27. 12. Пушкин, Эдип и Иуда

 Пушкин, Эдип и Иуда

1
Пушкин

В августе поэт, уволенный со службы на законном основании решением министра К. Нессельроде, прибыл  в с. Михайловское в одноименной губе Псковской губернии, где находилось имение его матери Н. Ганнибал. Место «ссылки» было определено самим государем Всея Руси, который решил, что заниматься исправлением сына, ударившегося в афеизм и помышлявшего стать диссидентом и бежать в Европу, должны его родители…

 Радость по этому поводу выражена поэтом кратко = эпиграфом «O rus!” = О… деревня … что несколько отличается от восторгов Басё «О! Мацусима! О!»

Уже через три месяца А. Пушкин не выдержал надзора трусливого и бедного отца С. Пушкина и … вот что он написал 31 октября Жуковскому:

"Милый, прибегаю к тебе. Посуди о моем положении. Приехав сюда, был я всеми встречен как нельзя лучше, но скоро все переменилось. Отец, испуганный моей ссылкою, беспрестанно твердил, что и его ожидает та же участь: Пещуров, назначенный за мною смотреть, имел бесстыдство предложить Отцу моему должность распечатывать мою переписку, короче, быть моим шпионом; вспыльчивость и раздражительная чувствительность Отца не позволяли мне с ним объясниться; я решился молчать. Отец начал упрекать брата в том, что я преподаю ему безбожие. Я все молчал. Получают бумагу, до меня касающуюся. Наконец, желая вывести себя из тягостного положения, прихожу к Отцу, прошу его позволения объясниться откровенно... Отец осердился. Я поклонился, сел верьхом и уехал. Отец призывает брата, и повелевает ему не знаться a vec ce monstre, ce fils d;natur;... {с этим чудовищем, с этим сыном-выродком... (фр.) } (Жуковский, думай о моем положении и суди). Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю все, что имел на сердце целых 3 месяца. Кончаю тем, что говорю ему в последний раз. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить. - Перед тобою не оправдываюсь. Но чего же он хочет для меня с уголовным своим обвинением? рудников Сибирских и лишения чести? Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем. - Не говорю тебе о том, что терпят за меня Брат и Сестра - еще раз спаси меня. А.П. 31 Окт.  Поспеши: обвинение Отца известно всему дому. Никто не верит, но все его повторяют. Соседи знают. Я с ними не хочу объясняться - дойдет до Правительства, посуди, что будет. Доказывать по суду клевету Отца для меня ужасно, а на меня и суда нет. Я hors la loi... {вне закона (фр.). }".

29 ноября Пушкин снова писал Жуковскому:
"Мне жаль, милый, почтенный друг, что наделал эту всю тревогу; но что мне было делать? Я сослан за строчку глупова письма, что было бы, если правительство узнало бы обвинение отца? Это пахнет палачом и каторгою. Отец говорил после: Экой дурак, в чем оправдывается! да он бы еще осмелился меня бить! да я бы связать его велел! - зачем же обвинять было сына в злодействе несбыточном? да как он осмелился, говоря с отцом, непристойно размахивать руками? Это дело десятое. Да он убил отца словами! - каламбур и только…"
Второе обвинение Сергея Львовича: "Хотел бить"…
 Не знаю уж чему и кому верить, то ясно и то одно что «Александр Сергеевич "убил отца словами". Отец на похороны сына не явился ...
"Скупой Рыцарь" только закончен в 1830 г., а был начат еще в Михайловском … Альбер - не автор трагедии, а герой. Он "бросается в комнату", кричит отцу: "Барон, вы лжете", - и все кончается так, как должно кончиться в трагедии между рыцарями и как не могло кончиться в 1824 году в Опочецком уезде Псковской губернии.
Заметим — слугой героя поэмы — барона Альбера — был Иван и что имя это не руССкое, а руских из древней руси...

2
Эдип

Родители Эдипа, Царь Лай и его жена Иокаста, долгое время жили в бездетном браке. Лай,страстно желавший иметь наследника, обратился за наущением к Дельфийскому Аполлону.
Оракул поведал ему, что он может иметь сына, если он того желает, но судьбою предрешено, что он будет убит своим сыном.
Опасаясь исполнения предсказания, Лай воздерживается от брачного ложа, но однажды, в состоянии опьянения, ему удается невольно зачать сына, которого он повелевает бросить в реку Киферон спустя три для после рождения. Для полной уверенности в том, что ребенок погибнет, Лай приказывает проколоть ему икры.
Согласно пересказу Софокла пастух, получивший приказ бросить мальчика, отдает его пастуху царя Коринфа Полиба, при дворе которого, согласно общепринятой версии, тот и вырастает.
Согласно другим источникам мальчик был брошен в корзине в море и вытащен из воды Перибойей, женой царя Полиба, которая полоскала белье у берега*. Полиб вырастил его как собственного сына.
Эдип, случайно узнав, что он найденыш, спрашивает Дельфийского оракула о своих настоящих родителях, но в ответ получает пророчество о том, что убьет своего отца и возьмет в жены свою мать. Полагая, что пророчество относится к его приемным родителям, Эдип бежит из Коринфа в Фивы, но по пути, сам того не ведая, убивает своего отца Лая

(*) Согласно Бетхе (Bettie — The banische Heldenlieder), в первоначальной версии мальчик был брошен в воду. По другим версиям мальчик был найден и воспитан табунщиками, согласно более позднему мифу — крестьянином Мелибием.
Отгадав загадку Сфинкса, он освобождает Фивы от этого бедствия — чудовища, пожирающего людей — и в награду получает руку Иокасты, своей матери, а также престол своего отца.
Воспроизведение этих трагических событий и несчастий, постигших впоследствии Эдипа, стало излюбленной темой театральных представлений греческих трагиков.

3
Иуда

По схеме мифа об Эдипе (**) был создан целый ряд христианских легенд, и в качестве образца их может служить обобщенное содержание легенды об Иуде.
Перед его рождением его будущая мать, Циборея, во сне получает предупреждение, что родит дурного сына на горе всему его народу.
Родители, положив мальчика в корзину, бросают его в море. Волны выносят ребенка на берег острова Скариот, где его находит бездетная царица и воспитывает как собственного сына.
Позднее у царской четы рождается собственный сын, и найденыш, чувствуя пренебрежение к себе, убивает своего молочного брата.
Бежав из страны, он поступает на службу при дворе Пилата, который делает его своим доверенным лицом и ставит во главе всех своих домочадцев.
В драке Иуда убивает соседа, не подозревая, что это его отец.
Затем вдова убитого, то есть мать Иуды, становится его женой.
Обнаружив чудовищную правду о себе, он раскаивается и обращается к Спасителю, который делает его одним из своих апостолов.
О его предательстве Иисуса известно из Библии.
 (**) см. материал обсуждался в Rank: Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage, 1912, X

источник: Ранк Р. Миф о рождении героя.doc



merci beaucoup pour votre attention


Рецензии