Молчание - золото? Ой, вряд ли!

«Из пункта А до пункта Б шла через Ж дорога»
Народная мудрость

У меня все-таки получилось!
Но, если честно, дело до самого конца висело на волоске. Вот прямо до последнего момента. Ну представьте, до сделки – меньше часа. Стою в прихожей, обуваю сапоги, собираюсь к нотариусу. Все договоры распечатаны, сшиты, в папку сложены, осталось – довезти и подписать.
Но не тут-то было!
Ибо звонит телефон:
- Нотариус сказала, сделки не будет!
- Как не будет? Почему она так сказала?!
- А вот тут в письме от банка написано…
Ругаться – бесполезно и некогда.
И я мчусь через всю квартиру в одном сапоге исправлять ситуацию.
Ибо сделка у нас совсем непростая.
Это раньше, в лихие 90-е я позволяла себе мастырить цепочки из 12 – 16 квартир. Тогда никто ни о каких куплях-продажах слыхом не слыхивал, делались только обмены. И главной задачей риелтора было «склеить» вместе всю цепочку так, чтобы все участники остались довольны: Федя идет в квартиру Маши, Маша – в квартиру Пети, Петя – в квартиру Валерия Степановича и так далее, пока не замкнется цепочка и последний, замыкающий не отправится в квартиру того самого Феди, с которого все начиналось. Все просто. Главное – сложить паззл. Ну и подать документы в обменное бюро, пусть они ордера выписывают.
Но то было раньше.
А сейчас – купля-продажа, все за деньги.
А деньги, они любят и счет, и точность.
Задумано все было прекрасно: у мамы квартира в небольшом латвийском городке Елгаве, у дочки – небольшая квартира в Риге. Задача: две квартиры продать и одну, большую в Риге купить. Да так, чтобы осталось денег и риелтору заплатить, и на переезд, и на ремонт.
Задача понятна и, если считать только деньги, выполнима.
Но считать только деньги – это недостаточно.
Считать нужно еще и время!
Спросите: зачем?
А как же! Это дочка живет за границей. А мама-то – в одной из квартир. Если все продать и ничего не купить, куда она с вещами да мебелью деваться будет? Жить где? Ну не под ёлкой же.
А потому играем, как в оркестре, на всех инструментах сразу: две квартиры продаем и одну покупаем одновременно. Желательно, в один день. И клиентам так спокойнее, они точно знают, куда переезжать будут, и мне тоже. По крайней мере я спать ночью буду спокойно, без нервов.
Вот для этой цели и выстраиваю я стратегическую цепочку, где должны сойтись и время, и деньги.
Вроде, все выстроила.
Все ходы поняты, все шаги расписаны. Счет хранения у нотариуса заказан, сроки посчитаны, доверенности проверены, все участники сделки выстроены в логическую последовательность, документы готовы, приходи и подписывай.
За два дня до нотариуса разослала клиентам договоры: «Внимательно прочитайте, проверьте личные данные. Заметите опечатку – сообщите, будут вопросы – задавайте».
Жду.
Тишина.
Звоню:
- Все в порядке?
Все подтверждают, что все в порядке. Но не успеваю я с облегчением выдохнуть, как покупательница елгавской квартиры говорит:
- А я не смогу за два дня заплатить, я кредит беру.
- Какой кредит?! Не было про кредит разговоров!
Разговоров действительно не было.
И я про кредит ничего не знала. Как и банковский менеджер не имел полной информации о сделке. А потому мы, как строители дороги, двигались друг другу навстречу исключительно «по чертежам», не сверяясь с рельефом местности и друг с другом.
В результате документы никак не желали сходиться. Они противоречили друг другу то там, то тут. Они не желали согласовываться. Они в гробу видали мое стремление увязать три сделки в одну стройную линию и вдребезги рвали все сроки.
Вот тут-то и закончились мои спокойные ночи. Ибо весь день и вечер я лихорадочно приставляла нос одной сделки к хвосту другой. А ночью, вместо того, чтобы видеть прекрасные сны, делала то же самое, только во сне.
Утром, поняв, что глаз замылился настолько, что я уже ничего не вижу, отправила всю эту «художественную самодеятельность» нотариусу в надежде, что она глянет свежим взглядом. Не поспоришь, глаз у нее был свежим, вот только время нашлось за час до сделки. И я, сидя у компьютера в одном сапоге, лихорадочно приводила договор в соответствие с пожеланиями банка.
Словом, развлеклась не по-детски!
И, главное, проблем никто заранее не хотел и не планировал.
Просто девочке-покупателю, юной и наивной красотке, рожденной уже в этом веке, и в голову не пришло известить о намерении взять кредит.
Никто никому ничего просто не сказал…
Впрочем, волноваться не надо.
Все случилось, как положено.
Слабое звено укрепили, все договоры подписали, нотариусу деньги перечислили, в земельную книгу пакеты документов отправили.
Никто, - кроме меня и нотариуса, конечно, - даже не понял, на каком волоске до последнего момента висела вся сделка.
Ну и ладно.
Проехали.
Но я уже понимаю, что опыта никогда не бывает достаточно. 29 лет практики, вдумайтесь, 29 (!) лет, Карл!, больше восьми тысяч клиентов и – на тебе. Такого, чтобы клиент просто ничего не сказал, ни разу не было.
Теперь буду знать.
Но и девчушка тоже извлекла свои уроки. Сегодня разговаривали, призналась:
- Я теперь понимаю, нужно все вовремя рассказывать.
И слава богу.
У нее впереди долгая жизнь, я буду рада, если этот опыт ей пригодится.
А пока мои клиенты собирают вещи. Скоро у каждого из них будет новая квартира.


Рецензии
Спасибо, уважаемая Елена. Ваш рассказ учит ответственности. Думать надо не только о себе, но и о других людях. Тогда есть надежда, что и о тебе подумают в нужный момент( то есть о твоих интересах).
Всего Вам самого доброго и приятных снов.

Ирина Карпова 4   22.08.2023 12:27     Заявить о нарушении
Большое спасибо за подтверждение. Очень приятно.

Елена Корджева   26.08.2023 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.