку в далекое прошлое. Она уже сама не поймет далекое или близкое. Кажется, что совсем недавно была весна и первая любовь. Первые стихи о любви и первые цветы. Вспомнила, как мечтали уехать подальше из дома и построить светлое будущее. Мечтала стать учителем. Наступил тот возраст, когда учителя не были «училками», а были друзьями, которые направляли в будущее. Так не заметно, не назойливо воспитывали достойных людей. Через много лет Полина вспоминает лишь с сожалением о том, что жизнь развела ее с ними. Как только она определилась с мечтой о будущем, ей овладела одержимость достичь цели. Это была первая цель, и она ее добилась.
                Ставить цели и преодолевать их стало ее правилом, а скорее всего жизненной необходимостью. Поступить в институт, стать лучшей студенткой, окончить институт, устроиться на работу. Как у многих молодых людей, стремящихся к высоким вершинам, у Полины от каждого успеха вырастали крылья, несущие ее к новым полетам. Придя почти в женский коллектив в школу, она почувствовала давление опытных учителей, обсуждение ее гардероба и привычку поправлять свисающую прядь волос. Все, кто ходил в подругах у директора школы получали дополнительные часы или классное руководство. Она оставалась «новенькой и не замужней», поэтому ни какого дополнительного заработка ей не предназначалось. Школа сильно отличалась от той, в которой она была, когда то ученицей. Тогда она поклялась, что обязательно заменит директора. Время не застало себя долго ждать.
                В жизни каждого человека бывают периоды, когда судьба ему благоволит. А если у него есть желание, стремление и он одержим целью, то обязательно всего добьется. У Полины все переломные периоды происходят весной. В первый год работы на женский праздник случилось нечто, что изменило ее жизнь навсегда. Накануне забрала сшитое на заказ голубое платье из шифона. На фоне неба расцветала сакура. Полина в нем была не отразима. Ее поздравили ученики. Конечно не все, но те, кто дарил цветы, смотрели на ее образ с восхищением. Да, она тоже может быть красивой. А после уроков к ним приехали из администрации с поздравлением. Она встретилась взглядом с мужчиной в сером костюме. Он оказался партийным работником, курирующим систему просвещения. Вручая почетные грамоты от администрации города лучшим учителям, он не сводил глаз с Полины.  По понятным причинам она не была лучшим учителем, поэтому руку он ей не пожал.
               После торжественной церемонии, на небольшом банкете, он подошел к ней и предложил подать заявление в партию. Он утвердительно сказал:
- Как молодой специалист с высокой гражданской позицией Вы обязаны подать заявление. Вы должны нести в массы не только знание по предмету, но и доносить до масс решения партии. Кстати, что Вы преподаете?
- Математику.
- Вот и прекрасно. Завтра в семнадцать я жду Вас у себя.
              Полина почувствовала его энергетику, запах. По телу пробежала дрожь. У нее ни когда не было друга противоположного пола, ее ни кто не прожал до дома, не дарил цветы. В то время она не осознавала, что жизнь такая скоротечная и этих бесценных минут молодости не вернуть ни когда. Поэтому не жалея себя училась много, а теперь нужно делать карьеру к вершине. Правда в ее понятии «вершина» было, что-то абстрактное и до конца не понятое ей самой. Полине идея с вступлением в партию очень понравилась, как она сама не додумалась до такой схемы продвижения вперед. «Вот теперь- то она поставит директрису на место. Теперь они больше не посмеют обсуждать  ее », - в то время думала девушка. Подошла директор:
- Полиночка, Анатолий Владимирович интересовался тобой. В партию хочет, что бы ты вступила. Я дам хорошие рекомендации. Ну, и просьба большая – не рассказывай про наши тут дела. Я имею ввиду:  разговоры, отношения.
- Елизавета Васильевна, ну что Вы. Я же, как понимаю, только кандидатом буду. Кто меня слушать будет?
- Вот и хорошо, что мы друг друга поняли.
             В этот вечер она не могла заснуть. Она думала о нем, и о предстоящей встречи. Полина чувствовала, что понравилась ему. «Будь, что будет», -  подумала она, поставив точку в своих размышлениях. День прошел обыденно. После занятий она поехала на встречу, где ее ждал Анатолий Владимирович. В кабинете находились три человека.
- Познакомьтесь. Это наш кандидат от 424 школы. Я вам о ней рассказывал. Нужно поднимать идеологическое воспитание в школе. У них из членов партии осталось двое. А тут молодой специалист. Илья Маркович, Вы же у нас по идеологическому направлению? Как так получилось, что по всем направлениям в передовой школе даже не получается ячейки партии? Они же не могут поддержать или принять решения.
- Виноват, проспали. Ну тут с Вашей помощью мы все исправим. Нашему кандидату дадим задания, попросим Елизавету Васильевну, что бы она помогла. Я думаю, они сообща быстро справятся, а мы по укороченному методу примем Полину в партию. Вы правы – молодым нужно идти вперед. Полина, как Вы сами думаете?
               Полину, словно ударило током, но привычка концентрироваться на поставленных вопросах была отработана со школьной парты. В данный момент перед ней стояли задачи: ответить многогранно на вопрос так, что бы они уже ни когда не смогли справиться без нее, а самое главное – она просто обязана понравиться ему. Когда женщине дается шанс – она использует его, а когда умной женщине - она из одного шанса делает несколько. Полина, как могла, расслабилась, улыбнулась, рукой провела по пряди волос, выждала еще несколько секунд, сконцентрировав взгляды всех присутствующих на ее глаза, осанку, вьющиеся волосы. «Теперь самое главное произнести умную фразу» - подумала девушка и твердым голосом заговорила:
- Я пришла работать в данную школу с великим прошлым после института. Очень нравится мое место работы. Вы все правы, говоря о новой концепции подхода к образованию. Мы обязаны при воспитании молодого поколения руководствоваться задачами, которые ставит перед нами партия. У меня есть свой взгляд на эту проблему, которую я изложила в данном проекте. – Она подала  подготовленный в виде реферата проект.- А так же хочу выразить благодарность за доверие и заверить, что я отдам все свои силы, знания и умение для процветания нашей Родины.
                Несколько секунд тишины. Анатолий Владимирович нарушил ее:
- Полина, подождите в коридоре.
Она вышла. «Вот дура, умной хотела казаться, кому такие нужны?» - корила себя девушка. Первой вышла из кабинета девушка, улыбнувшись, удалилась в коридоре многочисленных кабинетов. Подошел Илья Маркович:
- Молодец, главное боевой дух есть. Направим. Да, Анатолий Владимирович, попросил подождать. Я завтра жду Вас у себя к 10 часам. Елизавету Васильевну я предупрежу, что бы небыли накладки. У меня 204 кабинет.
                Минут через пять вышел Анатолий Владимирович. Он закрыл кабинет.
- Пойдемте Полина. Мы по дороге поговорим. Вы молодец. Когда написали план? Ночь не спали? Переживали? Давайте я Вас к дому подвезу.
                Полина действительно перенервничала, и очень была благодарна своему будущему мужу за этот подарок.
               
                2 Жизнь по направлению
                В дверь постучали. Полина открыла глаза.
- Входите.
В дверях стояла Настя.
- Настенька, проходите. Присаживайтесь. Пока Вас не было, я вспомнила то, что давно забыла.
- Вы были замужем? Кто муж был?
- Да, я была замужем за большим человеком. Младше его была на четверть века. Влюбилась. Первый раз в жизни влюбилась. А он еще в партию меня принимал. Вот там и познакомились. Женат был и трое детей. Я тогда молодая и глупая была. А еще стыдно признаться карьеристка. Он был очень хороший человек. Настоящий коммунист: требовательный к себе и к людям, трудолюбивый, честный, справедливый. Красивый был. За мной долго ухаживал. Ну как, ухаживал? Помогал мне в моей партийной и профессиональной карьере. Он тоже влюбился и поэтому стал не зрячий.
- Ослеп?
- Нет. Это я образно. Помог мне директором школы стать. Причем очень быстро. Сам то говорил, что я способная. Карьера мне голову вскружила. А как поставил –я отдала ему что он хотел. Это жизнь детка. Сама уже не могла без него, а все держала на расстоянии. А тут нужно было отблагодарить. План был дальше идти.
- Вы его не любили?
- Что ты понимаешь в любви? Он стал для меня опорой в моей карьере. А я его очень любила. Я была его тенью. Сопровождала его во всех поездках, встречах, на банкетах. Жена уже не могла повлиять на решения, которые ему были необходимы. А я в силу своего возраста могла уговорить любого. Там же все возрастные. Как вы сейчас говорите «старперы».
- Вы поженились? – не унималась Настя.
- Любовь всегда требует продолжения, а если его нет- погибает. Наша с ним любовь развивалась, а у него с женой умирала. Знаешь когда из одного сосуда перелить в другой, то в одном станет пусто, а другой наполнится. Только наш сосуд лишь первое время был переполнен, а потом постепенно мой сосуд осушался, а его переполнялся. Он пытался возместить подарками, а мне это уже не надо было. Поклонников много было. К тому времени был самый мой пик. Я хотела двигаться вперед и достичь вершины карьеры. На тот момент у меня был любимый муж, должность, положение и конечно деньги. У него дети выросли, а у нас не было. Вначале я не хотела, а он боялся, что не успеет поднять их на ноги. Дети его, меня не приняли. Он ездил к ним один. Меня это не беспокоило. В это время я занималась покупками. Потом у него заболела жена. Он все время находился там – ухаживал за ней. Считал себя виноватым в ее болезни. И вот весной меня вызвали в обком. Предложили занять пост супруга. Я должна была с ним поговорить о передачи дел. Это было перед самым развалом. Ты бы слышала, как он на меня кричал:
- Полина, ты не понимаешь, к чему это приведет? Тебе сейчас кажется, что я огорчаюсь, что меня вот так выкинули. Они тебя хотят подставить, потому что тебя подставить проще. Ты разве не понимаешь, что творится? Чем ты займешься, когда все совсем остановится.
- У меня есть план. Я создам партию. Это ты не понимаешь, что все идет к многопартийной системе.
- Очнись. Это только фикция. Как была одна партия – так и будет, только под разными названиями. Они мне предлагали, а я отказался. Впрочем делай, как знаешь. Мне только интересно, тебе поддержку пообещали?
- Пообещал Игорь Сергеевич. Он сказал, что меня не бросит.
- Теперь понятно. Если он тебя не бросит, значит, ты бросишь меня.
- Ты веришь всем разговорам о нем? Ты же знаешь, что я мечтала о карьере. Я не хочу возвращаться в школу.
- Я понял, что ты пойдешь по головам ради карьеры. Хотя ты так всегда делала. Счастья тебе на новом поприще.
 
                Выслушав, Настя спросила:
- Вы сильная духом или одержимая карьерой?
- Девочка моя, я глупая, одержимая мужчиной. Я сейчас только поняла, что хотела стать лучше его.
- Зачем? Лучше бы детей родили. Вы красивая и он красивый – дети красивые бы были.
Все равно счастливые: страданий не испытали, достаток всегда был, любящий мужчина, ездили куда хотели, покупали что хотели. А у меня трое детей и муж по вахтам ездит. Работы нет в городе. Устала от всех проблем. Вы, наверное, на своем месте людям много помогали. Помнят о Вас, наверное. Это очень хорошо. Пойду я. Работы много.
- Можно тебя попросить? Принеси мне конверт и бумагу с ручкой.
- Все в тумбочке есть, сейчас достану. Письмо хотите написать? Это правильно. Я потом отправлю.
              Медсестра выскользнула в дверь. Полина закрыла глаза и предалась воспоминаниям.
              «Что собственно она познала в жизни? Цель была одна – карьера. Была ли она счастлива? Наверное, как и любой человек – периодами. Вспомнилась первая ее ночь с Анатолием, когда она была самой счастливой на свете. Правда ни чего не поняла, но видела, что ему было приятно. Ему нравилось ее тело, она боялась, что после родов оно сильно изменится. Ей казалось, что он сразу же ее разлюбит. Разлюбил же жену. Она боялась долгое время его огорчить. Хотелось нравиться ему. Когда он первый раз ее ударил, приревновав ее на банкете – она сразу же простила, потому что боялась потерять. Он стал ее разумом, мыслями, воздухом. Как в песни: « тобой , как воздухом дышу». Это потом после ее назначения на пост Анатолия она уже ни чего не боялась. Она стала уверенной, предприимчивой.
                Муж зря так переживал, что ее подставят. Она заранее разработала схему. Договорилась с нужными людьми о выдвижении ее в руководство партией. Пока все приватизировали и скупали за бесценок все , что можно, она открыла сеть частных элитных школ, магазины. Вначале жизни выбор пал на карьеру, а затем на увеличение состояния. Жизнь получилась бегом с препятствиями за материальным благополучием. Пробежала и вот уже приоткрыта дверь в мир, откуда не возвращаются. Может должны быть другие приоритеты – любовь, добро. Добро – интересное слово, но не в моем лексиконе. Кому я его подарила? Наверное, дарила, только не помню. Ну, как же? Девушке незнакомой на улице подарила зонт, потому что та мокла под дождем, а я была в машине. Детям отправляла часть зарплаты в детский дом несколько месяцев. Наверное, какие то - добрые поступки все-таки были.
                Родных не помню. Помню, как к маме на похороны не смогла приехать. Выслала деньги. Был мой первый съезд, а для меня это было очень важно. Тогда было важно, а сейчас это пустой звук. Интересно получается, что нам кажется важным в молодости – совсем не важно, а не важное в то время становится жизненно необходимым. Поняла, наверное, только одно – жизнь должна быть многогранна.»
Она долго еще размышляла над своей жизнью. В дверь постучали. В палату вошла медсестра Настя.
- Полина Александровна, пора делать укольчик. Умерла?
                На столе лежал конверт с надписью: « Милой медсестре Настеньке». Она вскрыла конверт, открыла письмо: « Милая незнакомая Настенька. Вы правильно спросили о количестве добра в моей жизни людям – его было не достаточно. Хочу исправить эту ошибку. Возьмите ключик от ячейки в банке на предъявителя по номеру счета № 6………… на мое имя. Вырастите из своих детей достойных людей и будьте счастливы с мужем.»
- Вы были сильной женщиной, просто немного одержимой. – Заплакала Настя.
               


Рецензии