26. 31. Пушкин, Либер, Либера и либеральный бред

Пушкин, Либер, Либера и либеральный бред

рис. Дионис с тирсом и его спутники
 
I
Нудная постановка задачи … Ну, а как нам, старче, иначе… на даче ...  и женки — как клячи
Фра АИЯ в мини-рецензии на пост «№ 984. Пушкин и либерализм. Почему поэт покончил с ним именно в 1821-ом» курлыкнул заявкой заказа: Достаточно доходчиво, но можешь ли ты усилить видимость следование либерализма АСП, за либерализмом Ал1? Ответ был таким: Seleorus Munch;: Могу, но у тебя нет столько добра - денег, кальвы и капустного сока. Это вызвало болталку:   Аия: Какой ты.... меркантильный, однако  Seleorus Munch;: АСП был слишком молод …  Стишистая торговля и Маммон требуют жертв : Какой у АСП мог быть ливерный либертинизм и либерализм ... Он поэт: За 2 часа я не смог понять в чем состоял либерализм Пушкина. [ Аия: Бывает [Seleorus Munch;: Он поиграл кинжалом и, прозрев, со страхом его оставил: А потом приполз к царю и молил = да свой я, вот клятва вассала.  Поэтому не могу вып. твою просьбу - связать двух сашков … в мути либера
: АСП в этом  - типичный русский, в отличие от Ал1, хотя род обоих по Бархатной книге и «...прииде из Немца»  Аия: Не можешь, не рожай… [Seleorus Munch;: А не лезет — не вминай.

Эпоха Современности закончилась «победой« Либерализма, приведшего за собой то ли Толерантность, тот ли Разврат «То в рот, то в зад» , то ли… Но «Царство Свободы« не наступило  (см. Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Ницше и современная зап. мысль:  2003), а у монахов о-ва Патмос что-то заныло:
на острове Патмос во время вакханалий Иоанн Богослов гоняет вакханок

Однако, что-то смутно тревожило мою память и весь скоропортящийся организм: из кулуаров арсенала коллективного бессознательного, спрятанного в закутках купола черепной коробки  что-то стало выползать мутное и душу мозга терзать жутью … Пришла к утру голая идея: Пушкин, Либер, Либера и либеральный бред ... попытаться связать либерализм двух А в мути мистического десятилетия = нельзя ж заказ мстинского фра бросать безнаказанно и без кальвоглотания …
Коллективное бессознательное имеет отдел Истории понятий - исходного смысла всяких терминов и слов… Если б не Шломо Фрейд с его Толкованием сновидений, девами и кушеткой … чтоб мы делали...
 Вспомнилась трилогия Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей» и мистерии древних … Элевсинские, Самофракийские, Орфические  и Дионисийские  вакхические с идолами Либера и Либеры…

  рис.Встреча Аполлона и Диониса в Дельфийском храме

Значит надо искать истоки слов ЛИБЕР И ЛИБЕРА, исходный чистый их смысл в мистериальной мути панэллинского мира, там где терлись боги Пушкин — Аполлон с Дионисом … и он обратился с молитвой- одой к богам:
посвящение Элевсинским богам. II в. до н. э. в Ольвии

II
Либер и Либера в истории культурологии

рис. Посвящение в Элевсинские мистерии. Краснофигурная пелика из Павловского кургана близ Керчи. IV в. до н. э.

История либерализма это история развития свободы, освобождения человека в непрерывном движении и развитии его мировосприятия  от несвободы к свободе в Царстве Природы, а Либерализм -  это стадиальный тип цивилизации … А что за этой стадией… страшно и пытаться представить … Андрогинизм … Свальный грех всея со всех
Генеалогия понятия «либерализм» имеет началом этимологию слова «либерализм». А оно  восходит к имени древнеримского бога Либера, аналога древнегреческого Вакха (Вакха, Бахуса, Диониса), бога вина и веселья.
(см. Флоренский П.А. Собр. соч. Философия культа: (Опыт православной антроподицеи) / сост. игумен Андроник (Трубачев); ред. игумен Андроник (Трубачев). 2004.  В библиограф. выписках к «Философия культа» он записал: «"Либералии. Название праздников, в честь Вакха установленных и отправлявшихся 17 марта на открытом поле, в продолжение целого месяца <...>. В сей день ели публично и каждый имел свободу говорить что хотел". <...>. Б. м., таково именно происхождение слова либеральный (liberalis). Либеральный, libertas - свобода имеет значение культовое: тот, который относится к Либеру, когда "каждый имеет свободу говорить что хочет"» «...италийский Либер, бог оплодотворения и роста растений и животных. Позднее, неизвестно когда, он стал богом  вина...
(см. Штаерман Е.М. Либер / / Мифологический словарь. 1990.  ». Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима / отв. ред. Е.С. Голубцова. М. 1987)
Либерализм со временем, отделившись от культа бога Либера, стал относиться к общей лексике, оставив в своей основе исходное латинское слово liber.  А. Вежбицкая писала: «… латинское слово libertas "исходно обозначает статус 'liber', т. е. лица, не являющегося рабом"; оно подразумевает "отрицание ограничений, налагаемых рабством"».
//см. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. с англ. А.Д. Шмелева. М., 2001//
Однако Э. Бенвенист  установил =  Либер  имеет социальные истоки: «Первоначальным оказывается не значение "освобожденный, избавленный от чего-либо", а значение принадлежности к этнической группе, обозначенной путем растительной метафоры». Латинское liber (из *lubro-) первоначально означало «кора», «луб», «лыко», позднее - «книга», «сочинение», «свиток» (ср. превращение русского «луб» в «лубок», или просто «береста»). Он также считает, что латинское liber может восходить к индоевропейскому корню *leudh - «расти», «произрастать», «развиваться» (славянское - люд, люди).
//см. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова. М., 1995 и Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. М., 1986//

III
Житие либертина

Каким же образом «liber» в значении «растение» превращается в «***» в значении «свободный» в отношении «лица, не являющегося рабом»? Исторически более точным будет говорить не «свободный», а «вольноотпущенник» («отпущенник»), то есть «переставший быть рабом по воле хозяина».  Кантемир перевел латинское «libertinus» как «свобожденник». В примечаниях к переводу XX послания Горация «К своей книге» А.Д. Кантемир писал: «Свобожденник, слово от меня вновь употребленное, которым изображаю латинское libertinus. Либертины называлися рабы, на волю пущенные»
(см. Кантемир А.Д. Собр. стихотворений. Л., 1956. ).
Надо понимать кем был реально отпущенник или свобожденник (!): в республиканском Риме по  Т. Моммзену «...фактическое положение [либертинов] определялось отнюдь не их юридическим, а экономическим и социальным состоянием. <...> со времен ранней республики, <...> новоявленный гражданин (либертин или отпущенник) продолжал оставаться клиентом своего прежнего владельца со всеми вытекающими из этих отношений последствиями, вплоть до возвращения в рабское состояние <...> в юридических и иных источниках либертины нередко сохраняют обозначение servi (или servo...)». Либертины не порывали связи со своими бывшими владельцами, и даже акт отпуска раба на волю «...не прекращал фактической зависимости либертина от его бывшего владельца», а «обязательства liberi (дети) более адекватно объяснить как «растущие», «ростки», «посевы» «отпрыски», «стебли», которые действительно могут расти совершенно свободно.  Т.е. либер — это растущий свободно, но сохривший обязательства родителей — рабов.
Не изменилось реальное положение отпущенников и в императорском Риме. Экономическая и социальная зависимость либертинов от патронов не дает права причислять их к свободным - чего не делали и сами римляне. Не изменился двойственный статус либертинов и в раннем средневековье. С одной стороны, они считались свободными людьми и в документах того времени именовались libertas, ingenuitas. С другой стороны, по своему юридическому статусу и общественному положению либертины существенно отличались от свободнорожденных (ingenui).
(см. Корсунский А.Р. Готская Испания (Очерки социально-экономической и политической истории). М., 1969)
Калашников М.В. пишет: «...У каждого либертина был свой патрон, которым становился бывший господин. Патрон покровительствовал либертину, но, с другой стороны, имел в отношении него определенные права. П. Гиро писал: «Обязанности вольноотпущенника были выражены в двух словах: reverentia и obsequium, т. е. почтение и повиновение. <.. .> Особа патрона должна была быть для вольноотпущенника "такой же почтенной и священной, как особа отца". <...> Закон не определял понятия obsequium, но мы знаем, что это слово обозначало подчинение чужой воле. Вольноотпущенник обязан был подчиниться воле своего господина, преклоняться перед ней, повиноваться и следовать ей во всем. <.. .> отпуск на волю не давал независимости. Раб, становившийся по отношению к обществу свободным человеком, по отношению к своему бывшему господину оставался подчиненным. <...> господин сохранял известные права на личность и в особенности на труд своего бывшего раба. Патрон мог отдать своего вольноотпущенника внаймы кому- нибудь другому. Вольноотпущенника ссужали, дарили, отказывали по завещанию. Его могли заложить <...> Он составлял часть приданого, наследства, и естественно переходил к наследнику, как всякий другой объект владения»
(см. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / пер. с фр.1995 = https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003687498/)
Далее у Калашниквоа находим почти ключевое в атрибутике либертина: Еще одной обязанностью либертинов в отношении своих патронов был пассивный гомосексуализм по первому их требованию. Знаток античности П. Киньяр в эссе «Секс и страх» приводит сентенцию консула Квинта Атерия начала I в: «Impudicitia in ingenue crimen est, in servo necessitas, in liberto officium» («Пассивность есть преступление для свободнорожденного гражданина, неизбежная необходимость - для раба и долг для вольноотпущенника, который он обязан уплатить своему патрону»).
(см.: Williams С.А. Roman Homosexuality: Ideologies of Masculinity in Classical Antiquity. New York; Oxford, 1999;  Елъницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII— III вв. до и. э.;  Кинъяр П. Секс и страх: Эссе / пер. с фр. И. Волевич. М., 2000)
То есть свобода либертинов (отпущенников) была какой-то ненастоящей, говоря метафорически, «лубяной» (если совсем по-русски - липовой). И говорить так есть все основания. Отпущенники, то есть рабы ставшие «свободными» по воле хозяина, впрочем, как и рабы, поклонялись Либеру и Либере.

IV
Фаллический культ Либера и Либеры

Культ Либера появился в Риме в первые десятилетия существования республики как часть культа элевсинских божеств и элевсинских мистерий. Он был заимствован Римом из Сицилии. В. Буркерт среди греческих праздников Диониса различал «по меньшей мере, четыре типа», назвав один из них «крестьянскими "дионисиями"», для которых было характерно принесение в жертву козла и фаллические процессии. Именно фаллический вариант греческих дионисий утвердился в Риме как культ Либера. Но знаток М. Элиаде уверял: «Повсеместно распространенная в мире и по существу архаичная, "фаллофория",  безусловно, старше культа Диониса».
(см. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. СПб., 2004. С. 269; Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009; Элиаде М. История веры и религиозных идей: В 3 т. / пер. с фр.; 2-е изд., исправл. М., 2002. Т. 1: От каменного века до Элевсинских мистерий)
     Истоки элевсинского культа, как и культа Диониса относятся ко времени индоевропейской (арийской) общности. В русской (славянской) традиции известен культ Ярилы, божества весны, производительных сил природы и связанного с идеей плодородия, размножения и половой любви, который отправляли в апреле. Ярина — весенний сок растений… сок плоти… Ярь её!  Ярить — физически любить плоть женщины с яростью быка осеменителя … Ярило мог выступать и как старик, и как юный мужчина готовый к любви.  Имя его произведено от корня «яр-», с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил. Культ Ярилы, который «любовь очень одобрял», носил   фаллический характер
(см. Иванов В.В., Топоров В.Н. Ярила // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995)
В 494 г. до н. э. в Риме на Авентинском холме диктатор Авл Постумий построил греческий храм для греческого культа с соблюдением греческой обрядности - храм, посвященный Cereri Libero Liberae, который стал одним из культурных центров плебса, в том числе и рабов*. Построенный Постумием по обету «"ради блага города", т. е. всех граждан», храм Цереры, Либера и Либеры стал центром организации и архивом плебеев
(см. Цицерон М.Т. Речь против Гая Вереса («О предметах искусства») / / Цицерон М.Т. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994; Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3 т. М., 2005)
Латинские Либера и Либер - это греческие Кора и Корень (фаллос, растительные метафоры, которым присуща функция роста). Праздник в честь Либера и Либеры (Либералии) отмечался в Риме 17 марта, в последний день Вакханалий, и носил характер ярко выраженного фаллического культа и половой оргии. Киньяр конкретен: «...во время церемонии приапеи (шествие бога Liber Pater). <...> жрецы воздымали вверх фасцинус (фаллос), отгоняя всеобщую invidia (злобу, зависть)». В жертву Либеру (Вакху) приносили козла.
(см. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. 1996.  Нильссон М. Греческая народная религия / пер. с англ.  С. Клементьевой; 1998.  Киньяр П. Секс и страх. Вергилий. Буколики; Георгики; Энеида: Пер. М. Гаспарова; коммент. Н. Старостиной и Е. Рабинович. 1979)
Одной из особенностей Вакханалий было использование масок из коры, точнее луба или лыка. Отпущенников, поклоняющихся Либеру и Либере и надевающих при этом маски из коры (луба, лыка), назвали именно либертинами. Маска выступала как символ божества, поэтому одевший маску как бы сливался с ним.
Либертинами (поклонниками Либера) были и вожди и императоры: римский триумвир М. Антоний, провозглашенный Дионисом, который был прототипом Либера; император Калигула (12-41 гг.) будучи «либертином» (развратником), также представлялся Либером. Римский историк IV в. Секст Аврелий Виктор писал о Калигуле: «...обесчестил трех своих сестер. Он выступал, нарядившись каким-либо из богов: на распутство он ходил Юпитером, в хоре вакхантов был Либером. <...> Самоотождествление верховных властителей Рима с Либером своим основанием имело подсознательное отождествление власти с мужским началом, символом которого и был Либер.
(cm/ Элий Лампридий. Гелиогабал / / Памятники поздней античной научно-худ. литературы II-V вв.  1964. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: 1964.)
Само существование культа Либера свидетельствует о фаллоцентричности всей системы представлений  римской культуры. Это же было характерно для античности в целом, где  фаллос по Ж.Лакану выступал «как привилегированное означающее, и не только желания или бессознательного, но самой жизни, источником которой и выступало отцовство, как главная мужская функция». А. Шопенгауэр, показывая тождество гениталий с властью, как функция воли, в 1810 гг. писал: «.. .гениталии - настоящий фокус воли и поэтому противоположный полюс мозга, представителя познания, т. е. другой стороны мира, мира как представления. Они - животворное начало, обеспечивающее времени бесконечную жизнь; <.. .> они служат, следовательно, символом утверждения воли».
(см. Лакан Ж. Образования бессознательного (Семинары: Кн. V [1957 / 1958]) / пер. с фр. А. Черноглазова. М., 2002.   Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление / пер. с нем. М., 1993)

V
Либер и щедрость или милость власти

Позднее в латинском языке от «Liber» возникла еще одна производная форма - «liberalitas» («щедрость»). Щедрость, как некое действие, направленное во вне, изъявляется и изливается. Щедрость была нормой-функцией «отца Либера» («Liber Pater») = щедрость - неотъемлемая функция власти как таковой. Сенека писал: «Щедрость называется у нас "свободностью" - "liberalitas" - не потому, что должна быть обращена только на свободных, а потому, что ее источник - свободный дух»
(см. Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова. М., 1995. Сенека Л.А. О блаженной жизни // Сенека Л.А. Философские трактаты / пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. СПб., 2001)
По мнению Цицерона, «...готовность творить добро», тесно связанную со справедливостью, «дозволяется называть либо добротой, либо щедростью». Из всех качеств человека благотворительность и щедрость, как полагал Цицерон, «наиболее свойственны натуре человека», однако «...щедрым может быть только законное действие» С представлением о законности действий было связано и появившееся юридическое понимание свободы. В римской правовой традиции была выработана приписываемая М.Т. Цицерону формула: «Libertas est potestas faciendi id, quod jure licet» («Свобода - это возможность делать то, что дозволено правом»)
 
VI
Либер - освобождением от норм и запретов

Именно в этот же период имя Либера стало ассоциироваться с освобождением от норм и запретов. В конце I в. в риторических «Римских вопросах» Плутарх спрашивал: «Отчего Вакха называют Liber Pater?». И сам же предлагал на него несколько вариантов ответа, один из которых был следующим: «Оттого ли, что он отец свободы для пьющих вино? Ведь многие опьянев, становятся дерзки и необузданны на язык».
(см. Плутарх. Римские вопросы / пер. Н.В. Брагинской // Плутарх. Застольные беседы /  1990)
В 186 г. до н. э. Сенат Рима принял закон «Senatus consultum de bacchanalibus» («Постановление сената о вакханалиях»), по которому тайные Вакханалии были запрещены, а их активные участники репрессированы.  Вследствие этих событий и появляется «libertas», которое исторически следует понимать скорее как право, а не как свободу

VII
Либера и вино

Неотъемлемым атрибутом Либера (Диониса, Вакха) было вино. В сознании римлян вино было настолько связано с Либером, что на него переносили имя божества (обожествляемого культового героя). М.Т. Цицерон писал: «...то, что порождено богом, называли именем самого бога, например плоды полей - Церерой, вино - Либером, отсюда известное место из Терренция: Без Цереры и Либера зябнет Венера».
Цицерон М.Т. О природе богов // Цицерон М.Т. Эстетика

VIII
Христианский культ и Либер

Христианская критика культа Либера и социальных практик связанных с ним началась практически сразу после проникновения новой идеологии в Рим.
Тертуллиан, негодуя по поводу римской массовой культуры и, в частности, театра, как дома Венеры и Либера, писал: «...эти демоны тесно сплелись друг с другом на общей основе пьянства и похоти». Блаженный Августин в труде «О граде Божием», назвав Либера и Либеру богами-плебеями, писал, что Либер заведует мужским семенем, а Либера - семенем женским: «...Либер назван так от освобождения (liberamentum), потому что по его милости мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении; по отношению к женщинам <...> ту же роль исполняет Либера, которую они считают еще и Венерой. Поэтому в храме Либера выставляется мужеский член, а в храме Либеры - женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино для возбуждения похоти. Поэтому вакханалии отправляются с величайшим безумием» «...подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении. Впоследствии, впрочем, вакханалии вызвали против себя справедливое неодобрение здравомыслящего сената, и он повелел их уничтожить».
(см. Тертуллиан. О зрелищах. С. 284.  Макробий. Сатурналии: пер. с лат. и греч., примеч. и словарь В.Т. Зви- ревича. Екатеринбург, 2009. Августин Блаженный. О Граде Божием)
В раннем средневековье, во многом благодаря авторитету А. Августина, в европейской христианской традиции понятие «либертин» (отпущенник - поклонник культа Либера) закрепляется в значении «безнравственный, развратный, распущенный человек, распутник»

IX
От либертина к либералу

Ну, это вы теперь, фра мстинский, и сами проделаете = от пидора до педераста  - один шаг остался = не споткнетесь, чай…
 
X
Пушкин — либертин — либерал

Остается, однако , декодировать кодограмму гения словесности Нашего всего, написавшим в 1821 — эти стихи — мой последний либеральный бред ...
По своей языческой натуре и смеси родовых программ от Пушкиных и Ганнибалов, поэт-человек А.С. Пушкин был в личной жизни безусловно либертинцем = внутренне свободным от всяких норм и запретов, от всяких общественных установок, нормировок и ранжеровок … Это продолжалось до 1833г, когда либертинаж Пушкиных привел их к кокюажу при Дворе Хозяина… Это перелицевало Пушкина в моралиста-нытика, ханжу и чистоплюя. Впрочем, поставщиков рогов эта инверсия поэта не остановила = он стал тем, кого он в себе самом более всего боялся = мужем-рогачом и истериком.
По мировоззрению и взглядам же на общественное устройство Пушкин был классическим представителем русского консерватизма — монархистом, помещиком-крепостником и домостроевцем в русском соусе. Все его претензии к монархии сводились к сословной защите места дворян (дворовых по сути) у кормушки. Социум для него состоял из двух лагерей — знати аристократов (к которой он причислял себя до спеси) и толпы, в которой преобладает чернь. Относительно свободы и либералий он допускал возможность толкований и дискурса в первом соц.лагере. Для второго это было недопустимо — там нужны ярмо и бичи.

Одно время Пушкин попал в ловушку останков былой моды «дискурса о либеральном». Во дни «александровых прекрасного начала» толковать о либеральном было модно и нужно, ибо это понятие запустил в обиход играющий в реформатора и еще не впавший в мистику император Ал1. Инерция моды дожила до того времени, когда Пушкин оказался в командировке на югах агентом под прикрытием. Но к этому моменту слово либерал  приобрело окрас радикала и бунтаря … Вот, написав оду Наполеону, Пушкин  из Одессы пыльной пишет 1 декабря 1823 г. А. И. ТУРГЕНЕВУ в Петербург:
« ...вы желали видеть оду на смерть Наполеона. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:
Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал, —
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.
И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.

Вот последняя:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впрочем, это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыде сеятель сеяти семена своя):  Свободы сеятель пустынный... 1)...»

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

В неполных 22 года молодой человек Пушкин А.С. совершенно твёрдо убедился = либерализм это бред, опасный и лично ему, и его сословию, и всему социуму вообще. Памятник нерукотворный …. оно как-то надежнее, пахнет лавром  и манит Вечностью…  Пушкин знал кому он это сообщение передал и кому оно на стол или в ухо попадет …
«Декабристы»  со всем основанием называли себя именно либералами.
Теперь ответ на твою, фра мстианский,  ПЗ о связи либерализма Ал1 и нашего Всего. Император наш ангелоподобный в политигре с наполеонизмом ввел в дискурс термин «либеральность», коя для него был орудием с тиранией самозванцев и прочих тронокрушителей, экспроприаторов и ликвидаторов. Император в игрушку поиграл и она ему надоела, ибо игрушка сия стала оружием для республиканцев и получила крайне радикальный от жажды крови окрас. В итоге охранители спровоцировали бунт 14 декабря, в коем либералы разного покроя предстали обществу преступниками в деле и подлецами на следствии  и потому потопали по приговору в Сибирь, а пятерку из них тупо удавили.  Юный Пушкин (из тщеславия и желания покрасоваться, выделиться и для этого показаться кинжальщиком среди сикариев) был парень здравого рассудка и с нюхом сильной жертвы … Он быстро всё расчухал и потому либералом никогда реально и не был: его творения типа Деревня и Вольность были писаны в пору игр александрового окружения  в либералов … и потому не были чем-то бунтарским. А просто данью моде и даже на потребу повестки дня   
и политсобрания… Более поздний Кинжал был лишь откликом на чужие события и  некоторой инерцией человека, захлебывающегося желчью … Достаточно на иную чашу весов поставить Безверие, Демона, Гавриилиаду и Хандру из начатого уже романа Евгений Онегин и … всё с либерализмом Пушкина станет ясно … Почти. Ибо надо помнить всегда — Наше Всё был великим мистификатором, дуэлистом и провокатором.
 
***

Истопники: 1) Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей»  2) лекции А.Б.
Зубова  = Древняя Греция.Элевсинские мистерии.(А.Б. Зубов) и Древняя Греция.Дионисийские мистерии.(А.Б. Зубов)   3) Скржинская Марина. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье — 2009  4) Калашников М. В. Генеалогия понятия «либерализм» I. Либер и либертины.  2013,  Декабристы – либералы или революционеры — 2018,  Понятие «либерализм» в политическом дискурсе Александра I

***
Бонус
Словарь прилагательных с корнем «либер» по хронотопу толкований :
1. Либеристый — дико- свободно растущий из земли в Царстве растения (от lubro)
2. Либерийский — детский (от lideri)
3. Либерный -  поклонник культа бога мужского начала Либера или просто фаллоса (от liber)
4. Либерайский — поклонник культа богини женского начала Либеры или просто вагины
5. Либертаский — не являющийся рабом и отрицающий ограничение рабством (от lidertas)
6. Либертинский — относящийся к атрибутам отпущенного по воле владельца раба на вольные хлеба, обязанного подчиняться воле хозяина вплоть до оказания ему гомосексуальных услуг в пассивной форме по первому требованию (от libertinus)
7. Либералийский — относящийся к празднику и мистериям Либералий
8. Либер(об)разный -  ассоциирующийся с освобождением от норм и запретов и почти развратный (от libertas)
9. Либераментумный — освобождающий от чего либо (от liberamentum)
10. Либертиницианский - безнравственный, развратный, распущенный человек, распутник (от libertin)
11. Либералитасный — свободностной до жедрости (от liberalitas)
12. Либеральный (тип I) –  свободомыслящий тип в части мировоззрения
13. Либеральный (тип II) — сторонник конституционной монархии, либерализации общественной жизни и даже парламентской республики (от liberalis)
14. Ливерный — бутербродный ... с ливерной пастой или паштетом...


Рецензии