О памяти смертной

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий.»

«Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий.»

      1. В чём заключается этот дар?

Память смертная открывает нам,

1) что временная наша жизнь есть юдоль  плачевная (долина плача), полная скорбей, болезней, безвозвратных утрат и печалей.  Иными словами:

       «Мы живём в заботе, страхе, боли;
       Человек для слёз рождён»
                (Игорь Чиннов)

Почему?  Да потому что земная жизнь дана нам не для развлечения, а для покаяния.

2) что заканчивается она мучительными страданиями и лишением всего, что привносило хоть какую-то временную отраду в наше жалкое существование.

3) что единственный смысл нашей временной жизни заключается в подготовке к жизни вечной в Боге.

Эти три истины, сокрыты от нас до поры до времени за тонкой завесой, сотканной из наших увлечений, пристрастий и забот. Память смертная разрывает эту иллюзорную завесу, которую мы принимаем за истинную жизнь, и показывает нам настоящее положение вещей.

Но это только начало.

Смерть – это дверь в иной,   в е ч н ы й    м и р . Память смертная подводит нас к этой двери и, распахнув её, показывает величайшие таинства, которые открываются за нею: Страшный Суд, ад и Царство Небесное. Это вИдение несравнимо ни с одной картиной, поэмой, трагедией, фильмом или панорамой. Это созерцание бесконечной божественной вечности переворачивает всю душу человека. Одно только предчувствие его вдохновляет поэта сказать:

                «Всё глупостями занимаемся,
                О пустяках всё беспокоимся —
                А между тем какое таинство,
                Какое небо нам откроется…»
                (Игорь Чиннов)

Что же говорить о тех, кто увидел это таинство! Так же как многие, уткнувшись  в свои смартфоны и планшеты, забывают обо всём, так и получившие дар памяти смертной поглощены этим чудным видением, от которого душа приходит в священный трепет и бесконечно расширяется.

«Реквием» Моцарта, «Чакона» Баха, «Адажио» Альбинони, «Страшный суд» фра Анжелико и Микельанжело, «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Хождение Богородицы по мукам» дают лишь слабое представление об этом видении.

Философы не могут объяснить его, мистики не могут передать его, а богословы и поэты не в силах воспеть его.

Вновь и вновь человек подходит к этой двери и не может оторваться от этого завораживающего видения, забыв обо всём земном. В эти минуты вечность похищает его из этого временного мира, он умирает для всего временного.

От этого видения открываются источники покаянных, а затем и благодатных слёз. Об этих слезах преподобный Анастасий Синайский говорит: «Но бывают слезы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. В сих последних слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слезы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе».

Ради того чтобы пролились эти слёзы и были созданы ад и рай (хотя, конечно это это не единственная цель их создания). И земная жизнь является юдолью плачевной ради именно этих драгоценных слёз.

Нам, мирским людям, безмерно далеко до них. Наши слёзы другого рода. Вот, что говорит о них тот же святой:

«Слезы бывают естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слезы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или ради какого-либо вожделения бесовского. Бывают слезы от пьянства и многосочной пищи» (прп. Анастасий Синайский).

Все эти слёзы не приносят пользы.

Не имея дара памяти смертной, мы гоним от себя мысли о смерти. Духовные образы Страшного Суда, ада и Царства Небесного для нас скучны и тягостны. При воспоминании о них нас охватывает тоска, уныние и страх. Мы всецело заняты плетением иллюзорной завесы из наших увлечений, пристрастий и забот, отделяющей нас от истинного положения вещей до тех пор, пока сама смерть не разорвёт её.

       2. Что же нам делать?

Опытный в духовной жизни схиигумен Иоанн Алексеев даёт следующие советы для начинающих:

1. «Святой Иоанн Златоуст молился о даровании памяти смертной» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление» (св. Иоанн Златоуст).

2. «Помни, что не сегодня – завтра, однако обязательно умрёшь» (схиигум. Иоанн Алексеев).

3. «Нужно осознать и убедить себя, что наша жизнь в сей юдоли плачевной есть ни что иное, как путь к вечности и приготовление к ней» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Господи, помоги нам, грешным, благоугождать Тебе, и пошли христианскую кончину» (схиигум. Иоанн Алексеев).

4. «Теперь надо позаботиться и похлопотать, пока ещё есть время, запастись тем, что требуется для вечного нашего жития.  Вонмем!» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Господи, помози нам, грешным положить доброе начало, чтобы подойти к переходу не с пустыми руками, чтобы было чем уплатить встретившим нас воздушным мытарям» (схиигум. Иоанн Алексеев).

5. Пример размышления о смерти.

«Сердечно благодарю за образ преподобного Серафима; созерцаю его житие и рассматриваю свое пустожитие; жутко делается, иногда готов волосы свои на голове рвать, за свое нерадение.

Время жития моего в сей юдоли плачевной [см.: Пс. 83, 7] приближается к концу, и бренное мое тело взято из земли, и в землю паки опустят. Пишу эти строки и плачу. Господи! Помоги же мне, грешному извергу, принести истинное покаяние... Опять плачу, кончаю писать и ложусь в постель, продолжая плакать, и слезы текут струей на подушку. Тишина. Огонь погашен, братия улеглись спать – и опять усиленный плач.

Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится… в землю… а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст [12, 7]. А ты что приобрел в будущий век? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что? Напялил схиму на себя, обещался пред Евангелием и пред братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Приведённое схиигуменом размышление о смерти сопровождается слезами. Начинающим не нужно стремиться к слезам. Они придут сами и в своё время.


       3. Память смертная даёт место в нашей душе страху Божию. И вот почему.

«Если же многие больше боятся законов человеческих, нежели Божественных, это нимало неудивительно. Ибо человеческие законы устрашают людей более грубых тем, что немедленно налагают наказание, Божественные же пренебрегаются, потому что здесь наказывают они редко, непременно же наказывают там. А будущее ясно не для многих, именно же — только для имеющих прозорливый ум и в точности проникающих в свойство вещей.»

Тот, кто осознаёт близость смерти, тот понимает и близость наказания, потому и страх справедливого воздаяния за нарушение завоведей начинает иметь свою актуальность и силу.


Рецензии
«Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий.»
=========================================
Да. Но это память о том, что нужно успеть сделать для рода людского при жизни. Не себе нахапать, что беСполезно, а сделать добра побольше на "небеса" - т.е. что останется после тебя ЗДЕСЬ для ВСЕХ людей и потомков твоих. Дать плоды добрые, семя которых взрастят БУДУЩЕЕ. =дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.=
/////////////////////////////////////////
"В эти минуты вечность похищает его из этого временного мира, он умирает для всего временного."
=========================================
=Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.= =Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.=
Что же они видят?
Саша Человекиз. "Новое небо и новая земля." http://www.proza.ru/2019/06/24/622
Саша Человекиз. "Новая история не далёкой планеты." http://www.proza.ru/2018/01/25/1671
Мир Мой даю вам. http://www.proza.ru/2018/05/14/1089
/////////////////////////////////////////
=не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.=-говорит Павел.
Любят ли Его философы, мистики, богословы и поэты? Тогда понятно, что они видят...
/////////////////////////////////////////
"Не имея дара памяти смертной, мы гоним от себя мысли о смерти. Духовные образы Страшного Суда, ада и Царства Небесного для нас скучны и тягостны. При воспоминании о них нас охватывает тоска, уныние и страх. Мы всецело заняты плетением иллюзорной завесы из наших увлечений, пристрастий и забот, отделяющей нас от истинного положения вещей до тех пор, пока сама смерть не разорвёт её."
========================================
Именно. Но жажда "вечной жизни в райских кущах" может прельстить человека недалёкого. Живущего инстинктами, свободу которого можно пленить страхом. Исус не так просто говорит нам о любви к ближнему, а ставит в первые ряды наших помыслов.
///////////////////////////////////////
"А ты что приобрел в будущий век? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что?"
Вот такое "завещание" как-то родилось:
"Уходя, опускаюсь своим сознанием в ад, видя, что потомкам своим, всему своему роду, всему человечеству, оставляю само-разрушающийся мир сей. Этот мир, жизнь в котором – лукавая адаптация и самосохранение в бытии, а не со-творение бытия в эволюции Гармонии.
Мир сей обречён. Он временен, как всё созданное без любви и разъедаемое искушениями и лукавством.
И только если прожил свою жизнь в любви к мирозданию и ближнему своему, без лукавства, в милосердии, прощении и жертвенности - ухожу без отчаяния, спокойно и радостно, с мыслью =наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!=, =если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.=
Я исполнил волю Божию на земле. =Бог есть любовь=
Ухожу. Что будет со мною дальше? Это зависит от вас - остающихся на земле. =Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.=
Я доверяю вам, изберите Жизнь."
/////////////////////////////////////////////
Память смертная даётся нам Богом, чтобы помнить нам о Жизни, а не о прозябании в "подвигах", в ожидании вечного кайфа в "потустороннем мире".

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   18.02.2022 21:43     Заявить о нарушении
"Мир мой даю вам" переехал: http://proza.ru/2019/05/13/411.
Простите.

Ваня Сталкер   18.02.2022 22:05   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ваня Сталкер.

Интересно было познакомиться с Вашим мнением.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.02.2022 00:17   Заявить о нарушении