Херпучинский фото-летописец Галина Коршунова

Херпучи - название поселка на севере Хабаровского края. Считается, что поселок получил свое название по имени небольшой речки Херпучинка, на берегах которой еще в XIX веке был обнаружен золотоносный песок. И когда в 1860 году была отменена государственная монополия на добычу золота, здесь появилось несколько частных приисков. Первым свой прииск открыл купец из Благовещенская Харлампий Тетюхов. Надеюсь, мои читатели больше подкованы в географии, чем министр иностранных дел Великобритании, и поняли, что речь идет о Дальнем Востоке.

Частная золотодобыча велась долгие полвека, пока уже в 30-е годы Советскому Союзу понадобилось много золота для проведения индустриализации, и вместо мускульной добычи стало внедряться машинная добыча золота, и в Приамгунье (Амгунь - приток реки Амура в нижнем течении) появились государственные прииски.  Добыча золота стала вестись с помощью плавучих фабрик золота - драг, работающих на электроэнергии.  Любая драга имеет цепь ковшов, соединенных друг с другом, и напоминает землечерпалку.  Драги в советское время были двух типов. Одни имели ковши емкостью 200 литров, другие - 80 литров. Для их работы требовалась электроэнергия, поэтому были нужны электростанции.  В 30-е годы они работали на дровах, которых требовалось очень много.  Так что в таком отдаленном регионе страны, как Приамгунье, в условиях отсутствия  транспортной сети, создавались поселки на берегах рек, по которым и велась доставка в летний период всего необходимого для жизни людей и производства в течение всей зимы.

В 1933 году появился прииск под названием Херпучи, на месте слияния нескольких небольших частных приисков и старательских артелей - Успенский, Седьмая линия, чуть дальше Безымянный. Вначале центральную часть поселка, расположенного в распадке в 7 км от ближайшей относительно большой реки Амгуни, называли Главный Стан.  Главный Стан вообще популярное название на нижнем Амуре, но еще популярнее название Резиденция.  Я знал три таких села в тех местах, которые впоследствии получила разные названия - Керби, Оглонги, Чля.  Резиденции представляли перевалочный пункт для всех грузов для работы приисков, имели  складские помещения для  хранения грузов.  Кроме этого, для полноценной жизни и работы прииска нужны были подсобные хозяйства для выращивания овощей, в первую очередь картошки, и фермы для свиней и крупного рогатого скота. Вот так в 30-е годы и сформировалась инфраструктура Херпучинского прииска в составе трех поселков - Херпучи (бывший Главный стан), Оглонги (Резиденция) и Удинск, первый крупный поселок на берегу Амгуни, куда доплывал первопроходец этих мест Геннадий Невельской, основатель города Николаевск-на-Амуре.

Херпучинский прииск постепенно развивался, появились несколько отдельных участков, и к 80-м годам уже ХХ века он стал самым крупным прииском в объединении "Приморзолото", ведущего золотодобычу в Хабаровском крае.  В отдельные дни суточная добыча  достигала 17 кг чистого золота.  А в год 50-летия района имени Полины Осипенко (1989 год), в котором и был прииск, добыча составила 1722 кг золота.

В всех поселках были школы - в Херпучах -средняя, в Оглонгах - семилетка, в Удинске начальная. Была участковая больница в Херпучах и ФАПы в двух других поселках. Везде были клубы, в которых показывали кино и была художественная самодеятельность.  Так что жизнь и на периферии была вполне полноценной.

Естественно, на таком крупном по меркам Дальнего Востока прииске жило и трудилось много людей.  Максимальное их количество было в начале 40-х, предвоенных лет.  В Херпучах население составляло в пределах 2,5 тысяч, в Оглонгах - около 2-х тысяч, в Удинске около 400 человек. Основную массу в те годы составляли спецпереселенцы, часть вербованные по договорам, часть присланные по распределению из институтов и училищ.  За полторы сотни лет, прошедших с момента образование первых поселений в этих местах, сменилось немало поколений, для которых малая родина - Херпучи, Оглонги, Удинск.

Учитывая, что многие мои земляки поддерживают тесные связи между собой, хотя и и живут в разных городах и поселках по всей России и за её пределами, к 150-летию была издана книга - альманах с воспоминаниями десятка наших земляков под названием "По волнам нашей памяти".  В альманахе есть фотографии, но их не так много.  На самом деле найти фотографий родных мест в личных архивах наших земляков можно много, и этим благородным делом занялась выпускница Херпучинской средней школы 1966 года, затем сама учительница, Галина Яковлевна Коршунова (Егорова). 

Её большая семья Коршуновых долгие годы жила в Херпучах на Седьмой линии, и у Гали хватало подруг и друзей, потому что её отец, мастер на все руки, соорудил большие качели во дворе, и к Коршуновым каждый день приходило много соседских девчонок и мальчишек. К тому же отец Гали имел фотоаппарат и фотоувеличитель, делал много фотографий и у Гали большой архив еще детских и юношеских фото.  Видимо, эта страсть все фотодокументировать у Гали перешла по наследству.

Но еще больше стало у неё знакомых среди земляков, когда она стала вести своеобразную летопись наших поселков с фотографиями, под которыми немало сведений, на своей странице в "Одноклассниках". Причем она общается не только со сверстниками, но и с нашими учителями. А потом выкладывает их фотографии (естественно, получив на то разрешение), на своей странице, и мы узнаем больше интересных сведений и о них, что для меня очень любопытно. Я вообще ностальгирую по прошлой жизни, и частенько захожу на страницу к Гале и пересматриваю её фотографии.

Она связывается с земляками, со многими лично встречается, просматривает их архивы фотографий, получает разрешение опубликовать фотографии, сканирует их и публикует в виде отдельных альбомов в социальных сетях.  Сейчас у неё на странице размещено свыше 7 тысяч фотографий.  Много её личных, но много и тех, которые ей разрешили разместить наши земляки.

Галина Яковлевна на 2 года младше меня, хотя окончила школу всего на год позже. Это потому, что я учился 11 классов, а она 10.  После школы окончила педучилище, работала в Охотске, заочно закончила педагогический институт, и долгие годы работала пионервожатой в одной из школ Хабаровска, а после распада Советского Союза и упразднение пионерской организации еще долгие годы работа учителем ИЗО в школах так же в Хабаровске. 

Я называю её неисправимой общественницей.  Сказать, что я в школьные года очень обращал внимание на высокую девочку младше себя, не могу, но вот на старости лет , когда мы стали друзьями в "Одноклассниках", вначале виртуальными, а после её приезда ко мне на 70-летие (наше с ней фото на заставке), мы с ней самые настоящие и верные друзья, хотя нас разделяют тысячи километров. Она живет в Хабаровске, а я в Подмосковье.

Когда я задумал издать альманах с воспоминаниями земляков, Галя и еще одна наша землячка Таня Чеботарь (Куликова), оказали мне спонсорскую помощь, после реализации книг я вернул им деньги. Но Галя кроме этого взяла на себя роль добровольного распространителя книг в Хабаровске. Для этого она связывалась с земляками, желающими приобрести альманах, назначала им свидания в столовой в центре города, где и встречались земляки, проводили несколько часов в разговорах и воспоминаниях. Первую свою книгу под названием "Возвращаясь к истокам", я посылал бандеролью своим землякам, это оказалось очень хлопотным делом - послать почти полторы сотни бандеролей на почте.  А вот альманах и еще две книги для земляков, живущих в Хабаровске, я распространял через Галю, за что я ей очень благодарен. Но благодарна мне и она. Ведь я дал ей повод звонить землякам, назначать свидания и потом общаться с ними. Для ней это не только разговоры, но и фотографии земляков, сидящих за столом и общающихся друг с другом. Потом он выкладывает эти фотографии в "Одноклассниках", и все желающие могут увидеть, как выглядят сейчас их многолетние знакомые и друзья.

Пока не было пандемии коронавируса и всех этих карантинов, Галя часто встречалась с земляками,  почти каждый месяц.  Но даже в условиях, когда были отменены карантины, хотя и были ограничения, Галя умудрилась  пару раз собирать  земляков.  Слава Богу, никто не заразился на этих встречах.  Она часто разговаривает с ними по телефону, а с некоторыми она дружит.

Вообще Галя и её младшая сестра Лида настоящие заводилы встреч выпускников нашей школы. Как я уже писал, Галя окончила школу в 1966 году. Представляете, но тот двойной выпуск - 10-х и 11-х классов, - встречаются каждые 5 лет вот уже 50 лет.  Карантин помешал встретиться в прошлом году, хотя к этой встрече они готовились. За эти годы многие уже ушли в мир иной, но те, кто остался, с удовольствием встречаются в Хабаровске.

Галя не только поддерживает связь со своими одноклассниками, но и является связующим звеном с другими нашими земляками, которые приезжают или проезжают мимо Хабаровска. Кое-кто даже останавливался у неё на день-два. По их просьбе она организует встречи с земляками.  Знаю, что и Вера Малинина, моя одноклассница, приехавшая из Питера, и Наташа Винникова, приехавшая из Израиля,  остались благодарны Гале, что она организовала им встречи с земляками.  И Боря Приходько, и Люба Димаева, выпускники школы на 4 года старше Галиного выпуска, встретились в Хабаровске благодаря ей.  А сколько таких организованных героиней моего повествования встреч  прошло мимо меня, не сосчитать. 

Причем узнав о ком-то из наших земляков, до сих пор не охваченных связями с другими, Галя не чурается поехать куда-то на встречу с ними. Так в кругу наших общих контактов появился Витя Ротман, который поделился многочисленными фотографиями нашего земляка Юры Асанова с видами Херпучей 60-х годов. Причем Галя поехала через весь город на концерт хора, в котором поет Ротман, чтобы встретится с ним.  Или ездила в пригороды Хабаровска, чтобы посмотреть фотоальбом нашей землячки Карякиной и уговорить её дать несколько фотографий на всеобщее обозрение.  Некоторых земляков удается уговорить только через две-три встречи с общением.  На этих фотографиях нет ничего такого, чтобы можно было стыдиться показать, просто бывают такие скромные люди.  И Галя обладает умением находить с ними общий язык.

Но зато как бывает приятно увидеть на этих фотографиях знакомые с детства места или знакомых людей, с которыми много лет назад встречался. Мой личный фотоархив с фотографиями родных мест разного периода на 90% состоит из таких фотографий, взятых у земляков из их архивов.

Общительность Гали и добрые воспоминания о своей пионервожатой ведут к ней в гости её бывших пионеров, с которыми они тоже поддерживается связь. Те уже стали взрослые, сами имеют детей, но не забывают свою пионервожатую, а это дорого стоит. Как и с земляками, Галя документирует встречи со своими бывшими пионерами, и можно сказать, они тоже стали нашими земляками, по крайней мере, моими точно.

Но не только размещением фотографий на своей странице в "Одноклассниках" занимается Галя Коршунова, она просто по человечески тепло реагирует на всякие события с земляками, живущими в Хабаровске. Когда я попросил её несколько лет назад найти мою школьную подругу Риту Кандала, зная о ней лишь то, что та одно время работа в школе № 56, Галя провела настоящее расследование и узнала адрес Риты и пришла к ней с приветом от меня.  И они не только начали обжаться, но и ездить в гости друг к другу.  Рита привела Галю и к своей старшей сестре, которая тоже знала меня, и познакомила их.  А Галя прислала мне номера телефонов обоих сестер и у меня появилась возможность общаться, вспоминать былое.

А когда  три года назад Рита умерла, причем её смерть была скоропостижной,  Галя организовала всех земляков прийти попрощаться с ней в ритуальный зал  и на кладбище. А когда полгода назад трагически погиб мой младший брат Витя, одноклассник Лиды Коршуновой, сестры пришли попрощаться с ним, представить меня, так как  в силу многих обстоятельств я не смог присутствовать на похоронах. Галя сделала фотографии и прислала мне, и я смог увидеть, как прошло прощание с моим младшим братом. Вот такой отзывчивый человек моя землячка Галя Коршунова.

Мне хочется и от себя лично, и от очень многих моих земляков, с которыми я на связи, пожелать Галине Яковлевне здоровья и такого же энтузиазма в том деле, которое сохраняет память о наших земляках, тружениках прииска,  добывавшего золото для своей страны, великого Советского Союза, и умер вместе с этой страной. Наши родные поселки постепенно хиреют, население уезжает в другие места. Но таков удел большинства поселков, которые когда-то появились рядом с месторождениями природных богатств. А когда все было извлечено из земли, умирает и производство, и сами поселки. Таковы реалии жизни на Земле.  Ничто и никто не вечен.


Рецензии