27. 13. Реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя - взг
по кн. Руднев Вадим. Реальность как ошибка (2011)
Анализ трех наиболее характерных определения художественного реализма
1) Р. О. Якобсона в статье «О художественном реализме»
2) Г. А. Гуковского (Гуковский 1967).
3) Ю. М. Лотмана (Лотман 1966).
позволил автору сделать такой вывод:
реализм - такое же условное искусство, как и классицизм.
После это автор пробует описать движение русской литературы XIX века, не пользуясь термином «реализм» или активно критикуя применение его к ней.
Первым классическим произведением русского реализма считается роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин».
Уже сам факт, что русский реализм начался в 14-строчной строфической форме 4-стопного ямба, позволяет изумиться, как могло прийти в голову В. Г Белинскому наиболее искусственное, изощренное формальное построение именовать в эстетическом смысле реалистическим. Единственное оправдание этому — то, что стихотворный роман Пушкина писался в годы кризиса романтизма и в определенном смысле (см. Гуковский 1967; Лотман 1966; 1976)
это был роман о кризисе романтического мышления, роман о том, как пишут и воспринимают романы
С другой стороны, уже одна эта металитературность «Онегина» — тот факт, что герои мыслят образами из романов, пишут стихи и весь роман буквально «прострочен» аллюзиями из предыдущей литературы (Лотман 1980), — говорит о том, что ни в каком смысле, кроме лотмановского, это произведение к реалистическим отнесено быть не может; а лотмановское понимание не разграничивает, а отождествляет реализм с модернизмом (так же как и якобсоновское понимание (Якобсон 1976).
«Онегин» с типологической точки зрения произведение:
- безусловно модернистское
- с игрой на внутренней и внешней прагмасемантике текста,
- с разговорами между автором и читателем
- с отступлениями в духе Стерна
- с цитатной техникой, предваряющей цитатную технику русского символизма и акмеизма, равно как и европейского неомифологизма.
То же самое относится к другим произведениям Пушкина последнего периода:
«Повестям Белкина («новым узорам по старой канве»);
«Капитанской дочке», пародирующей поэтику XVIII в и вводящей образ прагматически активного рассказчика;
«Пиковой даме», одному из сложнейших произведений мировой литературы, с числовой символикой и изощренной философией судьбы;
«Медному всаднику» с его библейскими ассоциациями в первой части и дантевскими — во второй.
Знаменитый «путь Пушкина к реализму» был на самом деле путем к модернизму. Пушкин встал на этот путь одним из первых и поэтому в европейской традиции остался незамеченным; там родоначальником модернизма считают Достоевского, который был учеником Пушкина.
Лермонтов
Сложнейшая композиционная структура основного прозаического произведения Лермонтова, «Героя нашего времени», — его рефлексивная медиативность и цитатность, жанровая поливалентность (путевой очерк, светская повесть, экзотическая новелла, дневник и философский рассказ в одном произведении) — все это говорит само за себя. Безусловно, это скорее произведение «текстизма». Характерно, кстати, что главный герой — один из ярчайших образов аутиста-шизоида в мировой культуре (Бурно 1991).
Гоголь
Творчество Гоголя было уже отчасти оценено через призму романтизма в прозорливой статье Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» (Эйхенбаум 1969). Трехчленная композиционная структура «Мертвых душ», отсылающая к трехчленности «Божественной комедии» Данте — первая и вторая (написанные) части в точности соответствуют «Аду» и «Чистилищу», третья (ненаписанная) — «Раю», также позволяет смело отнести это произведение к предмодернистским. Сама глубоко религиозно-аутистическая личность Гоголя делает, в общем-то, кощунственной (как и было кощунственным пресловутое «Письмо Белинского Гоголю») идею, что Гоголь — писатель-реалист.
Незаконченная талантливая книга Г. А. Гуковского о Гоголе в этом смысле несет в своем названии — «Реализм Гоголя» (Гуковский 1959) — идею литературоведческого «иллокутивного самоубийства» (Вендлер 1985).
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021801663