Дуняха-неряха и цап-царапыч сценарий

ИНТ. РЫБАЦКАЯ ИЗБУШКА ДЕНЬ

На печи лежит старик ДЕМЬЯН-РЫБАК, укрывшись тулупом.

У стола его жена, МАРФА чистит самовар.

Слышен стук в дверь. Старик Демьян прислушивается, прикладывает к уху ладонь.

ДЕМЬЯН
Никак стучат. Старуха, ты што, оглохла што ль? Али совсем не слышишь? Отопри-ка дверь, да поскореича. Кто-то на постой к нам проситси. Ты, чай помоложе, тебе и открывати.

Старуха Марфа, ворчливо поворачивается и идёт к двери.

МАРФА
Да я завсегдысь помоложе тебя буду. Тебе будет сто лет, а мне токмо девяносто девять. Кто там?

ГОЛОС
 (из-за двери)
Энто я, Цап-Царапыч, к вам жить пришёл.

Марфа распахивает дверь, на крыльце стоит кот.

Марфа отступает в сторону и говорит приветливо и радушно.

МАРФА
Ну, коли так, заходи добрый странник. Плати гроши, располагайси, ужо вечеряти будем! Вам, поди, рыбку со сметаной али со сливками на лежак подавати, али стол накрывати?

Кот снимает котомку с плеча, поглаживает усы.



КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Я, Кот Цап-Царапыч, таков: дюже не прихотлив и на всё готов, что уха, что парено али жарено, всё на стол неси, лишь бы рыбка завсегдысь свежей была. Да ёщё, не забудь, бабка самовар поставить-согреть. Дюже уж люблю чайку испить вприкусь с тульскими пряниками. А за постой я с вами опосля деньгами расплачусь.

Старики засуетились.

Старуха Марфа достала из печи уху ухватом и понесла к столу.

Дед-Демьян, кряхтя, слез с печки, надел подшитые валенки,  лежавшие у печи и стал помогать бабке. Достал сапог из-под лавки и стал раздувать самовар.

ДЕМЬЯН
Держать постояльцев - дело хорошее, особливо щедрых и добрых. Получим гроши, старуха, так я сразу в лавку: у Порфирия новое бревно-чурбак куплю, корыто из него тебе выдолблю, купим ишшо суровых крепких нитей, ты мне сети сплетёшь и заживём лучшей прежнего.

Кот Цап-Царапыч из сумы-котомки стал на стол выкладывать пряники.

Старуха Марфа разливает по кружкам чай.

Слышен стук в дверь. Дверь распахивается, на пороге появляется соседская девочка-подросток, лет четырнадцати. Это ДУНЯХА.

ДУНЯХА
Доброго здравьица, дед Демьян и тётка Марфа! Меня матушка к вам послала, угольков заняти, печь истопити надобно, а огонь-то возьми да и погасни!

Глаза Дуняхи жадно шарят по столу, она сглатывает слюну. Платок соскальзывает ей на плечи. На голове Дуняхи нет волос.

Кот Цап-царапыч протягивает ей пряник.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Садись с нами за стол, красна-девица, испей чайку горячего, ешь, пей, да токмо помни: ежели про то кому ненароком расскажешь-сболтнёшь, враз ослиные уши на твоёй лысой голове вырастут. И будешь ты добротно слышать, что и шёпотом за семь вёрст говорят, да токмо никто из добрых молодцев сватов да твоей хаты никогда не зашлёт. И придётся-доведётся тебе, голубушка, весь свой век в девках-бобылках коротать.

Дуняха жадно хватает пряник, садится за стол и начинает торопливо есть. Один пряник, другой, третий; четвёртый – в руку, и не попращавшись, выбегает за дверь.

Марфа осуждающе качает головой.

МАРФА
Куда ж ты, Дуняха? А про угольки-то забыла… И в кого она такая уродиласи? Вроде батька с маткой у ей люди степенные да работящие. А дочка-то, хоть с лица-то и хороша, да ленива и болтлива. Недаром её на деревне все зовут Дуняха-Неряха.










НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА ДЕНЬ

Дуняха бежит по улице, ест пряник. Навстречу ей Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Конёк-Стригунок, Мужичок-с-Ноготок и Емеля-Дурак.

Дуняха останавливается и взахлёб рассказывает.

ДУНЯХА
А я чичас у тётки Марфы была. Послала энто меня мамынька по суседскому делу, угольков на разжижку у их заняти. Глядь, а в их доме -  постоялец. Усищи – во!
(разводит руки, показывает)
Глазишши – во!
(показывает)
Зеленушшие, так и стригёт ими, так и режет, всех наскрозь видит. Всех, кто к им приходит, за стол сажат, чаю наливат, пряниками печатными угощат. Я так наелася, ажно вздохнуть невможно. Бегите к им скореича, и вас накормят-напоят, голодными не оставят. А я далее побегу, ить ишшо надобно полдеревни обежати, всем рассказати. А вроде чтой-то я забыла… Ой, а угольки-то где?

Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Конёк-Стригунок, Мужичок-с-Ноготок и Емеля-Дурак молча разворачиваются и бегут наперегонки к избушке Демьяна.

Стучат в дверь. Дверь открывается, на пороге стоит Марфа.

МЫШКА-НОРУШКА
А мы к вам в гости, чай с пряниками попить да ушицы свежей отведать. Дуняха сказала, что здеся всех принимают да угощают.

Марфа расстроено.

МАРФА
Что ж, заходите, мы гостям завсегдысь рады, токмо уха уж кончилась да и пряники на исходе.

Гости вваливаются толпой в избушку.

Цап-Царапыч встаёт из-за стола, радушно улыбается.

ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Проходите гости, за стол садитеся, а ты хозяйка не печалуйся, а подай мне суму подорожную-бездонную.

Марфа подаёт ему суму.

Цап-царапыч
Раздувай, Демьян ещё раз самовар, гости пришли, гулять будем! Разливай, Марфа чай.

Цап-Царапыч достаёт из сумы пряники, конфеты, баранки, их на столе уже целая гора.

Гости, потирая лапки-руки, довольные усаживаются за стол.



























ИНТ. БАРСКИЕ ХОРОМЫ ДЕНЬ

Покои барина-пана ЕПИФАНА. Сам пан Епифан сидит за столом, пьёт чай из блюдечка, баранками закусывает, сытые глазки жмурит. Пот платочком утирает со лба, сомлел от чаю горячего. Перед столом стоит ларец, расписной, узорчатый.

ПАН ЕПИФАН
А-ну, Двое-из-Ларца, покажитеся! Да расскажите что нового у нас есть-сталося за последнее время в нашей деревне Гординовке?

Крышка ларца откидывается, из-под неё появляются два брата-близнеца, духи-волшебники, БРАТЬЯ ИЗ ЛАРЦА.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Рады служить тебе, хозяин!

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А новостя у нас такие, хозяин. Вот сповезло рыбаку Демьяну, дак сповезло. Попросилси к нему на постой кот, да не простой, а волшебник-кудесник, Всемирья странник. У его сума есть подорожная-бездонная, в ей, сумме-то, всего полно: и пряников, и печенья, и конфет, хоть всю жисть чай пей-гоняй – всё одно не кончаетси.

У пана Епифана отвисла челюсть.

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А ещё энтот кот наворожил старику-Демьяну удачу и тот Золотую Рыбку споймал-выловил. И в огороде у его уродилась репка дюже крепка, без Мышки-Норушки не обойтися.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А в курятнике у их, бабка Марфа сказывала, Курочка Ряба золотыми яйцами нестись учала-стала, и не зажарить из их яишенку, не разбить, токмо в лавку-шинок снести-заложити. Но и энто ещё не всё. У их корова Бурёнка-Доёнка жидким серебром доиться учала-стала, хоть рубли чекань- отваливай. Живут Демьян с Марфой сытно да богато, на зависть всем соседям, гостей приглашают да знай себе их угощают-потчуют.

Пан Епифан поперхнулся чаем, ногами затопал, застонал от злости.

ПАН ЕПИФАН
Где энто тако видано-слыхано, штоб простой рыбак богаче барина жил? Ежеле тако далее пойдёт, того и гляди, что Демьян из золотых кубков вино-медовуху пить начнёт. А я што, из деревянной миски пустые шти буду хлебать, али того хуже, мурцовку? Он там соболями-мехами укрываетси, а я овчинным тулупом? Не бывать энтому! Повелеваю вам, братья Духи-из-Ларца: всё добро у Демьяна отбрати, снести ко мне в анбар, стариков плетьями-розгами отстегати, дабы знали свой уголок-шесток, хату рыбацкую спалити дотла, чтобы следов не осталоси!

БРАТЬЯ ИЗ ЛАРЦА
Будет сполнено, хозяин!












НАТ. ОПУШКА ДЕНЬ

Избушка-землянка в лесу. За столом сидят рыбак Демьян и его жена Марфа, укутанные в рваное залатанное тряпьё.

МАРФА
Ну что, старик? Кваску испили, редьки поели. За стеной вьюга ревёт-воет, рваные онучи да лапти к полу пристывают, полезли-ка на печь!

МАРФА
(залезая на печь)
Эхе-хе-хе, хоть бы хлебушка малую корочку пожевати.

ДЕД ДЕМЬЯН
Ничаво, ни помрём, у меня рыбки мороженой припрятано, на то я и рыбак. Пожили, како говоритси, богато, и то добре, будет таперича что перед смертью вспомнить, ежели, конечно, энту суровую зиму переживём. И где наш Цап-Царапыч бродит. Вот ежели бы он в наших краях был, такого бы лиха не сталось, не приключилось бы.

ДЕД ДЕМЬЯН
(залезая на печь)
Подвинься-ка, старуха.









НАТ. РЕКА УТРО

Из ворот выходит Дуняха-Неряха, на плече коромысло с вёдрами, она улыбается. Стайка ребятишек бегут за ней, смеются, показывают пальцами.

ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК
Гляньте-ка, ушастая ослица по воду пошла!

ВТОРОЙ МАЛЬЧИК
Не иначе как её осёл на речке ждёт, ишь прихорашиваетси, платочком шёлковым лысую голову прикрыла!

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Да что энто они, с ума сошли что ли? Неужели надо мной смеютси? Чего-чего, а уж статью и ликом я в родимую матушку свою, красу писаную вышла. Вот токо с хозяйством у меня не ладитси да власья на голове не растут, да энто не беда, с лысой головы воды не пить, можно и платочком повязать-укрыть. А опосля венчания, знамо дело, никуды милый-любый не денетси, будет по половицам без скрипа ходить, чай али кофей в постелю подавать-приносить, а то и с лаптем-обувкой в зубах приползать будет. Уж такая я своендравная, никто мне не указ.

Зачерпнула бадейкой кованой воды, поставила да заглянула в неё, чтобы прихорошиться. Увидев себя, с ослиными ушами, торчащими из-под платка, вскрикнула, закрыла лицо руками.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
(бросаясь в полынью)
Чем с таки уродством жить, лучше утопитьси!



ИНТ. РЕКА ХАТА ВОДЯНОГО ДЕНЬ

На постели лежит СОМ-УСАЧ-ВОДЯНОЙ. Он болен, кашляет, тяжело ворочается в кровати.

СОМ-УСАЧ-ВОДЯНОЙ
Эхе-хе, вот хворобушка прихватила, всё болит, некому отварцу горяченького подати, всё в нутрях пересохло-сморщилось, то ли энто желудок, то ли сапог в дырьях да прорехах.

Сверху, недалеко от кровати Водяного, падает Дуняха-Неряха.

Водяной испуганно приподнимается, сильно кашляет.

ВОДЯНОЙ
Откуда энто лысое чудовище? Я в своём водяном царстве всех знаю, а такую ушастую лысую образину впервой вижу. Ишь, от страха–то как глаза выпучило! Ты кто, и что тебе в моём доме надобно?

Дуняха, оправившись от страха, улыбнулась Водяному.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Не пужайси, дедушка Водяной. Зовут меня Дуняшей. Я из Мира Иного, Земного. Решила я с горюшка утопитьси, потому што с такими ослиными ушами красной девице жить позорно, потому што слушала я, да мимо ушей пропускала, да и других недостатков много у меня. Я б хотела изменитьси-исправитьси, да не знаю как.

ВОДЯНОЙ
(присаживаясь на постели)
Оставайся у меня, Дуняха, пока не надоест. Напою я тебя из колодезя мудрости, будешь понимать-слушать разговор рыб, зверей и пташек, научу сострадать-помогать обиженным, откроется у тебя третье око Велеса.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
(благодарно прижимая руки к груди)
Спасибо тебе, дедушка. Я понятливая, я быстро всему научуся. А где у тебя травы от простуды, малинка сушеная где? Я чичас тебе чайку-отвару приготовлю.

Дуняха весело запорхала по дому, вот несёт кипящий самовар, вот избу метёт, а вот уж и бороду спутанную расчёсывает Водяному.

Прошло две недели.

Водяной сидит за столом, пьёт чай из блюдечка с сахаром вприкуску. Дуняха несёт пирог румяный, ставит на стол. К уху Водяного подплывает рыбка, она что-то шепчет. Водяной отставляет в сторону блюдечко, вздыхает.

ВОДЯНОЙ
Вот что твой пустой трезвон-перезвон наделал, а ить Цап-Царапыч предупреждал-упреждал. Надобно тебе спасать Демьяна с Марфой, искать Кота Цап-Царапыча. Ты дел натворила, злобу-зависть барскую-поганскую на них навлекла, тебе их и спасать.

Собралась Дуняша в дорогу, котомку заплечную надела, лапотки обула, шалыгу-посох в руки взяла, поклонилась Водяному.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Спасибо тебе, дедушка за всё, за доброту твою, за наставленье, за то, что жизнь понимать научил, а ведь ранее я токмо себя любила и об одной себе пеклась.

Дуняха кланяется в пояс, Водяной подходит и они трижды целуются.

ВОДЯНОЙ
И тебе спасибо, внученька, за заботу, за тепло, тобой подаренные. Иди и ничего не бойся, третье Велесово око тебе правильный путь поможет выбрать.









НАТ. ЛЕС ДЕНЬ

Дуняха с посохом идёт по сугробам через лес. Выходит к избушке Демьяна. Смотрит из-за куста.

Медведь катит бочку мёда.

Колючка-Ёж грибков на спине несёт.

Белочка орешков в корзине.

Мышка-Норушка – мешочек с мукой.

Емеля-Дурачок на Коньке-Стригунке целые сани запаса-провианта везёт, мешок с рожью, мешок пшеницы.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Ну, коли спомогли друзья Демьяну с Марфой,  таперича им до весны всего не переесть, то я и не буду выходить, стыдно, ой стыдно мне, красной девице с такими ослиными ушами перед лесным людом-народом красоватьси. Пойду далее, искать Цап-Царапыча.

Идёт Дуняха, уставшая, навстречу ей Медведь-Шатун, в коробе за спиной несёт медвежат, идёт, плачет, слёзы утирает.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Какая беда приключилась-сталась с тобой, косолапый, ведь слезами-то горю не поможешь, а добрый совет али дело в самый раз будет.

Медведь ставит короб с медвежатами на землю, утирает слёзы, гладит медвежат по головкам.

МЕДВЕДЬ
Случилась беда непоправимая, убил ловчий барин пан Епифан их матушку, мою жёнушку, из ружья застрелил, осиротил малых детушек, лиходей-живодёр, а берлогу-хату дотла спалил. И что мне таперича делать – ума не приложу.

Дуняха достаёт пирожки из котомки, угощает медвежат.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Не печалься, косолапый, а иди по моим следам в лес, выйдешь к избушке-землянке, старика Демьяна, тесно там, зато не в обиде будешь, и дети сыты. А мне пора дале идти.

МЕДВЕДЬ
(кланяется Дуняхе)
Спасибо тебе, красна девица, за доброту твою и ласку приветную.

Дуняха идёт дальше.

ДУНЯХА
Ох, и притомилась я нонче, ноженьки не идут, сяду-ка, отдохну.
(присаживается под ёлку, кладёт котомку под голову, ложится)
Знаю что спать нельзя, мороз лютый, вмиг замёрзнешь.
(позёвывает, закрывает рот ладошкой)
Сон долит, ох и сладкий…
(засыпает)

Из-за дерева выходит дедушка Мороз Красный Нос.

ДЕД МОРОЗ
Сон сморил, бедную. Ежели сейчас ей не помогу, быть беде непоправимой, замёрзнет, кто в такую лютую зимнюю стужу-годину ненароком задремлет, уж никогда не проснётся. Видел я давеча как ты чужую беду близко к сердцу приняла.

Дед Мороз хлопнул рукавицей о рукавицу и закричал.




ДЕД МОРОЗ
Эй, залётные, а ну-ка, ходьте-скачьте сюда, Белый, Синий и Красный, три коня!

Подлетела тройка, звеня бубенцами, усадил Дед Мороз Дуняху  в сани расписные, укрыл накидкой и лихо свистнул. Кони резво рванули с места.

Очнулась Дуняха, лежит на поляне среди цветов и зелёной травы.

Дуняха садится и удивлённо смотрит по сторонам.

ДУНЯХА
Всё вокруг пахнет, цветёт, птички щебечут-поют, а Солнце Красное, добрый Ярилушка, светит-греет. Нешто дивный сон со мной приключился?
(трогает свои ослиные уши)
Нет, навроде всё на месте.

Встала Дуняха, забросила на плечи котомку и обратилась к Солнцу Красному.

ДУНЯХА
Ой, ты еси, свет Ярилушка, Солнце Красное. Ты скажи-подскажи мне, где найти мудрого Кота Цап-Царапыча, дабы исправить дурость мою, из-за коей пострадала не токмо я, а ещё и народу тьма-тьмущая!

Солнце ответило ей.

СОЛНЦЕ
Гой, ты еси, девица красная, Дуняшка-Неряшка, дюже похвально твоё рвение праведное, тако уж и быти, укажу-покажу я тебе дорогу в Беловодье, где мудрый Кот Цап-Царапыч обитает. Иди до конца леса Дремучего, выходи в Чисто-Поле, поспрошай у брата мово, Ветра Буйного Посвиста-Пересвиста, он тебе далее путь укажет.
ДУНЯХА-НЕРЯХА
(кланяясь)
Спасибо тебе, добрый Свет Ярилушко!
 
Идёт Дуняха через лес, выходит в Чисто-Поле, А Буйный Ветер тут как тут. Стал дуть на Дуняху, её понесло как перекати поле, кувыркаясь через голову, она закричала.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Ой, ты еси, Ветер Буйный Посвист Пересвист, ты скажи-подскажи, где мне найти Мудрого Кота Цап-Царапыча, дабы исправить дурость мою неразумную, из-за коей пострадала не токмо я, а ещё и народу тьма тьмущая!

ВЕТЕР БУЙНЫЙ
(надувая щёки)
Гой, ты еси, девица красная, Дуняшка-Неряшка, дюже похвально твоё рвение праведное, тако уж и быти, укажу я тебе путь-дорогу в Беловодье, где мудрый Кот Цап-Царапыч обитает. Дойдёшь до конца Чисто-Поля, до речки Семиструйки-Смородины, там, где Калинов Мост, там у нашей Матушки Сырой Земли поспрошай, она тебе далее путь укажет.

Дуняша поклонилась Ветру Буйному.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Спасибо тебе, сердобольный друг, Буйный Ветер за добрый совет!

И пошла дальше. Дошла до речки, поровнялась с мостом и закричала.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Ой, ты еси, Матушка Сыра- Земля, ты укажи-подскажи, где найти мне мудрого Кота Цап-Царапыча, дабы исправить глупость мою неразумную, из-за коей пострадала не токмо я, а ещё и народу тьма тьмущая!

Тяжело вздохнула Матушка Сыра-Земля и ответила.

МАТУШКА СЫРА-ЗЕМЛЯ
Гой, ты еси, девица красная, Дуняшка-Неряшка, дюже похвально твоё рвение праведное, так уж и быти, укажу-покажу я тебе дорогу в Беловодье, где мудрый Кот Цап-Царапыч обитает, это совсем близко, рукой подать. Иди по Калиновому Мосту через речку Семиструйку-Смородину. А на том бреге тебя сам Царь Яр-Огонь всретит, он-то тебя и проводит к мудрому Коту Цап-Царапычу.

Дуняха низко поклонилась и молвила.

ДУНЯХА
Благодарствую тебя, Матушка Сыра-Земля за помощь да совет добрый!

Повернулась Дуняха да и пошла к мосту. Храбро ступила она на мост, быстро дошла до середины и ахнула, так как там не было целого пролёта, не перешагнуть, не перепрыгнуть.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Что же делать мне? Неужели назад возвернутьси? Вот беда, тако беда… Была бы я птицей, белой лебёдушкой, вмиг бы перелетела, али хотя бы стрекозой-кузнечиком…

Дуняха закрывает лицо руками, присаживается на корточки, слёзы капают в речку.

Очнулась, перед ней стоит Муравей Евстигней. Перебросил он большую соломинку с одного конца пролёта на другой да и молвил.

МУРАВЕЙ ЕВСТИГНЕЙ
Ой, ты еси, девица красная, пошто печалуешься-грустишь, слезьми горюшку не споможешь, токмо наводнение сделаешь, речка от твоих слёз из берегов выйдет. Коль ты сердцем да душой добра- чиста, тогда она не прогнётси, не сломитси, сия былинка-соломинка, а станет бревном крепким. А коль твои душу и сердце ржа да гниль проела, утопнуть тебе в реке Семиструйке-Смородине и в Пекле Тёмном горети до конца дней своих!

Дуняха сначала робко ступила на соломинку, потом пошла смелее и перешла на другой берег. А навстречу ей сам Царь Яр-Огонь.

ДУНЯХА-НЕРЯХА
Ой, Батюшка Царь Яр-Огонь! Прошу тебя, сожги-спали волшбу с меня, девицы красной, Дуняшки-Неряшки, кою навели на меня Тёмные Боги за болтливость и нерадивость мою.

Окутал-обнял Царь Яр-Огонь своим пламенем-корзном сверху-донизу девицу красную.

ЦАРЬ ЯР-ОГОНЬ
Будешь зваться таперича не Дуняхой, а Евдокиюшкой Премудрой, краше коей во всей Гординовке не будет. Ушки будут свои, а не ослиные, а уж коса, девичья краса, ниже пояса будет.

Исчезло пламя-корзно, а где же Дуняха - лысая неряха? Вместо нёё краса писаная, ненаглядная.

Обняла крепко Евдокиюшка Царя Яр-Огня, поклонилась.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
Век не забуду доброты твоей, любезный друг царь Яр-Огонь, внукам и правнукам накажу, чтоб тебя вспоминали.

Вытер слёзы от чувств рукавицей Царь Яр-Огонь, свистнул и появился перед ним прекрасный Белый Единорог. Посадил он Евдокиюшку на единорога, помахали они друг другу руками и унёсся белый красавец прочь.

Скачет-летит Белый Единорог через Океаны и Моря, Горы и Леса, держится за гриву счастливая Евдокиюшка, улыбается.


















































НАТ. ПОДВОРЬЕ ПАНА ЕПИФАНА ДЕНЬ

Духи-Братья из ларца открывают ворота. Во двор на красивом коне, горделиво подбоченясь, въезжает пан Епифан, на поясе у него связка убитых соболей, лис и другой дичи.

Он бросает соболей Духам-Братьям из Ларца.

ПАН ЕПИФАН
У, хохломоны! На-кось, приберите! Шкуры снимите да снесите в анбар. И когда мы научимся пекчись не токмо о дне нонешнем, но и о завтрашнем? Пошевеливайтесь, да живо у меня!

Духи-Братья из Ларца поднимают охотничьи трофеи и бегут в амбар.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Ишь, раскипятилси, ровно самовар. Ништо, скоро охолонет маненичко. Ведомо мне, что едут-скачут сюда слуги государевы, справедливость, она завсегдысь настигнет, хоть и с опозданием.

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Особливо жадных без меры да злобных. На чужом несчастье своё-то счастье не построишь, энто, на-кось, тудысь твою, выкуси!

Пан Епифан спрыгивает с лошади, а Братья из Ларца уже тут как тут. Один лошадь под уздцы ведёт, другой на подносе рюмку горилки подносит.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Вот, пан, горилка-спотыкач с перцем, как ты любишь. Прими на грудь, враз сердце-то подобреет-потеплеет.

Пан Епифан выпивает рюмку.

ПАН ЕПИФАН
У кажной живой души свой зарок-стезя. Вот вы, хохломоны – мне должны служить, Бурёнка-Даёнка да Курочка Ряба – златом, серебром меня обеспечивать, Золотая Рыбка – мои желания сполнять. Оно ведь как? Кто хозяин – тот всему и голова. А таперича я отдыхать пойду, а вы меня натрите целебной мазью, дабы я молодел, вечно жил, не старел.

Слышен сильный стук в ворота. Все оглядываются. Ворота распахиваются, выезжает отряд верховых и за воротами стоят подводы.

ГЛАВНЫЙ ВЕРХОВОЙ
Именем Государя, отоприте! Мы, слуги евонные, посланы наказать пана Епифана за сокрытие недоимки. Велено нам всё добро свезти в казну царёву-государеву в стольный Град в Палаты белокаменны!

Слуги спешиваются, бегут в амбар, в дом, выносят добро мешками, укладывают на подводы. Выводят Бурёнку-Даёнку, привязывают её к подводе. В телегу кладут Рыбку Золотую и Курочку Рябу, сидящую в корзине на золотых яйцах.

ГЛАВНЫЙ ВЕРХОВОЙ
(своим слугам)
Высечь Епифана для острастки, да побыстрее! Недосуг нам, ведь нас сам Царь-государь Батюшка ждёт.

Епифана растягивают на телеге, секут плетьями, он стонет.

Отряд верховых с обозом добра исчезает.

В ворота заглядывают соседи, похохатывает БАКУНЯ-КРАСНОБАЙ, деревенский бездельник и зубоскал.

БАКУНЯ-КРАСНОБАЙ
Будет таперича знати, как люд-народ забижати. Ишь, лежит, рассупонилси, плачет, охает.

ПЕРВЫЙ СОСЕД
Нетути у его таперича ни в хоромах, ни в анбаре ничего, хоть шаром покати, ровно у евонного соседа, нищего ГОЛЫМБУШКИ.

ВТОРОЙ СОСЕД
Энто рассказати кому – никто не поверит. Ясновельможного пана како последнего батрака-холопа на конюховой телеге-подводе царские слуги высекли-выпороли! Вся Гординовка от смеха-радости помрёт.

Пан Епифан уходит в дом, достаёт из-за сундука припрятанную бутыль, пьёт из горлышка и утирает слёзы.

ПАН ЕПИФАН
Всё увезли-вывезли слуги государевы, дюже закусить-зажевать нечем, мышке и той поживитьси нечем, впору удавитьси!

Пан Епифан падает пьяный замертво.





























НАТ. БЕЛОВОДЬЕ ДЕНЬ

Идёт по просёлочной дороге Кот Цап-Царапыч, несёт через плечо лапти на посохе, устало вздыхает, притомился знать. Входит в белое облако-туман, его крутит как в воронке, и он оказывается не на Белом Свете, а в волшебной сказочной стране – в Беловодье.

Цап-Царапыч озирается, протирает глаза, видит диковинных птиц, райские цветы.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Вот оно, Беловодье, уж все лапоточки разбил-стоптал, на каменьях ел, на земельке спал, в реке купался облаками укрывался, и дошёл, ровно в Ирий Небесный спопал. Пришло время жизни радоваться-умиляться, не засорять голову сором-мусором, блаженствовать-просветляться.

Кот Цап-Царапыч лезет на дерево, оставив под дубом котомку, посох и лапти, ложится на ветку потолще да и разлапистее которая, кладёт лапки под щёки и засыпает под собственное мурлыканье.

Над ним летают стрекозы, бабочки, поёт колыбёльную синяя прекрасная птица с ярким оперением и пышным хвостом.






















НАТ. ДЕРЕВНЯ ДЕНЬ

Пан Епифан, охая, морщась и потирая бока, выходит на крылечко, садится и ставит расписной ларец рядом.

ПАН ЕПИФАН
Ну, люд-народ, держись! То были цветочки, понюхали? Таперича спробуете у меня ягодок! Коли меня, пана Епифана обобрали до нитки, всё непосильным трудом нажитое, всё свезли со двора, так я с вас не три, а семь шкур спущу, не будь я Ловчий! Братья из Ларца, явитесь!

Братья, Духи из ларца, приоткрыв крышку, переговариваются шёпотом.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Ну, залютовал, наш-то, особливо с перепою злобен да привередлив. Непосильным трудом нажитое, ха-ха-ха! Непосильным трудом награбленное!

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А что поделаешь? Нравитси – не нравитси, ить он хозяин Ларца, а стало быть и наш. И должны мы его указания сполнять.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Кабы добрый был хозяин-то да душевный, тако и служба была бы не в тягость, а в радость.

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А помене рассуждай, ить мы духи подневольные, а совесть-то свою, вона како и я, в ларце оставляй! Уж второй раз нас кличет. Здеся мы, хозяин!

Епифан злобно топает ногами.


ПАН ЕПИФАН
Энто что за промедление? Вы должны являтьси по первому зову, а то прикажу вам же самих себя выпороть-высечь, нерадивые! Ишь, вздумали шептатьси да рассуждати! Узнали, како я давеча приказывал, где Кот Цап-Царапыч обретаетси? Ежели он далеко, то уж мы с вами разгуляемси-полютуем!

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Можно, можно и нам ныне порезвитьси да и душу отвесть, люд-народ пограбить да зверьё погоняти, из ружья постреляти без опаски, посему как Кот Цап-Царапыч в Беловодье отдыхает, от безделья дурака валяет, баклуши бьёт.

Пан Епифан радостно потирает руки.

ПАН ЕПИФАН
Энто нам на руку. Несите мою охотничью одежку, коня да свору собак злых да голодных из псарни выпускайте! И не забудьте позвать кривого мясника-сыроядца, ВАРФОЛОМЕЯ, дело для него найдётси, да поворачивайтеся быстрее!

БРАТЬЯ ИЗ ЛАРЦА
(в один голос)
Будет сполнено, хозяин!













НАТ. ЛЕС ЗЕМЛЯНКА ДЕМЬЯНА ДЕНЬ

Со всех сторон к избушке идут звери: зайцы, лось, кабан, соболя и куницы. Стучат в дверь.

Выходит Демьян.

Звери, перебивая друг друга, кричат.

ЛОСЬ
 (бьёт копытом)
К вам мы, дедушка Демьян, на постой, позволь у тебя укрытьси-спрятатьси.

КАБАН
(держит за плечом мешок желудей)
А мы со своим довольствием, не будем вам в тягость. Нам бы токмо спрятатьси от злобного Ловчего и его своры. Окромя вас укрыться-то и негде.

СОБОЛЬ
(качая головой и лапкой подпирая щёку)
Совсем озверел Ловчий пан Епифан, ровно и не человек он, а упырь из Тар-Тарары, слуга кощеев и то подобрее будет. Дозволь остатьси у тебя, Демьян.

ДЕМЬЯН
(широко распахивая дверь)
Ну, что же, заходи лесной люд-народ, в тесноте да не в обиде, будем жить ровно в сказочном теремке. Ежели купно да дружно, то никакая лихо-беда не страшна.

Звери заходят в землянку. Бабка Марфа всплёскивает руками.

БАБКА МАРФА
Эва, сколько гостей-постояльцев! Что же, собирайся Демьян на рыбалку, будем гостей горячей ушицей потчевать, чай замёрзли-перемёрзли, на улице-то мороз трескучий.


Стал старик Демьян собираться, надел тулуп, взял острогу.

Тут с лавки встаёт Медведь-Шатун.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
И я с тобой, Демьян. Тебе-то по стариковскому делу, тяжко, чай, пешнёй-то лёд колоть-крошить, а мне в удовольствие-забаву.

Медведь-Шатун берёт пешню и выходит на улицу вслед за Демьяном.

За ними из землянки выскакивает ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА. В руках у неё большой пустой мешок.

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
И я с вами, рыбачки, кормильцы вы наши. Где подсоблю словом, где делом.

Приходят на реку.

Медведь начинает долбить лёд.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
Эх, приморозило! От эдаких-то морозов речка до дна насквозь промёрзнет вместях с рыбой.

Демьян переминается с ноги на ногу нетерпеливо.

ДЕМЬЯН
Разговоров, Миша, помене, а дел поболе, знай, круши лёд, делай полынью поширше, а то вдруг рыба огромная споймается, а мы не смогём её вытащить, поспешай, люд-народ горячей-огненной ушицы ждёт.

Лиса Патрикеевна метёт хвостом, держит наготове открытый мешок.


ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
И правда, Миша, дело за тобой. Демьян-то – рыбак ловкий да удачливый, а ты сильный да работящий, с вами завсегдысь с рыбкой будешь.

Демьян бьёт острогой в полынье рыбу, Медведь помогает её из-за проруби доставать, а Лиса её в мешок кидает. Устали уж. Медведь вытирает пот лапой.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
Ажно жарко стало. Ну, что, уже цельный мешок рыбы али токмо половина?

Ему никто не отвечает. Медведь оборачивается и видит убегающую вдаль по тропинке к лесу Лису Патрикеевну с мешком рыбы на спине.

Медведь кричит ей вслед.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
Ты куда, Патрикевна? Ополоумела что ль? Землянка-то наша в другой стороне!
(поворачивается к Демьяну)
Демьян, а ить она нас обмишулила-объегорила, Патрикеевна-то, глянь, как с нашей рыбой-то улепётывает. Не догнать её таперича. Что дома скажем-то? Что клёва нонече не было али ишшо што придумать?

Демьян чешет затылок, сдвинув шапку.

ДЕМЬЯН
Порыбачим ишшо. Хоть валенки ко льду пристыли, а без рыбы возвертатьси неслед, нельзя лесной люд-народ без ушицы оставляти. А ушица у моей старухи скуснотища-объедалово.






НАТ. БЕЛОВОДЬЕ ДЕНЬ

Скачет, торопится Евдокия Премудрая на Белом Единороге, у коего из ноздрей огнь-пламень да золочённая пыль-искры из-под копыт летит.

Влетела в серебристый туман-воронку, закружило её да выбросило под тот дуб могучий, где спит мудрый Кот Цап-Царапыч.

Евдокия спрыгнула с Единорога, стала будить Кота Цап-Царапыча. Между ушей чесала, по шейке трепала, звала, но безрезультатно.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
Проснись, проснись, мудрый волшебник Цап-Царапыч, натворила я дел по глупости-неразумению, а таперича всё исправить хочу, да токмо без твоей помощи мне никак не обойтись!

Белый Единорог отходит в сторону, разбегается и бьёт рогом в дуб.

БЕЛЫЙ ЕДИНОРОГ
Посторонись-ка, любезная Евдокиюшка.

Дуб зашатался и Цап-царапыч упал наземь, проснулся, сел, свёл грозно очи-брови.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Кто энто посмел меня беспокоить? За сие могу ненароком и в мерзкую тварь обратить-превратить! Нашли себе удовольствие дурковать, мудрых котов от важных дел отрывать!

Евдокия Премудрая сложила руки под подбородком, закачала головой.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
Время дорого, мудрый Кот Цап-Царапыч, поспешай, по дороге всё расскажу, горе-беда у Демьяна приключилось-сталось. Садись скорее на Серого Волка да поскачем.

Кот свистит, появляется Могучий Серый Волк, Кот Цап-Царапыч садится на него, Евдокия – на Единорога и они скачут к землянке.

Волк бежит-бежит, да споткнётся.

Белый Единорог скачет-торопится да ржёт-надрывается.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
Ох, не к добру видать Серый Волк спотыкается, а мой Белый Единорог дрожит-вздрагивает да ржёт-надрывается. Ох, быти беде лютой, неминучей.



































НАТ. ЛЕС ПОЛЯНА ДЕНЬ

Лиса Патрикеевна прячет мешок с рыбой в нору, засыпает её снегом и, виляя хвостом, бежит по тропинке. Не замечает капкана, наступает на засыпанную снегом еловую ветку и капкан защёлкивается.

Со всех сторон слышен свист, крик, гиканье, лай собак. Из-за деревьев появляется Ловчий пан Епифан с двумя слугами-лакеями, свора собак и мясник кривой Варфоломей.

Лиса, извиваясь на снегу, просит.

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
Не убивай меня, Епифанушка, я маленькая, шерсть невидная, одной-то моей шкурки и на воротник твоей любушке-забавушке не хватит. Ты отпусти меня, а я за доброту твою к Демьяновой землянке провожу. А тама и соболя, и куницы, и другая живность. Уж тама твоей Пелагеюшке и на шубу соболиную, и на шапку из куницы хватит. А мяса всякого наготовите: и лосина, и кабанятина, и козлятина с зайчатиной, выбирайте сами что по душе-скусу. Хватит мяса всем на варево да на вялево.

Пан Епифан щёлкает кнутом.

ПАН ЕПИФАН
Будь по-твоему, Лиса Патрикеевна. Веди нас к Демьяновой землянке.
(обращаясь к лакеям)
Освободить её!

Лакеи освобождают Лису Патрикеевну, она, хромая, бежит впереди, за ней пан Епифан, слуги, мясник Варфоломей и собаки.

Подьезжают к избушке-землянке.




ИНТ. ИЗБУШКА ДЕНЬ

За столом сидят звери, едят ложками деревянными уху из большой миски.

На улице слышен шум, свист, лай, гиканье, стук топора.

Демьян встаёт из-за стола, подходит к окну, испуганно охает, ахает, звери замирают, прислушиваются.

ДЕМЬЯН
Видно пришёл наш последний час. Ктой-то дверь нашей землянки топорами рубит-ломит, ажно щепки по всему Лесу Тёмному Дремучему во все стороны летят. Знати, видно такова у нас с вами злая судьба-недоля!

Бабка Марфа смотрит в другое окно и вторит ему.

МАРФА
Уже точат ножи булатные, вот-вот будут резати нас, пропадём ни за понюшку табачку!

КОЗЁЛ ТРОФИМ
(бьёт копытом, трясёт бородой)
Так легко мы им не сдадимси! Ишшо посмотрим, кто кого!



















НАТ. ДВОРИК ДЕНЬ

Дворик, обнесённый плетнём. В одном углу слуги-лакеи разводят костёр, котёл повесили.

В другом углу кривой мясник Варфоломей точит ножи.

Злобный Пёс из своры обращается к нему.

ЗЛОБНЫЙ ПЁС
Ну, и где обещанная трапеза? Полдня по лесу, высунувши язык пробегали, с утра маковой росинки не было во рту, одне токмо обещания.

ВАРФОЛОМЕЙ
(вжикая ножом по точильному камню)
Чичас, чичас, токмо дверь взломают, мы их живенько всех почикаем ножами вострыми.
(пробует пальцами остриё)
Угощу и вас, псов, и пана Епифана свежанинкой. Сам-то я сыроядец. Отрежу бывалоча кусок от убоины, тёплый ишшо, скусно, просто обедение. Да тёплой кровушки братину-другую с устатку-то завсегдысь выпиваю. Вот она, жажда-то и поутихнет маненичко.
(сглатывает плотоядно слюну)

Слуги наконец взломали топорами дверь.

Пан Епифан достал охотничий нож да рогатину на медведя.

И тут из дверей как выскочил Козёл Трофим.

Свора собачья кинулась к нему со всех сторон.

Козёл Трофим стал топтать ногами собак, бодать их рогами.

За ним выскочил Кабан, оскалив клыки, за ним – Лось, все топчут копытами собак.

Следом Медведь с пешнёй против Епифана с рогатиной.

За ним Демьян с острогой против лакеев.

Выкатился Ёж-Колючка с кочергой, Лягушка-квакушка с метлой.

Все остальные: соболи, зайцы да куницы выдернули колья из плетня и тоже в драку.

Позвал пан Епифан Братьев из Ларца.

ПАН ЕПИФАН
Духи-Братья из Ларца, спомогите. Не одолеть без вас лесной люд-народ.

Выскочили Духи из Ларца да како начали топорами махать-крушить, поднялся такой крик, что разбудили Лешего.

За плетнём стояло высокое корявое дерево, занесённое снегом.

Вдруг оно зашевелилось, заскрежетало, стряхнуло снег и перешагнуло через плетень. Все в страхе замерли.

ДЕРЕВО-ЛЕШИЙ
Кто посмел беспокоить меня, хозяина леса? Што энто за война-сеча без мово ведома учалась-стала?

Вперёд вышел Демьян, снял шапку, поклонился.

ДЕД ДЕМЬЯН
Не вели казнить, допрежь выслушай, дедушка Леший, хозяин леса Дремучего да Тёмного. Хочет учинить пан Епифан с мясником Варфоломеем беззаконие-расправу нал нами, не боятся они никого.

ЛЕШИЙ
(тяжело переступая с ноги на ногу)
Не бывать такому в моём лесу, здесь я хозяин, хочу казню – хочу милую. Ах вы, душегубы!

Леший берёт по очереди пана Епифана, мясника Варфоломея, слуг-лакеев, Духов из Ларца и собачью свору, всех закидывает на вершины деревьев.
ЛЕШИЙ
Демьян, Марфа, и весь лесной народ, идите-ка вдоль энтой тропинки как раз в мои хоромы и придёте. Располагайтесь тама, а ещё здесь подремлю.

Все уходят.

Леший снова перешагивает через плетень и замирает, превратившись в дерево.

Слышен звон колокольцев. Это подьезжает на своей Тройке Дед Мороз Красный Нос.

ДЕД МОРОЗ
Не успела Евдокиюшка с Цап-Царапычем вовремя. А на то и друзья, чтоб друг другу в беде спомогать! У, душегубы-нелюди.
(он потрясает посохом и произносит заклинание)
В ком злоба-зависть чёрная живёт,
Тот превратится пусть в хрустальный лёд.
 
И обратился пан Епифан и его прихвостни в сосулек-ледышек.

А тут и ветер Посвист-Пересвист появился. Надул щёки, засвистел, все сосульки-то вниз и попадали да и рассыпались на мелкие осколки. Одному пану Епифану повезло. Голова на плечах осталась да рука с ногой на туловище.

Пан Епифан шевелит ледяными губами.

ПАН ЕПИФАН
Духи-Братья из Ларца, спомогите хозяину.

На землю из осколков ледяных сначала собирается один брат, затем второй. Они целы и невредимы.

БРАТЬЯ ИЗ ЛАРЦА
(в один голос)
Что прикажешь, хозяин!


ПАН ЕПИФАН
(еле шевелит губами)
Отвезите меня домой.

Братья по частям собирают Епифана, складывают куски на салазки и везут домой.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
И како его таперича склеивать, штоб опять цельный получилси?

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А очень просто. Будет евонная Пелагеюшка опару ставить, чтоб хлеб испечь, тако мы у её маненичко теста и возьмём, заместо клея и намажем кусочки-то. Глядишь, и срастётси хозяин наш.































НАТ. ПОЛЯНА ДЕНЬ

Поляна в лесу, на которой стояла землянка рыбака Демьяна.
Всё порушено, сломано, плетень упал, развалился, землянка и амбар раскатились по брёвнышку в разные стороны.

На поляну со всего ходу-лёту выезжают и останавливаются Белый Единорог с Евдокиюшкой на спине и Кот Цап-Царапыч на Сером Волке. Из-под лап-копыт снежная пыль фонтаном.

Серый Волк тяжко-устало присаживается на задние лапы, Цап-Царапыч спрыгивает на землю.

СЕРЫЙ ВОЛК
И куда же мы так спешили. Где люд-народ? Ровно в Тар-Тарары провалился весь разом, вместо жилья – одни развалины! Да ещё чую, косточки собачьи али ещё чем-то пахнет. Я энтот запах ни с чем не спутаю.

Серый Волк, нюхая следы, идёт к небольшой кучке брёвен.

СЕРЫЙ ВОЛК
А здесь, чую, анбар был, съестным пахнет. А кто энто там за брёвнами спряталси?

Волк из-за брёвен достаёт за шиворот рыжую лису.

Кот Цап-Царапыч отламывает хворостину и грозно рычит.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
А ну-ка, шельма, рыжая плутовка, признавайся, где лесной люд-народ да дед с бабкой? Да не ври, а то шкуру твою драную спущу да на воротник и приспособлю. Какая-никакая, а всё же польза будет!

Лиса извивается в лапах Серого Волка. Он бросает её на землю к ногам Цап-Царапыча.

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
(заискивающе)
Я перед вами ни в чём не виноватая. Пан Епифан сам их нашёл да лютовать начал, Демьян с бабкой да лесным зверьём с ним в бой-сечу вступили. А энто всё порушил-изничтожил Ветер Посвист-Пересвист. Налетел, окаянный, засвистал, наскандалил, всё округ разметал-порушил, до сих пор летают клочки по закоулочкам. Анбар-то на брёвнышки раскатилси, а в ём снедь-провиант, ну, думаю, што добру пропадати, решила посбирати, мешок взяла, а тута – вы.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
(грозно нахмурив брови)
Ты мне, плутовка, зубы-то не заговаривай, отвечай прямо на вопрос: где Демьян с бабкой Марфой, где лесной люд-народ? А то ить я церемониться не стану, для начала отстегаю вот энтой хворостиной, а опосля видно будет, что с тобой делать, али в смоле и перьях тебя обвалять али ещё что придумать!

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
(испуганно и приниженно)
Уж, какой ты сердитый, Цап-Царапыч. Я не отказываюсь, что знаю – расскажу. У Лешего они все в хоромах, он их к себе на постой погостить позвал-пригласил. Идите за мной по энтой тропиночке, враз и выйдете, куда надобно.

Лиса Патрикеевна первая бежит по тропинке, за ней Евдокия на Белом Единороге, за ними Серый Волк.






КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
(озираясь по сторонам)
Есть у меня одна мысля-идея. Надобно, чтоб все, кто зло-обиду сотворил, наказан был.

Кот Цап-Царапыч подбирает с земли собачьи кости, какие-то кусочки, складывает их в суму и тоже спешит за ними.

Все уходят.









































ИНТ. ХОРОМЫ ЕПИФАНА ДЕНЬ

Пан Епифан лежит на лавке, укрытый лошадиной попоной. Охая и кряхтя, он встаёт, опускает ноги, прислушивается.

ПАН ЕПИФАН
Что энто за шум на улице? Народ чегой-то галдит.
(кричит)
Братья-Духи из Ларца, явитеся, тьфу, леший вас задери, не докричисси, не дозовёсси!

Появляются Братья из Ларца.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Ты чё плеваисси, хозяин? Тута мы. И не к добру опять Лешего поминать, рази забыл кака закавыка с тобой из-за его приключилася?

Пан Епифан злобно топает ногами.

ПАН ЕПИФАН
Кака така закавыка? Энто ишшо что за новостя? У, хохломоны, не сметь мне тута рассуждати да перечити, а то грамошные все ноне стали, всяк норовит поучати да советовати. Живо узнайте, что за шум-галдёж в деревне идёт!

Духи исчезают.

Пан Епифан подходит к окну, смотрит.

ПАН ЕПИФАН
Народу-то сколько высыпало, все пальцами показывают. А что тама – не видати. Надобно выйти, посмотрети.

Выходит на крыльцо.

Перед ним появляются Духи-Братья из Ларца.




ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Караван торговый идёт, ясновельможный пан. Одеты все не по-нашему, толи турки, толи азиаты. И на конях, и на осликах, а больше всего на тварях двугорбых, на этих, как их, верблюдах.

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
На постой просятси к нам. А везут подарки нашему Царю-Батюшке, да ишшо молодильное молоко. Люди бают, вкипятишь его да ширнёшь-мырнёшь в его, а вымырнешь молодым да здоровым. При твоёй болести, пан, энто первеющее дело.

ПАН ЕПИФАН
(оживляясь)
Так зовите их в гости, на постой, дурни, не мешкайте, а то вдруг кто другой нас опередит. И не получим ни молока молодильного, ни подарков, а ежели добром не дадут, так обманом возьмём, чай не впервой. Распахивайте ворота поширше, да кланяйтеся пониже, да приглашайте гостей дорогих, заморских, ироды бестолковые!

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
(другому брату)
Ишь, разлакомилси, наш-то, омолодиться хочет, омолодитси да ещё пуще прежнего залютует, дело известное.

ВТОРОЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
(распахивает ворота)
Поспешай, недосуг рассуждать-то.

Оба брата кланяются в пояс. Впереди на конях с прекрасными шелковистыми гривами въезжают два факира в чалмах и восточных нарядах. Это Кот Цап-Царапыч и Евдокия.

Сбоку от коней на осликах пожилые странники-купцы. Это бабка Марфа и старик-рыбак Демьян.

За ними на верблюдах, одетые в восточные одежды, лесной люд-народ. Это и Медведь-Шатун, и Кабан, и Зайцы, и Ёж и Соболя с Куницами и Козёл Трофим.

Все спешиваются, оставляя верблюдов, осликов и коней за воротами и входят во двор.

За воротами стоит любопытная толпа.

С крыльца, охая и фальшиво гостеприимно улыбаясь, спускается пан Епифан. К ногам гостей он бросает медвежью шкуру.

ПАН ЕПИФАН
(кланяясь)
Милости просим, гости дорогие, заморские, отдохните с дороги, заночуйте у меня. Сейчас мигом столы вынесем-накроем.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
(вальяжно выходя вперёд)
Благодарствуем за всё, добрый хозяин, а токмо мы всё возим с собой, уж такое у нас правило.
(взмахивает рукой и появляются во дворе столы, уставленные явствами заморскими)
Садитеся все за стол, еды на всех хватит. Неси, Миша, суму мою подорожную, бездонную, да подарки хозяину!

Подбегает Медведь-Шатун, отдаёт суму Коту Цап-Царапычу, а сам достаёт из своей котомки дары: каменья самоцветные, серьги, золотые монеты, кольца и осыпает ими пана Епифана.

Пан Епифан ползает по земле, жадно собирает самоцветы, золото, запихивает в карманы.
ПАН ЕПИФАН
(дрожа от радости)
Вот удача, тако удача! Мне б ишшо молочка молодильного, уж я тогдысь развернуся, уж я покажу всей деревне Гординовке, кто ись кто!

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
(наставительно)
Будет тебе и молочко, пан Епифан, коль заслужишь, каждому по делам его воздаётся.

Кот Цап-Царапыч незаметно выкладывает из сумы кости, куски одежды, собранные на поляне.

Все рассаживаются за столами. Не всем хватает места. Бакуня-Краснобай скалит зубы, разговаривает со стоящими рядом МУЖИЧОНКОЙ, крестьянином средних лет.

БАКУНЯ КРАСНОБАЙ
А ить тот факир, энто же Дуняха! На Дуняху-то гляньте, павой плывёт, коса до пояса, глаз не отвесть, а давно ли её кликали Дуняха, лысая неряха, всё из рук у ей валилося, а таперича какая стала рассудительная да лепообразная.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
(поворачивается к Бакуне)
В любом деле надобно охоту да желание иметь. И у каждого есть возможность исправить свои ошибки, и самому стать лучше. Вот ты, Бакуня, батьке с маткой не помогаешь, они у тебя летом ни свет, ни заря в поле сеют, пашут, а зимой в лесу дрова рубят, а ить они немолодые уже, тяжко им, а ты до полудня спишь. Солнце уж на три дуба поднялось, ты токмо на крыльцо выходишь, потягиваешься. Эдак-то жить будешь лодырем да краснобаем, так бобылём и останешься!

Бакуня поглаживает заплату на колене, смущённо покашливает.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
(продолжает)
А не одумаешься, не начнёшь работать, будешь рябятишкам байки-небылицы травить, до старости не доживёшь, потому как голодной смертью помрёшь, ить батька с маткой не вечные, пожалей их.

Бакуня пятится, скрывается в толпе, все смеются.

Пан Епифан садится за стол, начинает жадно есть всё подряд.

Кот Цап-Царапыч незаметно делает пас рукой и происходит чудо, все блюда оживают. Ожившая куропатка так клюнула клювом в лоб пана Ептфана, что он упал со скамьи.

Собачьи кости ожили, превратились в злобную свору. Все набросились на пана Епифана.

Ожила и медвежья шкура, брошенная к ногам гостей.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
(всплёскивая лапами)
Матушки мои! Да энто же жёнушка моя любимая, ожила родимая!
(вытирает слёзы радости лапами)
А уж как детки-то наши возрадуются и слов нетути, дабы выразить и передать мои переживания. Машутка, Мишутка, где вы?
(зовёт медвежат)

Прибегают медвежата, обнимают ожившую Медведицу.

А тем временем с паном Епифаном творится нечто невообразимое. Он на четвереньках, как пёс, бегает вокруг стола.

Люди за воротами, глядя на это, смеются.

Мужичонка, маленький, в шапке-ушанке, что стоял рядом с Бакуней, смеётся.

МУЖИЧОНКА
(показывая пальцем)
Гли-кось, люд-народ, гли-кось, Епифашка-то сам себя за пятку кусат, штоб быстреича  бежати. А ить известно, что лошадь завсегдысь поперёд телеги будет! Ой, умора! Светопреставленье, да и только! Дескать, эдаким макаром можно спастися от расплаты за евонные злодеянья! Как бы не так!

Мужичонка хохочет, хлопает себя по коленям, приседает, комментирует происходящее. Рядом вновь появляется Бакуня-Краснобай.

БАКУНЯ-КРАСНОБАЙ
Эва как, а морковка-то, ха-ха-ха, так и норовит залезти к пану Епифашке куды не следоват, вот смех-то!

МУЖИЧОНКА
(показывая пальцем)
А энто чё? Ой, чур меня! Кости ожили да в злобных псов обратилися, энто понятно, а энто ишшо хто? Никак кривой Варфоломейка, мясник, душегуб-сыроядец проклятый, при жизни хужей пса был да и сейчас середь их на четвереньках бегает, тварь злобная, ишь, пену роняет. Чур меня!
(пятится от страха, прячется за Бакуню)

Кот Цап-Царапыч делает в воздухе рукой пас, и обращается к Медведю-Шатуну.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Лови, Миша, энто плётка-семихвостка, а уж как ею распорядиться, ты сам догадаешься.

Медведь ловит плётку, запрыгивает на Епифана, как на коня, охаживает его по бокам, а заодно, как пастух гонит со двора злую свору собак, стегает их плетью.

Злая свора, лая, скуля, визжа и кусая друг друга, летит вдоль деревни, выбегает за околицу к реке и падает с обрыва.

МЕДВЕДЬ-ШАТУН
(сидя верхом на Епифане)
Ну вот, сами себя и порешили, не пришлося мне греха на душу взяти. Таперича в деревне и воздух чище и злобы по земле гулять меньше будет.
(стегает Епифана плетью)
Давай, Епифашка, поторапливайси, чай уже Цап-Царапыч меня заждалси, да и жёнушка любимая с детушками ждёт не дождётси.

Медведь-Шатун въезжает во двор, слезает с пана Епифана.

Епифан на четвереньках ползёт к ногам Кота Цап-Царапыча, кланяется в ноги.

ЕПИФАН
Прости меня, мудрый Цап-Царапыч, я исправлюся, разрази меня Перун-Громовержец, ежели я вру! Ты дай мне искупатьси в молодильном молоке-то, я и обновлюся не токмо телом, но и душой, стану помыслами чист. Ить не убудет у Царя-Батюшки-то, ежели ему молока-то молодильного помене достанетси, чай другие-то не менее ево в ём нуждаютси.
(в сторону)
А я уж опосля-то развернуся, никому мало не спокажетси!


КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
(устало)
Ну, что же, пан Епифан, будь по-твоему. Братья-Духи из Ларца, разложите костёр. Миша!
(зовёт Медведя-Шатуна)
Неси чан, молоком молодильным до краёв наполненный.
(снова обращается к Епифану)
Но смотри, коль обнануть задумал ты меня, не сдобровать тебе. Сомневаюся я, ить как говоритси, чёрного кобеля не отмоешь добела. Я даже и сам не знаю, что станется с тем, кто с нечистой совестью, злобной душой и дурными помыслами в то кипящее молоко окунётси. Подумай, Епифан, не спеши!

Братья-Духи из Ларца ловко разводят костёр, молоко уже кипит.

ПАН ЕПИФАН
Вон уж и закипело молочко-то, думать некогда, мне торопко.
(в сторону)
Энто ёще бабка надвое сказала, кто из нас хитрее да изворотистее, я али Цап-Царапыч. На-кось, тудысь твою, выкуси, меня голыми руками не возьмёшь, нет!

Пан Епифан разбегается и прыгает в чан с кипящим молоком. Молоко бурлит, кипит, толпа в ожидании замирает.

Поблизости стоят старик Демьян и бабка Марфа. Они с любопытством заглядывает в чан. Любопытный Конёк-Стригунок, весёлый жеребёнок заглядывает в чан, косит глазом, стучит копытцами.

РЫБАК ДЕМЬЯН
Сумлеваюси, я, Марфа, штоб переродилси Епифашка-то. Ежели он зло-обиду по незнанию-глупости али недоразумлению творил, а то же он нарочно людей грабил, зверя убивал. За злобу и жадность свою пострадал. Вон таперича сморщилси да и засмердел, ровно ком навозный али коровья лепёшка, котораю Бурёнка невзначай оборонила. Ему в самый раз чичас омолодитьси.

Бабка Марфа качает головой.

БАБКА МАРФА
Что правда, то правда, Демьян, чьи помыслы чисты, тому боятьси нечего. А от Епифана дух чижолый идёт не токмо от немощной плоти, а и от души евонной, смердит она от злобы и ненависти. Душегубом родилси, душегубом и помрёт. Энтому никакое молодильное молоко не споможет.

Молоко в чане всбурлило, выплеснулось наверх и из него вылетел гигантский слепень-овод и сразу присосался к крупу любопытного Конька-Стригунка, который хвостом его и прихлопнул.

Толпа сначала ахнула, а потом засмеялась.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ
Поделом, Епифашке-то, кровопийце.

ВТОРОЙ ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ
Был пан, да пропал! Нетути ево, ха-ха-ха!

ПЕРВЫЙ ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ
Кровососом родилси, кровососм и помер.

На передний план выходят Братья-Духи из Ларца.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
А можа нам сбежати, пока новый хозяин не объявилси? Али ларец выбросить? Нет ларца, нет и хозяина у нас? Да пойти гулять по Всемирью? Ить мы духи, нам ни есть, ни пить не надобно, а одёжку уж как-нибудь справим-сообразим, как выйти из положения-то.

Братья одновременно наклоняются, поднимают ларец и забрасывают его далеко, за горизонт.

ПЕРВЫЙ БРАТ ИЗ ЛАРЦА
Эх, размахнись, рука, да раззудись плечо! Вот оно, энто сладкое слово – слобода! Таперича сами с усами, сами себе хозяева!

Обнявшись, Братья-Духи из Ларца уходят и поют.

БРАТЬЯ ИЗ ЛАРЦА
Незавидная, друзья,
Нам досталась долюшка.
Токмо слаще леденца
Нам слобода-волюшка.

На передний план выходит Мужичонка из толпы.

МУЖИЧОНКА
(чешет затылок, сдвинув шапку на лоб)
Ну, вот, энта история и прикончилася, а была она про то, што ежели человек захочет изменитьси, да в лучшую сторону, завсегдысь сможет. Вот, Евдокиюшка, была Дуняхой, лысой неряхой, с горя даже в пролубь мыряла, а стала таперича Евдоюшкой Премудрой, да такой, что её сам Царь-Кощей захотел в жёны взяти, да токмо не про него невестушка-то оказаласи. Но про энто уже другая сказка будет.
(подмигивает)
И называетси она  «Евдокиюшка Премудрая и Царь-Кощей»!

Цап-Царапыч весело кричит.

КОТ ЦАП-ЦАРАПЫЧ
Подходи, честной народ, пировать будем, садитесь за столы, люди добрые, неси, Миша, суму мою бездонную, подорожную, голодным нынче никто домой не уйдёт. Угощай гостей, Евдокиюшка, будь хозяюшкой!

Медведь-Шатун, переваливаясь, несёт суму, Цап-Царапыч берёт её, переворачивает над столами и из неё сыплются как из рога изобилия конфеты, пряники, баранки, блюда с жарким, с пирогами, плюшками.

Народ шумно садится за столы.

ЕВДОКИЯ ПРЕМУДРАЯ
Вот и сказке конец.
Одной сказке конец, а другой начало будет. А на сегодня всё. Но я с вами не прощаюсь, а говорю: «До новой встречи»!

КОНЕЦ


Рецензии