Поворотами судьбы будущего адмирала
(художественно – исторический очерк)
ЭТОТ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ РОССИЙСКИМ ФЛОТОВОДЦЕМ, ПРОШЕДШИМ ПОРТ – АРТУР, ЦУСИМУ, ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ. ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЛА СУДЬБА, ВСЯКИЙ РАЗ ОТВОДЯ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОГИБНУТЬ. ИМЯ ЕГО – КЕДРОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878 – 1945), АДМИРАЛ.
ОН ТАКЖЕ, КАК И Ф. УШАКОВ, Д. СЕНЯВИН, Ф. КЛОКАЧЁВ, М. ЛАЗАРЕВ, П. НАХИМОВ, В. КОРНИЛОВ, В. ИСТОМИН ПРОСЛАВИЛ РОССИЮ.
Об одном из многих отрезков его, полной событиями жизни, этот художественно – исторический очерк.
Заканчивался третий месяц пребывания лейтенанта Михаила Александровича Кедрова в немецком госпитале города Циндао. Попал он сюда с тяжёлым ранением и контузией, полученными во время боя 28 июля 1904 года, находясь на флагманском броненосце «Цесаревич». Тогда на мостике корабля погибли, сражённые осколками 305 мм японского снаряда, контр – адмирал В. Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н. Азарьев и ещё четыре офицера.
Остальные корабли порт – артурской эскадры, оставшись без командующего, стали действовать в одиночку и, пользуясь наступившей темнотой, вернулись обратно в Порт – Артур. Правда, некоторым из них, удалось уйти в порты нейтральных стран: «Диана» - во французский Сайгон, «Аскольд» - укрылся в китайском Шанхае, а израненный «Цесаревич» едва добрался до германского Циндао, где был интернирован.
Целебный морской солёный воздух, щепетильность и забота немецкого медицинского персонала благотворно подействовали на молодой организм Михаила Александровича, и он стал поправляться. Циндао, ставший военно – морской базой Германии, мог вполне претендовать на хороший приморский курорт. Расположенный в глубине живописной подковообразной бухты, защищённой от всех ветров, Циндао напоминал поистине настоящий баварский городок с домами немецкой архитектуры и костёлами.
С каждым днём, чувствуя себя всё лучше и лучше, М. Кедров стал подумывать, как выбраться отсюда, чтобы снова участвовать в войне, которая продолжалась. Одновременно в его памяти всплывали события уже прошедших дней. Болью отдавалась в душе гибель адмирала С. Макарова, у которого он был личным флаг – офицером, а ведь, не случись тогда, за день до гибели броненосца «Петропавловск», того выхода миноносца «Бойкий» с его участием, то и он, Кедров, оказался бы в числе тех сотен погибших вместе с адмиралом.
Дальнейшая служба у наместника адмирала Е. Алексеева тяготила, настойчивую просьбу назначить его на корабль удовлетворили, он попал на броненосец «Цесаревич», на котором держал свой флаг командующий 1 – й Тихоокеанской эскадры контр – адмирал В. Витгефт.
К несчастью, во время одного из обстрелов Порт – Артура японской артиллерией, оказавшись на берегу, он получил контузию и ранение в ногу от осколка разорвавшегося снаряда. Пришлось лечь в госпиталь, но неожиданно узнал, что эскадра выходит в море, не долечился и сбежал на свой броненосец. Командир «Цесаревича» капитан 1 ранга Н. Иванов не стал его отчитывать, оставил на корабле, так как при прорыве во Владивосток на счёту был каждый офицер.
Теперь всё это в прошлом, а по госпиталю, да и по всему городу Циндао поползли слухи: в бухту Камранг пришла с Балтики 2 – я Тихоокеанская русская эскадра под командованием вице – адмирала З. Рожественского. Надо действовать, про себя подумал М. Кедров. Правда, если судить по карте: расстояние от Циндао до Сайгона (туда ходят транспорты) неблизкое, а из Сайгонв уже можно добраться до бухты Камранг.
Удобная бухта Камранг располагалась севернее Сайгона и находилась на земле Аммана (Вьетнама) колонии Франции. Сюда для русской эскадры постоянно прибывали из Сайгона транспорты со всем необходимым. Добравшись до своих, рискуя в любой момент быть арестованным, М. Кедров сразу же отправился на флагман – броненосец «Суворов» к командующему 2 – й Тихоокеанской эскадры вице – адмиралу Зиновию Петровичу Рожественскому. Он застал его в дурном настроении, дальний поход и постоянное нахождение на мостике отразились на его здоровье. Он с раздражением выслушивал невесть откуда появившегося лейтенанта, который пытался рассказывать ему о том, что случилось с кораблями порт – артурской эскадры в злополучный день 28 июля 1904 года, о оплошности князя П. Ухтомского, принявшего на себя командование после гибели В. Витгефта, и не сумевшего повести корабль на прорыв, поэтому они вернулись обратно.
Рожественский даже не придал значения тому, что перед ним оказался человек, обладавший наибольшей информацией, бывший флаг – офицер штаба С. Макарова и В. Витгефта и на просьбу назначить его на один из кораблей эскадры, отправил Кедрова исполняющим делами младшего артиллерийского офицера на вспомогательный крейсер «Урал».
Эскадра, снявшись с якорей, продолжила своё движение к берегам Японии. Крейсер «Урал» был в составе разведывательного отряда и одним из первых встретил японские корабли, после чего, по приказу отошёл для охраны транспортов. Однако, вскоре был расстрелян, получив серьёзные пробоины, и не смотря на все попытки команды устранить их, вынужден был подать сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!». Открыв кингстоны, «Урал» ушёл под воду.
М. Кедрова вместе с другими, оставшимися в живых , 325 членами экипажа крейсера, подобрал транспорт «Анадырь». Его командир – капитан 2 ранга В. Пономарёв принял решение не догонять на своём переполненном судне эскадру, ушедшую в ходе боя вперёд, отказался от прорыва во Владивосток и повернул на юг, взяв курс на Мадагаскар. Это оказалось единственно верным решением, которое и спасло «Анадырь» от интернирования. Там, после ремонта и пополнив необходимые запасы для дальнейшего плавания, возвратился в Россию, а для Михаила Александровича Кедрова, испытавшего такие крутые повороты судьбы, наступал новый период служения родине – России.
16 февраля 2022 года. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №222021700765