Глава XX IV. На старых фундаментах

Всего на триста прихожан требовался храм, образ которого никак не рождался в его голове. Уже пару раз к тому времени встречался с заказчиком, которым был Санкт-Петербургский патриархат. Хорошо понимал; не имеет много средств на стремящуюся вверх архитектуру, интуитивно тянясь к распластанности. Но само место, где должен был стоять храм на фундаменте разрушенной ещё в 1948 году Лютеранской кирхи, было на скалистом, пусть и не очень высоком, холме. Даже несмотря на то, что уже находилась выше окружающей застройки, всё же хотелось продолжить устремлённость к небу данной площадки. Да, и к тому же, задачу усложняли фундаменты, оставшиеся от кирхи. Их предстояло максимально использовать при строительстве нового храма. Тем самым должна была прослеживаться некая преемственность религий. Да, и к тому же часть пожертвований шла из Финляндии, от бывших местных жителей этого маленького городка, ставшего последний раз Советским в 44-ом. Большая часть которых была Лютеранами, но, помня историю своего городка, знали, как ещё в 32 году, некоторые прихожане Православного храма стали Лютеранами. Те же, после назначения нового православного священника в местный храм, что проводил службы на финском, в свою очередь, небольшим числом перешли в Православие. Будучи Русским, в совершенстве изучил его, имея среди своих прихожан в основной массе финноязычных крестьян.
Дружили приходами, помогали друг-другу приводить в порядок храмы после того, как Красная армия ушла, в 41-ом.
Сами фундаменты не были близки к квадрату, что радовало из-за асимметрии, и в то же время огорчало Павла Александровича. Ведь ему предстояло умудриться придать храму православный облик, что всегда был приближен к симметрии. Задача была сложной. Хоть и имел уже какие-то идеи, не мог решиться остановиться на одной из них. Не был на все сто процентов уверен.
Надежды на асимметрию давала по Псковски, не по центру им расположенная звонница. Слава Богу, заказчик не хотел сооружать высокой колокольни. Считая каждую копейку, стремился обеспечить большую площадь молельного зала, нежели чем пустить деньги на признанные всеми атрибуты православной церкви. Такие, как колокольня, объединённая посредством трапезной с храмом.
Хоть и требовали место под колокола, обрадовались тому, что в случае применения простой звонницы обойдутся меньшими средствами.
Как только понял – именно наклонная стена звонницы своей асимметрией спасёт ситуацию, тут же нарисовался сам образ храма. Теперь следовало сделать буклет, и согласовать с заказчиком.
Становился ближе к церкви.
Пару раз в месяц приходил на утреню. Теперь, когда отец Патрикий многое знал о нём, пожаловался на исповеди, что не видит больше себя в профессии.
- Устал ты, я погляжу.
- Да. На пенсии давно, но работаю.
- Все мы так. До последнего дня. То, что человек знает, не забудет до самой смерти. Остановка смертии подобна.
- Подумал я о том, что никогда не доводилось проектировать то, что считал нужным. Всегда приходилось исполнять волю заказчика. Прежде это была Советская типизация, потом, после перестройки началось переосмысление. Народ пустился во все тяжкие, принявшись строить дворцы. Причём не только для себя, но и в коммерческих целях. Будь то многоквартирные дома, офисные здания, школы, детские сады, или гостиницы, всё стало отдавать средневековьем.
Попав на эту волну, неспроста, как теперь понимаю; столкнулся с Аликом. Сперва к одному желанию привёл он меня – завязать с профессией. Теперь, хоть и не умел ранее, да и ненавидел возврат к прошлому в архитектурных стилях, всё же хочу спрятаться за ними напоследок, спроектировав храм Божий.
Имея уже практически готовый буклет, попросил благословления батюшки на согласование оного у заказчика. Не думал, что всё же понравится его концепция.
- Во имя отца и сына, и Святого Духа…  - благословил отец Патрикий.
Патриархат буклет устроил. Начиналось проектирование.

Анастасия не влезала в работу сына. Знала – справится с поставленной задачей. И была рада, когда, прежде чем делать буклет, показал ей свои эскизы. Всю жизнь проработав архитектором, не получала радости от своей работы, так как никогда не приходилось отдаваться ей полностью, проектируя, что считала нужным прежде всего сама. Теперь же, именно сейчас, понимала, то, что сделал сын вместе с невесткой, устраивало её. Поймала себя на мысли, завидует им. Простейшие формы, лаконичность во всём, белые, оштукатуренные стены, покоящиеся на фундаменте из гранитных валунов.
- Мне очень нравится, - сдерживая слёзы, поставила оценку проделанной работе.
Всегда находила возможность критиковать его решения. Но сегодня не сказала и слова против. Это заставило задуматься Пашу; возможно именно поэтому и не влезала в его работу, желая убедиться – есть ли смысл в том, чему посвятила свою жизнь.
- Мне кажется, в этом есть некая символичность, - словно не заметив маминой похвальбы сменил тему Паша.
- В чём? – подошла к ним Инга.
- Что храм строится на месте Лютеранской кирхи. В этом имеется связь разных населений.
Валерия не проявляла особого интереса к проектированию, да и много времени проводила в Финляндии. Но приехав летом, первой завела разговор о храме:
- Ну, показывайте, что вы там такое напроектировали?
Не понимала, как такое возможно, чтоб православный храм строился на месте Лютеранской кирхи. Давно уже жила в другом мире, и не желала вникать в проблемы оставленного ею, не меняющегося, как она считала, ставшего чужим.
- Вот, посмотри. Подозвал к компьютеру отец. Там были загружены фасады.
- Это разве православный храм?
- Да, - даже обиделся отец. Хоть и считал; именно в лаконичности, пусть и с элементами северного модерна присутствует Бог, всё больше убеждался в правильности своего возвращения к православной Вере. Теперь намного больше знал о храмовой архитектуре. Как и ранее в архитектурных институтах заставляли студентов делать обмеры существующих фасадов для постижения ими чужих замыслов, сам теперь мог гордиться, что прошёл подобный путь, пусть и не замеряя, но изучая в процессе проектирования храма.
Теперь не только голова, но и руки помнили многое из того, что прежде пропускал мимо себя.
- Слишком на кирху похож. Хотя, впрочем, эта звонница, да и купол…
- Тебе нравится? – подошла мама.
- В целом ничего. Просто не понимаю, зачем разрушать, чтоб потом строить?
- Но, это же не мы.
- Мама, я к тому, что не хочу устранять ошибки прошлого, так как не имела к этому никакого отношения. Мне проще жить настоящим.
- Лера, ты помнишь, как мы с тобой поднимались на часовую башню? Ведь она из прошлого, а несёт на себе следы пуль, так и не отреставрированная после войны.
- Её, слава Богу не надо строить заново. Достаточно лишь отремонтировать. Это совершенно другое дело.
- Лера, скажи мне, ты бы хотела спроектировать церковь?
- Никогда не думала об этом, - присела на диван, откинулась на его спинку, долго смотрела на потолок, будто рассматривала на нём, что-то.
- Мне показалось, что ты пополнела?
- Да мама. Я беременна. Мы решили жениться с Ларсем.
- Кто это, Ларс? – повернулся к дочери отец.
- Как всегда всё держишь в тайне от родителей, - присела рядом с дочерью мама.
- Вот я и рассказываю сейчас. Это мой друг.
- Валерия, хорошо, что ты приехала.
- Да бабушка. Хочу, чтоб ты знала о главном.
Анастасия Фёдоровна жила в большой комнате, которая лишившись теперь прежнего названия, получила то, что подходило ей, прежде всего из-за её большого размера, так, как была расширена за счёт соседней.
Теперь, когда практически не ходила, хотела находиться в одной комнате с роялесм, перебравшись сюда полгода назад. Когда на душе становилось одиноко, садилась перед ним, на табурет, прислоняя к нему ходунки. Открывала крышку, аккуратно клала руки на клавиатуру, но не играла, да и почти уже не умела. Просто приятно было еле заметно прикасаться к клавишам, помнящим пальцы хорошо знакомых, родных рук. Будто слушала затаившуюся в них музыку.
- В большой комнате всегда открыты двери. Я так люблю. Особенно ночью, когда ко мне приходят сны. Я бы хотела увидеть вас входящими в них, - улыбнулась внучке бабушка.
- Мы приедем, - поцеловала её в щёчку.
- Он из Швеции?
- С Аландских островов. По отцу Швед. Я делала дом его родителям. Он музыкант.
- Твои предки по бабушкиной линии из Швеции.
- Я не хотела говорить об этом. Но, мы подумываем о том, чтоб в ближайшее время перебраться в Стокгольм. Точнее в его пригород.
- А, как же твой дом под Хельсинки? Мне там очень понравилось. Но, никогда уже не уеду из Выборга.
- Пока не решили этот вопрос. Скорее всего оставим его вам. Ларс много ездит с концертами.
- Он скрипач?
- Нет бабушка.
- Кто же?
- Думаю, в скором времени сможет сам рассказать тебе об этом.


Рецензии