Мокшанскiй полкъ на сопкахъ Маньчжурiи

«Мокшанскiй полкъ на сопкахъ Маньчжурiи» - русский вальс, написанный в 1906 г. Автор, полковой военный капельмейстер Илья Алексеевич Шатров, посвятил его воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка, погибшим в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.
В феврале 1905 г. 214-й резервный Мокшанский пехотный полк прославился в тяжелейших боях под Мукденом. Командир полка полковник Павел Петрович Побыванец (1848 – 1905гг.) не раз поднимал полк в отчаянные штыковые атаки, в которые капельмейстер Илья Шатров под развёрнутым знаменем водил и свой оркестр. Из почти четырёх тысяч человек состава полка в живых осталось только семьсот, из шестидесяти одного музыканта – лишь семеро, погиб и командир полка. За эти подвиги все музыканты оркестра были награждены Георгиевскими крестами, а Илья Шатров – офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. Оркестр был удостоен почётных серебряных труб.
Илья Алексеевич начал писать вальс, посвященный погибшим боевым товарищам, ещё в Маньчжурии. Закончил он его в 1906 г. в Самаре, а летом 1907 г. вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» был издан. Произведение стало необычайно популярным, только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза.

Илья Алексеевич Шатров (1879 – 1951 гг.)

Илья Алексеевич Шатров родился 1 апреля 1879 г. в уездном городе Землянске в семье отставного унтер-офицера, выделялся необычайной музыкальной одаренностью. После смерти отца в 1893 г. он был определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка. По ходатайству командира полка был направлен на учёбу в Варшавский музыкальный институт.
После окончания института в 1903 г. принял насчитывавшую около шестидесяти человек музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии. С 1904 г. батальон был преобразован в одноименный полк, который с началом русско-японской войны был отправлен на Дальний Восток. Здесь в 1905 г. и произошли описанные выше события, вдохновившие на создание бессмертного произведения.
После возвращения из Маньчжурии Мокшанский полк был расквартирован в Самаре, где Шатров завершил и издал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом, а затем – «Осень настала».
Имеющиеся сведения о личной жизни Ильи Алексеевича весьма разноречивы. Видимо, необходимость адаптироваться в советском обществе вынуждала приспосабливать к нему биографию. Романтическая история любви к безвременно умершей девушке имеет ряд хронологических несовпадений. Женитьба же на её матери, 36-летней вдове Евдокии Павловне Шихобаловой, сделала Шатрова состоятельным человеком. Тому способствовали и гонорары от переизданий вальса. Илья Алексеевич оказался предприимчивым бизнесменом, дела процветали. Естественно, что это обстоятельство сослужило ему плохую службу после Октября 1917 г. Шатровы чудом уцелели. Сведения о периоде жизни в революционный и постреволюционный период весьма скупы. В 1923 г. Евдокия умерла, вторым браком Шатров женился на Антонине Кузнецовой. В настоящее время живы потомки Ильи Алексеевича.
После окончания Гражданской войны Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером кавалерийской бригады, служил в Павлограде, затем руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, после демобилизации в 1938 г. остался работать в Тамбове.
С началом Великой Отечественной войны вновь вернулся в армию: стал капельмейстером дивизии. Поразительно, но его награды – орден Красной звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» столь же необычны для капельмейстера, как и, в своё время, «Станислав». Эти награды давались за героизм при непосредственном участии в боях.
После войны Шатров руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе.
Ушёл в отставку в 1951 г., вернулся в Тамбов. Скончался Илья Алексеевич 2 мая 1952 г.
Над могилой на Воздвиженском кладбище в Тамбове – плита из белого мрамора с надписью золотом:
Шатров Илья Алексеевич. Творец вальса „На сопках Маньчжурии“.
В 2015 году в Тамбове воздвигнут великолепный памятник Василию Агапкину и Илье Шатрову, создателям бессмертных произведений - марша "Прощание славянки" и вальса "На сопках Маньчжурии". Оба композитора долгое время служили в этом городе.

Резюме поэтического наследия по мотивам вальса Ильи Шатрова
«Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»

Популярность нового музыкального произведения не оставила равнодушными поэтов. Первая версия появилась уже в 1906 г. Затем – множество других.
По мере написания слов на музыку вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», изменилось его название, из которого исчез Мокшанский полк, вдохновивший композитора. Авторы, сообразно времени написания, вкладывали собственный смысл в создаваемые тексты.
Первую версию слов написал самарский писатель Степан Гаврилович Петров (Скиталец). «На сопках Маньчжурии» на слова Скитальца пользовалось популярностью в исполнении Михаила Вавича.

Слова С.Г.Петрова (Скитальца)

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы.

Плачет отец,
Плачет жена молодая,
Плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.

Так слёзы бегут
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль
И бездна великого горя!

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Мир вашей душе!
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

Мрачно и безысходно, а также не очень хорошо укладывается в музыкальный размер. И как-то не вяжется с тем, что пытался выразить Илья Алексеевич. Беглое знакомство с произведениями Скитальца убеждают, что это очень неплохой писатель. Выходец из низов, он в 1905 г. подвергался аресту за участие в революционных делах. Поэтому выражал он отношение к войне с Японией, как своё собственное, так и близких ему либерально-революционных кругов: во всём виноват Царь. Угроза отомстить и справить кровавую тризну в его устах обращена не к Микадо, а к собственным российским властям. Очень скоро справят.
Затем слова подправили, а после Февраля 1917-го написали новые, соответствующие веяниям революционного времени:
«…Кровью народной омытое знамя мы понесём вперёд…»
Эти слова гораздо естественнее укладываются в музыкальный размер произведения, поэтому в настоящее время наиболее популярны у исполнителей. На эти слова пели, например, Дмитрий Хворостовский и Людмила Зыкина.
К замыслу композитора, впрочем, этот текст никакого отношения не имеет. Описанное поэтом знамя кровью народной действительно омыли и отнесли довольно далеко. Новая жизнь оказалась такова, что героев русско-японской войны надолго забыли. Война была империалистической, вёл её глупый царь, задушивший, к тому же революцию 1905 г. и т.п.
Затем грянула Вторая мировая. Япония получила по всем своим заслугам. Естественно, понадобились иные слова, которые и написал Павел Шубин:

Меркнет костер,
Сопки покрыл туман.
Легкие звуки старого вальса
Тихо ведет баян.

Покидая край угрюмый,
Летят за нами в радостный путь
Все наши самые светлые думы,
Наша любовь и грусть.

Шубинская версия самая, пожалуй, симпатичная и безобидная. В исполнении очень красива и мелодична. Мокшанский полк, впрочем, к этому времени уж и вовсе был забыт.

Героическая история создания вальса побудила написать новые слова, попытаться восстановить историческую справедливость, по-другому взглянуть на события русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

Мокшанскiй полкъ на сопкахъ Маньчжурiи
http://www.stihi.ru/avtor/lafayette
https://www.youtube.com/watch?v=5dG8A3myCuU

В утренней мгле
Горн проиграл сигнал.
Сопок уснувших чуткий покой
Марш боевой взорвал.

Шквальный огонь
Встретил пехоты цепь.
Дыбом пред ней вставала земля,
В небе рвалась шрапнель.

Замолчал альтист молодой,
Еле слышен марш боевой,
И корнет умолк, и валторна,
Лишь играет трубач седой.

Вверх и вперёд!
Близок окопов ряд.
Гибель свинец навстречу несёт,
Но нет нам пути назад.

Рукопашный бой удалый
Разыгрался в море огня –
Враг не забудет день схватки кровавой,
Русский наш штык кляня.

Венский вальс оркестру полковому
В парке городском не играть.
И трубачу, и альтисту младому
В сопках судьба лежать.

Горечь утрат
Болью сжимает грудь:
Павших героев тени кружат –
Вальс навевает грусть.

Спите, бойцы,
Вечная память вам –
Нерукотворный встал к небесам
Славы нетленный Храм.

И не крест на сопках стоит,
Не гранит покой ваш хранит.
О боях и товарищах павших
Вальс Маньчжурский в сердцах звучит.

Видео с исполнением произведения Ильи Шатрова на эти слова привлекает множество иностранных зрителей. Их комментарии побудили сделать авторский перевод стихотворения:

Mockshansky regiment on the hills of Manchuria
https://stihi.ru/2022/12/26/8299
https://www.youtube.com/watch?v=1pKxxVnAh_c

Сlarion call
Woke up the foggy night -
The combat march has broken the sleep
Of the disturbed heights!

Heavy gunfire
Met the advancing line.
The earth was heaving in front of it,
Shrapnel blew up the sky.

The young violist wounded fell,
March is audible barely as well.
Both the cornet's silent and French horn,
Music sounds like death knell.

Forward! Hurray!
It is the last attack!
Lead is bringing us death to meet,
But we have no way back.

Hand-to-hand the deadly combat
Vicious hostiles will not forget –
They will remember it cursing the Russian
Murderous bayonet.

Viennese waltz the regimental orchestra
In the city park will never play.
Both the old trumpeter and the young bugler
Are doomed in the hills to stay.

Sorrows of losses
Squeeze the chest with pain.
Shadows of the fallen heroes are waltzing,
This waltz reminds them again.

Lest we forget!
Sleep, warriors, Rest in peace -
The imperishable Temple of Glory
Commemorates Ye deeds:

Neither cross stands high in the hills,
Nor a stone fulfilled God's will -
Waltz Manchurian praises the Glory
To the fallen – and always will.


Русско-японская война 1904 – 1905 гг. была грозным предостережением о грядущих катастрофах ХХ века, которое никто не воспринял.

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне».
Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль

Русско-японская война беззаботно отнесена историками к разряду локальных. Её анализ и адекватная оценка последствий не принимались в расчет политиками ХХ века. Между тем эта война явилась грозным предостережением о грядущих катастрофах. Поражение России имело колоссальные последствия, вызвало глобальные геополитические сдвиги. Пренебрежительное отношение к результатам русско-японской войны в конечном итоге обернулось катастрофами в ходе как Первой, так и Второй мировых войн. Америка готовила себе Пирл Харбор (Символично: Рузвельт Теодор заложил большую свинью Рузвельту Франклину), а Великобритания – кошмары последующих войн и потерю доминирующего положения в мире. Революционные события 1905 г. в России явились прологом к установлению Советской власти, идеологическому расколу мира на два противоборствующих лагеря.
Сухопутный театр военных действий был развёрнут в Квантунской провинции Китая, а главные сражения – осада Порт-Артура, Мукденское, Ляоянское разворачивались на Ляодунском полуострове. Взглянув на карту боевых действий Русско-японской войны, зададимся вопросом: а как там оказалась Россия?
Положение Китая на мировой арене сейчас и сто лет назад заметно отличаются. В 1902 г. было окончательно разгромлено «Боксёрское восстание». Интервенцию для его подавления совершили Великобритания, США, Италия, Франция, Германия и Россия, к которым присоединились затем Япония и Австро-Венгрия. На последующие полвека Китай стал объектом экономической и военной иностранной экспансии.
Российской дипломатии удалось добиться больших успехов в установлении взаимовыгодных отношений с Китаем, который охотно предоставил в аренду территорию Ляодунского полуострова для создания Русской военно-морской базы. Присутствие России страховало Китай от неуёмных аппетитов Японии, Великобритании, США. Очень скоро предстояло убедиться, что такое отношение к России было стратегически оправданным.
Правительство Японии, прекратив с 1866 г. политику самоизоляции, провело масштабные экономические реформы. К началу 1890-х годов были созданы современные отрасли производства, начат экспорт угля и меди. Созданные и обученные по западным образцам армия и флот набрали силу и позволили Японии начать экспансию, в первую очередь в Корею и Китай. В результате японо-китайской войны 1894 – 1895 гг. Япония получила стратегически важные территориальные приобретения и колоссальную контрибуцию. Деньги были потрачены на создание современного флота. Броненосцы 1-го класса строились в Англии, крейсеры 1-го класса построила Италия.
Великобритания не только хорошо зарабатывала на японских заказах. Одновременно она продвигала свою дальневосточную политику, прекрасно сознавая против кого эти корабли будут сражаться.
В России было достаточно трезвых голов, которые понимали, что крайне неразумно ввязываться в войну со страной с населением свыше сорока миллионов человек, модернизировавшей экономику, создавшей современные армию и флот. Несмотря на построенные к тому времени Транссибирскую и Китайско-восточную железнодорожные магистрали, снабжение войск в Маньчжурии представляло большую проблему.
В окружении царя перевешивала, однако, другая точка зрения:
ресурсы России и Японии несоизмеримы: население России и её мобилизационные возможности в 4 раза больше Японии
Япония не решится нападать на Россию
победоносная война – хорошее лекарство от смут и революций.
На Дальнем востоке хозяйничали сановники, убеждавшие русского царя не идти ни на какие компромиссы с Японией. Эти люди имели, в том числе, вполне личные интересы. Их шапкозакидательство привело к тому, что Россия была абсолютно не готова к войне на момент японского нападения.

Беда Николая II – неумение самому оценить компетентность кандидатов на высшие руководящие должности, следование личным привязанностям и рекомендациям людей из своего окружения, преследовавших, зачастую, собственные цели. Кроме того, укоренившаяся система продвижения по службе калечила весь механизм управления государством.
Русские императоры, абсолютные монархи, оказались заложниками системы автоматического повышения в чине, введённой ещё во времена Екатерины II и поставившей Петровскую Табель о рангах с ног на голову. При Петре I должность давала право на присвоение соответствующего чина. Екатерина, с целью получить поддержку в стране, даровала вольности дворянству, избавила его, в частности, от ожидания должности – чины автоматически стали присваиваться раз в семь лет. Таким образом не должность давала чин, но чин – должность.
Екатерининский указ 1767 г., который ввёл новый порядок присвоения чинов лишил монархию контроля над бюрократией. Император не мог назначить толкового человека на высокую должность, если тот не состоял в государственной службе и не имел адекватного чина. Зато любой никчёмный чиновник со временем мог занять должность высочайшую. Екатерининский порядок продвижения по службе был привнесён и в армию.

А.И.Солженицын. «Август Четырнадцатого»:
«Губило русскую армию старшинство – верховный, неоспоримый счёт службы и порядок возвышения по старшинству. Только бы ты ни в чём не провинился, только бы не рассердил начальство – и сам ход времени принесёт тебе к сроку желанный следующий чин, а с чином и должность. И так уж приняли всю эту разумность… что полковник о полковнике, генерал о генерале первое спешат узнать, не в каких боях он был, а с какого года, месяца и числа у него старшинство, в какой он фазе перехода на очередную должность».

Война началась вероломным нападением на русскую эскадру на рейде Порт-Артура в феврале 1904 г. Обеспечив себе превосходство на море, японцы высадили войска в Корее и на Ляодунском полуострове. Порт-Артур был блокирован. После длительной обороны он был сдан в декабре 1904 г. Русские войска отступали. В сражениях под Мукденом и Ляояном потери сторон были примерно равны. Однако ввиду того, что отступали русские, оба сражения считались ими проигранными.
Волна патриотизма в России, поднявшаяся в начале войны, сменилась раздражением и унынием, которые подогревались революционерами и либеральной общественностью. После трагических событий 9 января 1905 г. смута переросла в вооружённое противостояние с властью. Страшное поражение русского флота при Цусиме окончательно подорвало надежду на скорую победу. Царя убедили начать мирные переговоры.

Это было поражение накануне победы. Японцы, имея двойной перевес сил в начале войны, понесли невосполнимые потери. Главнокомандующий русскими войсками генерал Куропаткин не блистал тактическими талантами. Но стратегически он всё сделал правильно. Русские, отступая, давали сражение за сражением. Осторожно маневрируя, Куропаткин блокировал все попытки врага обойти и окружить армию. Мобилизационные ресурсы Российской империи, обладавшей третьим по численности населением в мире, на порядок превосходили японские. По железной дороге из глубины России непрерывно прибывали войска. Их группировка могла достигнуть численности в один миллион человек.

Ко времени заключения мира русские армии в Маньчжурии насчитывали около 500 тысяч бойцов, значительно усилились технически – у русских появились гаубичные батареи, количество пулемётов увеличилось с 36 до 374; связь с Россией поддерживалась уже не 3 парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух маньчжурских армий не был сломлен. Однако решительных действий на фронте русское командование не предпринимало. Тактика Куропаткина состояла в максимальном истощении японской армии. Кроме того, в России разгоралась революция.

Существует очень много нареканий, как справедливых, так и откровенно лживых, по адресу главнокомандующего русскими силами на востоке, генерала от инфантерии Куропаткина. Между тем, Алексей Николаевич Куропаткин (1848 – 1925гг.) – весьма своеобразная фигура. В Туркестане (1867 – 1881гг.) он проявил замечательную храбрость в боях и умелое командование частями и соединениями до стрелковой бригады. Зарекомендовал себя хорошим администратором в должностях командующего войсками Закаспийской области и Военного министра. Командуя войсками в Маньчжурии, действовал достаточно грамотно, нанося большие потери противнику, отступал, избегая окружений и охвата флангов. Если бы не внутренние русские проблемы, Япония, безусловно, проиграла бы войну.
Амбиции Куропаткина не заканчивались победой над японцами в Маньчжурии. Разработанный им план предусматривал накопление сил, обеспечивающих полуторакратный перевес, вытеснение вражеских войск с территории Маньчжурии, затем Кореи, высадку экспедиционного корпуса на Японских островах. Однако, после Мукдена он был отстранён от командования.
Если бы, после сдачи Москвы в 1812 г., Александр I отстранил от командования Кутузова и подписал мир с французами, не бывать бы Михаилу Илларионовичу в народных героях. Добей Куропаткин японцев (ещё бы год), ходить бы ему в Кутузовых.

Командующим русскими силами на Дальнем Востоке был назначен генерал от инфантерии Николай Петрович Линевич (1838 – 1908гг.). Полезно отметить, что во время подавления «боксёрского восстания» в Китае Линевич, командовавший русским отрядом, фактически возглавил союзные силы, одержал решающую победу.
Были сделаны выводы из неудач предыдущих кампаний.
Подразделения до полка включительно дрались великолепно. Хуже обстояло дело с командованием от дивизии и выше. Генералитет имел, как правило, опыт русско-турецкой войны. Недооценка автоматического оружия, игнорирование необходимости артподготовки, штыковые атаки густыми цепями приводили к неоправданным жертвам. Очень плохо было использовано преимущество в кавалерии, обеспечивавшей мобильность войск. Теперь ошибки были учтены, русская армия и её командование были готовы сражаться по-новому.

Численность японской армии составляла около 300 тысяч. Былого подъёма в ней уже не наблюдалось. Япония, решая тактическую задачу вытеснения русского флота из прилежащих морей и лишения его базы в Порт-Артуре, совершала стратегическую ошибку. Двигаясь вдоль Ляодунского полуострова вглубь Маньчжурии, она со всей неизбежностью растворяла свою армию на всё большей территории и теряла её в боях. Япония экономически была истощена, во избежание катастрофы обязана была заключить мир любой ценой.
В этом ей помогли российские революционеры, охотно использовавшие японские деньги. Николай II для решения внутренних проблем вынужден был заключить мир с Японией. 23 августа (5 сентября) 1905 г. в американском Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Американцы, которые в начале войны намерены были всеми силами поддерживать Японию, приняли меры для её сдерживания после поражения России. Приемлемые для России условия мирного договора были не только следствием плачевного положения самой Японии, но и давления со стороны США – теперь у Америки появилась забота сдерживать Японию-победительницу.
Очень мягкие для России условия Портсмутского мира свидетельствуют о том, что он был необходим Японии во что бы то ни стало.
Всё это подтверждает сравнение данных о численности и потерях русских и японских войск на момент подписания мирного договора.

Япония: численность войск – 300 тыс., безвозвратные потери – 86 тыс.
Россия:  численность войск – 500 тыс., безвозвратные потери – 52 тыс.

Портсмутский мирный договор предусматривал передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова и Порт-Артура, демилитаризацию Маньчжурии и гарантии суверенитета Китая над её территорией, признание интересов Японии в Корее.
Основной территориальной потерей России стала южная часть Сахалина с прилегающими островами. Сергей Юльевич Витте, подписавший договор, приобрёл в народе звание «граф Полусахалинский». Никакие контрибуции не выплачивались. В Японии условия договора вызвали возмущение и беспорядки – результат войны мало соответствовал затраченным этой страной усилиям и принесённым жертвам.

Из песни слова не выкинешь.

Основной причиной поражения России в войне с Японией были её внутренние проблемы. Смута 1905 г., слабость власти, проявившаяся в неспособности справиться с террором, побудили к переговорам о мире с Японией.
Николай II по своим моральным качествам являлся самым порядочным правителем за всю многовековую историю России. Это отметила Русская православная церковь, канонизировав царскую семью. Однако на троне, как отмечал Солженицын, можно быть христианином лишь до определённой степени. Нужны были либо реформы и взаимодействие с обществом, либо жёсткое подавление противоправных действий. Не было ни того, ни другого. Лишь когда победа революции стала реальностью, Николаю хватило воли поставить во главе правительства Петра Аркадьевича Столыпина – чужака в высших сферах. Тот сумел, преодолевая сопротивление, как высших сановников из Госсовета, так и Думы, навести порядок, реализовать стройную систему реформ. Но это позже. На момент заключения Портсмутского мира, царь не нашёл среди своего окружения ни дальновидных советчиков, ни людей, способных к решительным действиям.
Моральное состояние русского общества нашло отражение, в частности, во мрачно-злобных словах Скитальца, написанных в 1906 г. сразу же после первого исполнения вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Состояние это было до того плачевным, что вполне реальным кажется поздравительное письмо Микадо по случаю победы над Россией. Написали его то ли Бестужевки, то ли студенты, то ли представители интеллигенции. Это событие обсуждалось, но прямых доказательств не было. В обществе решено было считать сей факт полицейской провокацией.

«Вотчинный» (Ричард Пайпс) принцип управления Российским государством, когда монархия рассматривала территориальные ресурсы и население как свою собственность, имел то следствие, что в стране не существовало отдельных от неё центров богатства и власти. Группы интересов на базе различных сословий могли бороться друг с другом, но никогда с властью, которая являлась единственным источником удовлетворения этих интересов. Поэтому ни одна из социальных «групп интересов» в России не была заинтересована в либерализации.

Основой оппозиции к власти в России стала интеллигенция. Слово «интеллигенция» появилось в русском словаре в 60-е годы XIX века и вскоре стало предметом непрекращающихся дискуссий. В конце века в России мало было образования и участия в общественной жизни для того, чтобы считаться интеллигентом. Звание интеллигента мог заслужить лишь тот, кто готов был противостоять власти и бороться за её свержение. Таким образом, всякий интеллигент должен был стать или хотя бы казаться революционером.

Радикальная интеллигенция, борющаяся с режимом, который традиционно стоял на принципе обязательной государственной службы, сама начала заражаться служилой психологией. Убеждение, что литература, искусство и (в меньшей степени) наука прежде всего имеют обязанности перед обществом, сделалось в левых кругах России аксиомой. Социал-демократы как меньшевистского, так и большевистского толка настаивали на этом до конца. Поэтому нечего удивляться, что, добравшись до власти и завладев аппаратом подавления, давшим им возможность воплотить свои теории на практике, коммунисты вскоре отняли у русской культуры свободу выражения, которую она сумела отвоевать при царском режиме. Так интеллигенция обратилась против самоё себя и во имя общественной справедливости наступила обществу на горло.

Наступившая следом за событиями 1905 г. Февральская революция 1917 г. не была результатом движения масс, не была она и результатом подрывной деятельности какой-либо политической партии. Заговор думских руководителей – выразителей устремлений немногочисленной образованной части русского общества, в который удалось втянуть высший армейский генералитет, недееспособность великокняжеского клана привели к свержению монархии и гибели империи. Это явилось полной неожиданностью для мирового сообщества.

А.И.Солженицын так охарактеризовал февральские события:
«Николай II, для блага России, отрёкся (фактически) в пользу Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, то есть шайки никем не избранного полуинтеллигентского полуреволюционного отребья. Но в "приказе №1" (Приказ №1 – приказ Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов от 1 марта 1917 года, разрушивший единоначалие в армии и положивший начало гибели и армии, и Империи) и в бесшабашности петроградских запасных, не желающих на фронт, уже таилось и отречение Совета в пользу большевизма. В ночь с 1 на 2 марта Петроград проиграл саму Россию и больше чем на семьдесят пять лет».
«Грязный цвет Февраля всё же оказался светлей чёрного злодейства коммунистов. Однако, если оценивать февральскую атмосферу саму по себе, а не в сравнении с октябрьской, то надо сказать: она была духовно омерзительна».

События начала ХХ века имеют прямые аналогии с происходящим в начале века XXI-го. И тогда, и сейчас – эйфория от научно-технических достижений, которые легко должны принести всеобщее счастье: электрическая энергия воспринималась тогда так, как нынче ядерная, авиация – как нынче космическая техника, радио имело аналогом современный Интернет и т.п. Прогресс в области вооружений и тогда и сейчас стал источником соблазна применения оружия для решения политических и экономических проблем.

И 1913-й, и 2013-й годы оказались рубежами, за которыми перестал существовать привычный мир. В 1914 г. началась Великая война, приведшая к гибели четырёх империй, проведению гигантских экспериментов по построению коммунистического общества в России и социал-демократического в Европе. 2014 г. стал началом открытого противостояния Запада с Россией, возникновения ИГИЛ, развязывания террористической мировой войны.

Во всё большей степени проявляются признаки деградации Европейского союза. Бесчинство либерал-бюрократии в Евросоюзе вызывает крайнюю тревогу.
К либерализму и демократии либерал-бюрократы имеют весьма отдалённое отношение. Леволиберальная демагогия, со времен создания Евросоюза превзошла популизм радикально правых партий. Фундаментальные основы либерализма – равенство перед законом и безусловная защита прав собственности при соблюдении интересов общества – в погоне за голосами избирателей трансформируются левыми политическими партиями в навязывание всё новых и новых прав самых экзотических меньшинств. Крайние формы левого либерализма стали проявляться в насильственном навязывании идеологии, ограничении свободы, в том числе, свободы слова, нарушении общественных интересов. Такая политика раскалывает общество, рано или поздно приводит к власти правых радикалов.

Во времена СССР для либеральной интеллигенции существовал непререкаемый авторитет Запада с его демократическими устоями, торжеством законности, соблюдением прав человека и экономическим процветанием. В противоположность коммунистической идеологии, декларировавшей торжество мировой революции и обрекавшей население на бесправное существование. Теперь Россия и Запад поменялись ролями.

Леволиберальная идеология формирует западную политику в худших Советских традициях, навязывая «европейские ценности» странам, неготовым к демократическому устройству. Примеры разрушения таких стран следуют один за другим.

Образованная часть российского общества, в том числе – высокообразованная, несоизмеримо многочисленнее, чем в России начала ХХ века, роль в политической жизни страны она играет важнейшую. Стало быть, и ответственность за свои действия должна бы нести безусловную. В области просветительства, во всяком случае. В то же время леволиберальная российская интеллигенция безнадёжно стала отставать от требований времени и по своим взглядам застряла в начале 80-х годов прошлого столетия.

Погружение в историю России вековой давности, исследование обстоятельств создания бессмертных произведений той эпохи невольно наталкивает на мысль – являлись ли эти произведения отражением состояния общества или они активно влияли на это состояние? Иными словами – изменился бы исторический путь России, если бы вместо Скитальца нашёлся поэт, который отдал бы дань героизму Мокшанского полка, вдохновившего Илью Шатрова на создание вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», или задумался бы кто-нибудь – какими словами передать «ПРОЩАНИЕ славянки»? Может ли повлиять на будущее России обращение к далёкому прошлому через осмысление заново великих произведений тех времён?


Рецензии
Невообразимый объём знаний в коротком изложении. Написаны великолепные стихи, сделан прекрасный авторский поэтичекий перевод. И показаны источники, побудившие написать новые слова на музыку бессмертного марша. Создан и видеоклип с исполнением вальса с новыми словами. Героям Мокшанского полка, и автору музыки действительно "нерукотворный встал к небесам Славы нетленный Храм".

Пётр Романов 2   18.07.2023 19:53     Заявить о нарушении
Благодарю, Пётр. История тех времён зрела нарывом в душе. Так больно, так обидно. Стихи этот нарыв вскрыли.

Геннадий Венедиктов 2   17.08.2023 09:54   Заявить о нарушении