Архитектура Венеции раннего Возрождения

В области архитектуры новый стиль строительства намечается в Венеции в последней четверти 15 века. Переплетаясь с укоренившимися традициями "венецианской готики" и развиваясь в уникальных условиях города, расположенного на островах, архитектура Возрождения приобрела здесь исключительно своеобразный характер.
  Ценность каждой пяди земли в городе, изрезанном многочисленными каналами, привела к нерегулярности и предельной тесноте застройки. Необходимость строительства на сваях обусловила максимальное облегчение конструкций.
  Широко применялись в зданиях всех типов не каменные своды, а деревянные перекрытия, относительно тонкие стены. Безопасность островного города и широкий образ жизни богатеющих на заморской торговли высших слоёв населения предопределили открытый характер архитектуры Венеции, праздничное великолепие её дворцов и общественных зданий, высокий уровень архитектуры всей, в том числе и рядовой застройки.
  В отделке зданий цветная штукатурка и различных оттенков кирпич сочетались с облицовкой из цветного мрамора, тончайшей резьбой и инкрустациями. Строители любовно относились и к самым  скромным архитектурным элементам оформления города, начиная с резных чаш колодцев и кончая причалами, горбатыми мостиками через каналы, балюстрадами и мощением из мраморных плит.
  Наряду с завершением работ над фасадом собора Святого Марка и продолжением строительства Дворца дожей, в Венеции конца 15 века разрабатывался ряд присущих ей одной типов сооружения. Для массовой жилой застройки характерны блокированные дома с двухэтажными квартирами.
  Существовал и другой тип жилого дома, так называемый "ауле" - секционный дом или несколькими квартирами в секции и группировкой комнат в квартирах вокруг общих помещений. Оба упомянутых типа жилого дома встречались не только в частном, но и в государственном строительстве. Такие дома имели отдельные входы и лестницы в каждую квартиру и нередко торговую лавку на первом этаже.
  Для моряков и других служащих республики строились также блокированные дома-общежития.
  Не менее своеобразны так называемые "скуолы" - здания религиозных братств, служившие для благотворительных и просветительских целей. среди построек этого типа наиболее известна Скуола Гранде ди Сан-Марко, играющая ведущую роль в одном из красивейших ансамблей города. Её двухъярусный ордерный фасад отражает асимметричное расположение в плане вестибюля и главного зала. Увенчанный полукружиями, украшенный перспективными мраморными рельефами, он трактован как фантастическая, построенная на тончайших нюансах цвета театральная декорация.
  Создателями этого выдающегося памятника архитектуры Возрождения были ведущие зодчие Венеции 15 века: Пьетро Ломбардо, Мауро Кодуччи и венецианский скульптор Туллио Ломбардо.
  Для дворцов Венеции характерны лоджии на главном фасаде и вызванные теснотой асимметрия планов и небольшие размеры дворов. Первый этаж служил складом товаров, на втором располагались парадные помещения. Типичен в этом смысле Ка д"Оро, изысканно украшенный резьбой и инкрустациями. Но он ещё принадлежит готике. Более новы по духу и характеру форм дворцы Дарио и Корнер-Спинелли.
  Первый подлинно ренессансный дворец - Вандрамин-Калерджи - приписывается Мауро Кодуччи. Здесь флорентийский принцип поэтажного ордерного членения фасада сочетается с традиционным для Венеции выделением его средней, ажурной части с лоджиями.
  В церковном зодчестве начало постепенного перехода к Ренессансу знаменует храм Санта-Мария деи Мираколи, отделанный белым, зелёным и чёрным мрамором, словно драгоценный ларец. Его деревянное сводчатой формы перекрытие выведено на фасад в виде полукруглого фронтона. Алтарная часть увенчана одним куполом.
  Однако в культовом зодчестве Венеции чаще встречается многократное использование купольных ячеек, которое восходит к византийским прототипам - церкви Сан-Дзаккария, Сан-Сальваторе и другим церквям.
 
  Особое направление сложилось в ломбардской архитектуре. В виде сравнительного анализа о ней нельзя не упомянуть. Она сохранила приверженность к средневековым традициям строительства из кирпича, которое обогатилось применением терракотового декора.
  Архитектуру Ломбардии отличают не столько поиски принципиально новых типов композиции, сколько стремление к богатству декора и полихромии. В этом стремлении проявилось праздничное жизнелюбие эпохи. Свободно сочетая византийские, романские, готические и, наконец, античные формы, ломбардцы создали подчас атектоничный, но пленяющий своей живописностью стиль. Такова, например, облицованная разноцветным мрамором капелла Коллеони в Бергамо.
  Более широкий поворот к новому стилю наметился в архитектуре Ломбардии лишь в последней четверти 15 века. Появление в ломбардской архитектуре новых принципов строительства связано с творчеством Донато Браманте, зодчим Высокого возрождения. Но о нём, отдельная тема.

(В статье использованы материалы справочного издания "Всемирной истории", издательства АСТ, 2002 года).
 


Рецензии