Ч. 319 Как вас теперь называть?

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/02/14/1066

В предыдущих главах сообщалось, каким образом японец оказался на «Диане» и затем на бременском бриге «Грета». Меня порой изумляет наглость, с какой перевирают историю в наше время.

Например, на одном сайте с надписью «Православный» читаю полный бред о том, как якобы собрались защищать японца: «На собранном совете Путятин объявил решение в случае необходимости расположить команду «Дианы» в каре, по углам каре поставить спасённые пушки, и, защищаясь до последней крайности, умереть всем до единого,
но не выдавать единоверца и тщательно блюсти завет божественного учителя, сказавшего, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Японцы уступили, поражённые благородною решимостью». 

Это выдумка от первого до последнего слова.

Японца записали в списки личного состава экипажа «Дианы» в должности денщика под именем Владимира Прибылова. На самом деле его звали Татибана Косай. Личностью он был довольно тёмной, авантюрист по натуре.

Происходил из самурайского клана Какегава в префектуре Сидзуока, но покинул клан и после многих приключений оказался в роли монаха в храме Ренгедзи в деревне Хеда в префектуре Сидзуока.

Думаю, что в архиве Министерства иностранных дел в отчёте Гошкевича изложена история их знакомства. В девятнадцатом веке внешней разведкой занималось именно это министерство.

В Японии автором  Ёсикадзу Накамура написана статья "Биография Татибана Косай", опубликованная в «Hitotsubashi Review», Vol. 63, No. 4.

Меня больше занимал не японский, а российский период жизни Татибана Косая. Он был хорошо образованным человеком, знал голландский язык. Скорее всего, знакомство с Гошкевичем состоялось на почве покупки последним того, что в Японии категорически запрещалось продавать иностранцам, - карт и книг.

Посредником в приобретении карт и книг был Косай. Когда бриг «Грета» захватили англичане и потом пленных распределили по кораблям эскадры, Гошкевич постарался, чтобы Татибана Косай оказался с ним на одном корабле.

Их определили на фрегат «Sivilla». Свободное время, а его было достаточно, оба проводили -Косай в изучении русского, а Гошкевич – японского языка, занимаясь попутно и составлением словаря.

Из Либавы, куда бывших пленных доставил британский транспорт, Гошкевич вместе с Косаем отправился в Петербург. Там он доложил о выполнении своей миссии в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел и представил своему непосредственному начальству Татибана Косая.

В министерстве решили, предварительно переговорив с адмиралом Путятиным, что такое приобретение весьма полезно, и поручили на первых порах Гошкевичу опекать японца. Косая оформили на должность переводчика высшего разряда.

Требовалось назвать японца русским именем, чтобы не привлекать ненужного внимания. А мало ли людей с русской фамилией и восточной внешностью жило в России!

Думаю, что с подачи Путятина его решили крестить, что и сделали в 1858 году. Крёстным отцом был Гошкевич, поэтому Татибана Косай получил имя Владимир Иосифович.
 
Фамилию он выбрал сам, как доложил Косай в рапорте на имя директора департамента генерала Егора Петровича Ковалевского. Он счёл нужным переменить свою японскую фамилию как содержащую в себе следы буддизма на русскую Яматов - от древнего названия Японии "Ямато".

В 1858 году Иосиф Антонович Гошкевич получил золотую медаль и Демидовскую премию 5000 рублей государственными ассигнациями за «Японо-русский словарь», составленный с участием Татибана Косая.
 
Ладно, медаль, но интересно, деньгами Иосиф Антонович поделился с японцем? Но я так это и не узнал.

Косай, будем его называть японским именем, женился на русской женщине, от которой у него было два сына, которые по стопам отца поступили  на службу в Азиатский департамент. Татибана Косай в качестве сотрудника Азиатского департамента побывал в Индии и США.

Что он там делал, в каких странах бывал ещё, можно выяснить в архиве Министерства иностранных дел.

Если вас туда пустят.

В конце июля 1862 года в Петербург прибыла делегация во главе с Такэноути Симоцукэ-но-ками. Ранее японская делегация посетила Лондон, Париж, Гаагу и Берлин. Японских дипломатов принял император Александр  II.

Японцы обратили внимание на то, что их приняли с глубоким знанием японских обычаев: залы приёмов были украшены на японский лад. В комнатах, где остановились дипломаты, находились подставки для мечей.

На кроватях лежали деревянные валики под голову. В ванных комнатах вместо мыла лежали мешочки с рисовыми отрубями. В столовой – чашки, изготовленные по образцу японских, и деревянные палочки для еды. Питание очень походило на японское.

Дипломатов разбирало любопытство: кто этот таинственный японец, так всё хорошо организовавший, но Косай им не показался.

В 1865 году в Россию из Японии отправились на учёбу 6 студентов во главе с Яманоути Сакудзаэмон. Они отправились из Хакодате на корвете «Варяг» из эскадры контр-адмирала Ендогурова, а в Сингапуре перешли на корвет «Богатырь».

На корвете они добрались до Шербура, а оттуда берегом в Петербург, куда приехали в 1866 году. Их должен был сопровождать Гошкевич, но тот почему-то отправился сухим путём через Сибирь.
 
В Петербурге японцами никто не занимался, Гошкевич самоустранился, хотя отправка этих шести японцев состоялась по его инициативе.

Подбор студентов для учёбы оказался неудачным, двое были просто подростки. В учебное заведение им поступать не разрешили. В столице была дороговизна, а денег у юношей было мало, жили впроголодь. Им помогал Косай.

Его представили японцам как лейтенанта, сотрудника министерства иностранных дел. Заработок его был 500 рублей. Он скрыл своё настоящее имя и сказал, что попал в Японию при кораблекрушении.

Не знаю, при каких обстоятельствах это выяснили, но японцы потом сказали, что Косай хорошо стрелял и знал наизусть много стихов поэзии хайкай – краткостиший из семнадцати слогов.

В 1867 году сёгун Токугава Есинобу передал верховную власть императору, правительство бакуфу пало. Всех японских студентов в Англии, Франции и России обязали вернуться на родину.

Но кое-кто задержался.

Продолжение http://proza.ru/2022/02/19/1615


Рецензии
Спасибо за интересную нашу историю.

Игорь Леванов   25.02.2022 12:38     Заявить о нарушении
Рад, Игорь!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.02.2022 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.