Рассказ о том как я поступал в мореходку

       Сухумская школьная молодежь 50-х годов 20 столетия

        В 50-х годах 20 столетия в столице Абхазии, наряду с обществом ДОСААФ, работали и другие организации, например ДОСФЛОТ - добровольное общество содействия флоту. База этой спортивно - технической организации располагалась в старинном 2-х этажном каменном доме на углу улиц Лакоба и Октябрьская. На первом этаже работали кружки морского моделизма, где школьники всех возрастов, под руководством опытных мастеров, могли строить модели разнообразных судов от шлюпки до крейсера, парусные и моторные. На различных, и даже Союзных, соревнованиях Сухумский клуб ДОСФЛОТ не раз занимал призовые места...Например, мой одноклассник Анатолий Дейнека неоднократно становился призером во Всесоюзных соревнованиях по морскому моделизму. Недаром, впоследствии он стал мастером - тренером клуба...

        Я так же строил крейсерскую яхту и навсегда запомнил этот запах клея Эмалита, которым мы пользовались в работе над моделями. Впоследствии этот клей стал прообразом известного клея Момент. На этом же, первом этаже располагалась студия, где мы изучали сигнальное дело от флажного семафора и светового, до азбуки Морзе. Здесь я хорошо изучил радио - дело и получил звание радиста       2 класса, сдав экзамен строгой комиссии, с работой на ключе со скоростью 120 знаков в минуту. На втором этаже клуба ребята занимались морским авиа моделизмом, строили модели гидросамолетов и других летательных объектов. Здесь также стоял запах Эмалита, так знакомый и любимый нами. Кроме этих занятий в клубе, мы изучали шлюпочное дело на водной станции ДОСФЛОТа, которая находилась в устье реки Беслетка.
 
        Сдав экзамен на судоводителя, я получил права на управление шлюпкой и звание Старшины шлюпки, что давало возможность самостоятельно выходить в море с командой, без тренера. На шлюпках мы часто ходили в Новый Афон, Гагру, Поти и даже в Батуми и все это делалось с огромным желанием и энтузиазмом.
 
        Надо отметить, что мальчишки нашей школы (4-я с.ш.) так увлеклись морским делом, что все свободное время проводили либо в клубе, либо на водной станции или в море, бороздя на ялах просторы Сухумской бухты. Многие из нас мечтали поступить в мореходное училище, стать моряком. Но так получилось, что лишь мне удалось после 8 класса поступить в Ростовское на Дону мореходное училище (мореходку).
 
        Имея опыт морского дела и сдав все экзамены, в июле 1953 года я был принят в училище на отделение судовождения (штурманский).  Но, буквально через две недели вылетел из училища.  А дело было так...

         В начале августа, традиционно, все курсанты, поступившие в училище, участвовали в гонках на шлюпках на веслах и под парусом. Всех распределили по командам и шлюпкам. Мне, так как я имел удостоверение старшины шлюпки, доверили шлюпку под номером 5 и команду из 6 ребят. Отгонявшись в первом заезде на веслах и заняв первое место, нам скомандовали освободить фарватер, дорожку, по которой продолжались соревнования других команд.  До гонок на парусах оставалось еще много времени и мы, поставив парус, ушли на левый берег Дона, где на пляже отдыхало много народу.

         К нам подбежали три девчонки нашего же возраста и попросили прокатить их под парусом. Несмотря на строгий инструктаж никого не брать на борт постороннего, взяли, но не успели отойти от берега на 10 - 15 метров, как по Дону пронесся шквальный ветер, а так как один из моих матросов встал на банку (скамью), держась за мачту, тем самым нарушив остойчивость судна, наш парус лег на воду. Девчонки убежали, воды было по колено. Пока мы снимали парус, с правого берега поступила по мегафону команда шлюпке номер 5 подойти к причалу училища (на парусе большая цифра 5). Когда мы подошли к причалу, зам. начальника училища по строевой части сказал, за допущенный проступок, вся команда уволена, поднимитесь в канцелярию и получите документы. Можете представить наше состояние, но кроме слова есть, мы ничего не могли сказать.  Сдав матросскую форму и получив на руки документы, уныло побрели кто куда.
         
         Иду по улице и от слез и горя ничего не вижу. В голове одна мысль - как быть, что делать дальше. Неужели прощай мечта стать моряком? Стыдно перед родителями, перед друзьями, одноклассниками. Как они были рады, что я поступал в мореходку. И вот на тебе, поступил. И вдруг натыкаюсь на строительный забор, на досках которого объявление, «Ростовский политехникум связи Мин. связи СССР объявляет дополнительный набор абитуриентов на 1-й курс» и адрес - улица Тургенева. Оглядываюсь, оказывается стою на той самой улице Тургенева, идущей выше мореходки почти до вокзала, параллельно Дону. Слева красивое здание с колоннами.
         
         Вхожу по широкой лестнице в вестибюль. У окна несколько столов, сидят почтенные люди, смотрят доброжелательно. На столе табличка – «Приемная комиссия». Молча подаю свой пакет документов, полученный в мореходке. Члены комиссии внимательно изучают бумаги и старший из них объявляет, молодой человек, вы приняты на первый курс техникума, так как все экзамены у вас уже сданы, на отделение радиофикации. Первого сентября пожалуйте на занятия. Вы согласны? Согласен, говорю, еще бы не согласиться после такого стресса.

         Так я стал студентом Ростовского политехникума связи, о чем нисколько не жалею. Получив на руки студенческий билет, еду в РИИЖТ к родственникам, у которых базировался до поступления в мореходку. Конечно мой дядя Леша (Алексей Алексеевич Шишкин, доктор наук, профессор в РИИЖТЕ, зав кафедрой металловедения) посетовал на сообщение, что мне пришлось расстаться с мечтой стать моряком. Он сказал: не отчаивайся, свою судьбу мы делаем сами. Значит тебе не уготовано стать моряком… А когда я показал студенческий билет техникума, сказал: Ну вот, о чем я и говорил. Учись и постигай жизнь во всех её проявлениях. Жизнь прекрасна. Эти наставления я запомнил на всю жизнь и очень ему благодарен.

         Итак, я студент техникума. Сейчас начало августа, до начала занятий еще целый месяц. Еду домой в Сухуми. Это время запомнилось бесконечными встречами с друзьями, купанием в теплом море, выходами под парусами на шлюпках в Сухумскую бухту и, конечно родители, сестра и брат. Каждый старался подбодрить и что то подарить. Мама напекла изумительные пироги, брат подарил замечательную авторучку, сестра - большую записную книжку, а отец фотоаппарат «Зоркий», чему я был несказанно рад. Это чудо современной (той поры) техники с 35 мм пленкой позволяло снимать 36 кадров в оперативном режиме. Конечно, первые кадры я снял дома. Эти семейные снимки до сих пор дома в альбоме.


Рецензии