Зарисовки из детства. Этюды прошлого

Воспоминания о детстве

Дом под соломенной крышей (Соломенные снопы).

На зиму отец делал заготовку, утеплял дом соломой или листвой из деревьев. Мы с братом помогали сгребать листву.
В доме была деревянная кровать с досками. Сверху на доски стелили солому, накрывали рядном (покрывалом) и так спали.
 Перед большими праздниками солому меняли, потому что она немного высыпалась, стиралась.
Деревянного пола не было. Пол (доливку) часто приходилось смазывать рыжей глиной с добавкой кизяков.
Отец каждый год сажал табак. Помню простой табак и турецкий. Я всегда помогала отцу обламывать огромные листья табака, а потом большой (цыганской) иглой нанизывать эти листья на длинный шнурок. Нанизывать листья нужно было вогнутыми боками внутрь. Тогда тянули тяжелые шнуры с сырым табаком на гору под крышу, где он сушился.
А еще в мои обязанности входило перед жатвой готовить ток для обмолота ржи или пшеницы. Отец аккуратно выстругивал площадку, которую я квачем с глиной смазывала. Молотили зерно цепом. Когда отца не стало, я ручку от цепа отца пристроила к сапе. И когда шла в поле на огород, казалось, что отец помогает мне сапать. В память от отца у меня есть железная лапа. Мой отец был сапожником, шил сапоги, чинил людям обувь. Еще приходилось мне делать из березовых кружков маленькие деревянные гвоздики. Ими отец подбивал подметки. Шилом прокалывал дырочки в 2-а ряда на подметке и забивал молотком туда деревянные гвоздики. Целый мешок деревянных колодок к сапогам забрал сосед, может, и сжег уже их.
В детстве меня научили жать серпом и юрком вязать снопы.
А еще я ходила с мамой на колхозное поле собирать коксагиз. «Платили» трудоднями за количество собранных килограммов. А ведь он такой легкий! Как у одуванчика пух со снопиками. Так болела спина.
В наши с братом обязанности еще входило пасти корову. Гонили коров на болото. Брали с собой ломоть хлеба, посыпанного сахаром. Было так вкусно!
А еще помогали маме разносить почту. Выписывали люди много газет, поэтому сумка с ними была очень тяжелая. Ящиков на улицах не было. Нужно было нести газеты и журналы в каждый дом. Поэтому маму знали все собаки в деревне, но она все равно носила в сумке хлеб, чтобы самых злых собак как-то задобрить.

ЗАБЛУДИЛСЯ...
(Из воспоминаний детства)

У многих, родившихся во время войны, детство было и холодным, и полуголодным.
50-е годы. Самая тяжелая пора – начало весны. 9-летняя Галинка нащипала на лугу щавель, взяла приготовленную мамой Марьяной пол-литровую банку сметаны и пошла продавать тот нехитрый товар на базар в Острожец, что в нескольких километрах от родного села.
Вот щавель уже продан, а сметану только спрашивают, но не берут. Наконец подходит мужчина лет сорока, хорошо одетый, приветливый. Он хочет купить сметану и готов заплатить такую цену, но только нет банки, некуда перелить – он пойдет домой (здесь недалеко!) перельет сметану и принесет Галинке банку. Ушел, забрал сметану, не заплатил… ничего, рассчитается, когда принесет банку... Мама будет рада, что Галинка такая трудолюбивая и такая умница, что приносит в семью деньги... Радость наполняла девочку, но время шло, и радость куда-то уплывала.
Уже базар расходится. Стоять холодно. Чувство голода напоминает о себе. Туман. Вечереет. Где же тот хороший дядя? Что я скажу маме? Где сметана? Где деньги? Клубок боли и тревоги подползает к горлу. Где же дядя? Может, с ним что-нибудь случилось? Может, просто забыл, где она стоит, заблудился и никак её не найдет?
На базаре пусто – стоит только белокурая Галинка, ждет... Надо идти домой. Обманул?!.. Нет-нет!.. Он не мог так с ней поступить! Он просто ее не нашел, он заблудился...


СЛАДКИЙ СНЕГ
(Из воспоминаний детства)

В тот послевоенный год Пасха была ранней – повсюду ещё лежал снег.
Мама напечет нам с братом вкусных пирожков, вот только надо ей, Галинке, пойти в магазин за сахаром. Мама дала кусок ткани: «Сюда пусть продавец насыплет сахара и пусть сама завяжет, только смотри – по дороге не развязывай узелка!»
Галинка купила сахар, идет домой. Весеннее солнце улыбается ей, дороге, сонным деревьям, даже этому холодному снегу. Сладости — это такая редкость, она так давно не чувствовала сладкого вкуса. Ну что случится, если она возьмет только щепотку сахара? Так хочется... Взяла...
Через несколько минут с узелком сахара переступила порог своей избушки, подала маме покупку... но что это? Узелок плохо завязан, часть сахара рассыпалась... Одного взгляда мамы Марьяны было достаточно, чтобы понять всю тяжесть своей вины...
Мама подала металлическую кружку и алюминиевую ложку: «Иди по своим следам, собирай сахар по снегу!»
Галинка шла и собирала… Слезы затуманивали сахарную дорожку. Такой сладкий сахар, а так горько...


Рецензии