Старинный русский романс

                Романс – это музыкальный
                камертон. Одна и та же тема,
                одни и те же стихи рождают новое творение
                в музыке.
                Иван Козловский

                Попурри из лучшего о романсе и гитаре.

        Вот уже почти три века старинные романсы покоряют слушателей своей задушевностью, интимной лирикой, непосредственностью передаваемых в них чувств.
        Что же такое старинный романс и в чём причина его столь большой   популярности и долголетия? Почему  его часто называют “цыганским”, почему старинный романс поют в сопровождении гитары?
        Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сделать небольшой экскурс в историю возникновения жанра старинного русского городского романса.
        Городской романс вначале мало чем отличался от российской
песни, которой он обязан своим происхождением. Зарождение самостоятельного  жанра городского романса началось во второй половине 18 века, когда всё ярче стал проявляться интерес к русской народной песне, постепенно проникавшей из деревни в городскую среду. Одновременно появилась тяга к домашнему музицированию в помещичьих и дворянских кругах, а также, как в салонах светской
знати, так и в среде разночинцев и купечества. Вместо французской и итальянской музыки стала российская песня, а затем городской романс.
В чём же причина его необыкновенной популярности? Прежде всего в том, что он был теснейшим образом связан с русским песенным фольклором, питавшем его корни. Непосредственность, мягкая лирика
городского романса были близки и понятны слушателям любого круга.
     Первая половина 19 века – период расцвета, наибольшей популярности русского городского романса и совпадает  с моментом широкого распространения в России семиструнной гитары. Это явление далеко не случайно. Семиструнная гитара по сути своей была неразрывно связана с русской народной песней. Этот инструмент -
детище русских фольклорных песенных традиций. Поэтому закономерным было слияние русского романса с семиструнной гитарой , которая в сопровождении могла наиболее тонко подчеркнуть лиризм интимных переживаний, составлявших основную тематику городского романса. Романс и семиструнная гитара стали единым целым, характеризующим жанр домашнего музицирования.            
        Гитара получила распространение в России примерно с середины
18 века. Предшественницей этого старейшего инструмента была древнегреческая китара (кифара). В средние века бытовали латинские и мавританские гитары, которые с течением времени менялись по форме и строю. Из многочисленных разновидностей гитар в наше время получили широкое распространение шестиструнная (испанская) и семиструнная (русская).
 Гитара – это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных инструментов, у гитары имеются более широкие возможности. Кроме того, она обладает своеобразным, ласкающим слух тембром звучания.
 Как бы ни был прост музыкальный инструмент, он может передать с помощью своего звучания дух не только великого артиста, но и целого поколения и даже эпохи.
 Инструмент восхитительный, столь же скромный, сколь и богатый, покоряющий своими нежными или терпкими звуками; в нём сконцентрировались на протяжении времени богатое наследие и все достоинства старинных благородных инструментов. И можно ли отрицать, что  из струнных инструментов с грифом гитара является самым и богатым по своим гармоническим и полифоническим возможностям?
      Оставили о себе незабвенную память певцы прошлого, которые не только великолепно исполняли песни и романсы, но и являлись авторами многих из них: Варя Панина, Пётр Баторин, Юрий Морфесси, Анастасия Вяльцева, Мария Пуаре, Нина Дулькевич и др. Впоследствии эти романсы неизменно входили в репертуар выдающихся советских певцов Н.Обуховой, И.Козловского, М.Максаковой, Г.Виноградова,
К.Джапаридзе, Т. Церетели, И.Юрьевой и др.
       Имя Галины Алексеевны Каревой (1929-1990) хорошо известно любителям вокального искусства. Она – одна из первых, кому романс обязан своим возрождением в наши дни. Тонким , проникновенным исполнением Г.Карева вернула к жизни забытые поэтические образы городского романса. Она продолжила традицию выдающихся оперных певцов прошлого – Ф.Шаляпина, А.Неждановой, Н.Обуховой,  включив в свой концертный репертуар городской лирико-бытовой романс. Ею написана музыка многих романсов на стихи А.Фета, А.Апухтина, А.Ахматовой, на собственные тексты.
      Жанру городского романса посвящены произведения замечательных русских композиторов (М.И.Глинки, А.С.Драгомыжского, М.А.Балакирева, А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, П.П.Булахова и др.) на стихи русских поэтов (М.Ю.Лермантова, А.Е.Баратынского, А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.В.Кольцова и др.)
       Поэт “серебряного” века , литературный и театральный критик Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864) является и  прародителем бардовской песни. Он создал романс
“Две гитары”- реквием своей безответной любви к девушке с чёрными цыганскими волосами и голубыми глазами Леониде Визард.
Виртуозно владея семиструнной гитарой, он с успехом исполнял этот романс под “Цыганскую венгерку” сначала в Москве, а потом и в
Санкт-Петербурге., ставший популярным навеки.
      В наше время старинные романсы часто называют “цыганскими”,
сущесвует ли самостоятельный жанр “цыганского” романса?
       Первый цыганский хор появился в России в последней четверти
18 века. Он был выписан графом Орловым из Молдавии, где ему приходилось слушать пение кочевых цыган, поразившее его своей экзотичностью.
       Цыганские хоры были заметным явлением в музыкальном быту Москвы и Петербурга 19 и начала 20 века; исполнение ими в сопровождении гитар традиционных цыганских, а особенно русских, песен и бытовых романсов волновало крупнейших русских писателей и поэтов – от Г.Державина и А.Пушкина до Л.Толстого. Особенно был знаменит московский цыганский хор в 1860-х годах с дирижёром Фёдором Соколовым
        Цыганское музыкальное искусство органично сплетается с русской музыкой, не потеряв при этом своей национальной самобытности.
         Это сложный и прекрасный феномен народного творчества, несущий отпечаток духовной жизни свободного и гордого народа.
         Незаслуженно забыт  главный “цыганский” композитор Александр Иванович Дюбюк. Выдающийся московский музыкант 19 века, блестящий пианист, талантливый композитор, крупнейший фортепьянный педагог, он был и великим романсистом. Его сочинения составляли добрую половину репертуара знаменитых цыганских хоров и их солистов. Они звучали в увеселительных садах, в императорских театрах и концертных залах, их заигрывали шарманки и пели нищие уличные певцы. Поющая и веселящаяся Россия позапрошлого века была  обязана Дюбюку в большей степени, чем кому либо.
       В своё время неслыханный успех его романсов заслонил от историков музыки его заслуги пианиста и педагога, автора множества ярких фортепьянных сочинений. Многие просто не могли простить Дюбюку его явного пристрастия к цыганам и бытовому романсу, к популярной и жизнелюбивой музыке.
      Согласно старинной легенде, на берегах могучего Ганга проживало племя сильных и красивых людей, которые владели искусством очаровывать своими песнями человеческие сердца, пробуждать в них сильные чувства, заставляли слушателей восторгаться, а порой и плакать. Сильный ветер разнёс людей и повозки их в разные стороны.
И стали люди странствовать и искать свою землю. Нашли они её в России, которая стала колыбелью  возрождённой народной песни.
В 1931 г. Был открыт цыганский профессионалный театр “Ромен”   (единственный в мире), который собрал все цыгансие таланты и открыл всему миру выдающего певца , Народного арт. СССР Н.Сличенко. “Какой горячей кровью, страстной тоской и пламенной любовью, какой древней первобытной красотой веет  от восточной вязи этих песен,
подобных красным розам на снегу”- удивительно тонко подметил
А.И.Куприн, характеризуя цыганские песни.
 


Рецензии