БАБА МИЛЯ

    Встречи с интересными людьми
         



     Есть в Шимском районе деревня Мшага Ямская и есть в ней небольшой старинный домик и живет в нем очень пожилая женщина  - Милица Васильевна Рожкова, а по-деревенски просто баба Миля. Родилась она ещё до советской власти, при царе- батюшке в соседней  Мшаге, что находится через речку Мшага и называется Мшага Воскресенская.
  Когда мы приехали в деревню, чтобы поговорить с бабой Милей, стоял прекрасный весенний день. Солнце уже во всю пригревало остывшую за зиму землю, весело щебетали выжившие от холодов воробьи и на солнышке лениво грелся домашний кот. Милица Васильевна и её дочь встретили нас радушно, буквально через пять минут на столе дымился ароматный чай. Узнав о цели визита, женщины сперва немного растерялись, но вкусный чай настроил нас на доверчивый разговор. А вспомнить и рассказать им было что. Для бабы Мили это не проблема. Несмотря на преклонный возраст — ей  было 89 лет, она прекрасно помнила свою юность, годы учебы, годы любви и тяжелый период- годы войны. Все это не сон, все это было, было.

    Рассказ первый
     БЫЛО НАС 8 БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
    -Отец у нас был умным крестьянином и трудолюбивым, а поэтому жили мы не бедно . Имели своих лошадей, коров, овец,  и надел земли, на котором до седьмого пота трудились родители и мы. Отец все мечтал о том, как они заживут исправно, когда вырастут дети, но революция изменила все. Начались собрания. Затем пошла организация колхозов. Многие не хотели вступать в артельные хозяйства, страшно было лишиться враз всего, что наживал всю жизнь своим горбом. Другие с радостью восприняли создание колхозов, отец долго думал. Смутно, но помню, как сидели мужики за столом и до хрипоты спорили: вступать или не вступать. Помню, как отец сказал: « У меня десять ртов. Всех накормить надо, обуть. Останусь я один -все равно раскулачат, отберут, да ещё в ссылку сошлют за свой-то труд, а в коллективе, как говорится, всем миром выживать будем, да и дела, может, лучше пойдут.
    -Милица Васильевна,  и как пошли дела? Лучше или хуже?
    -Может первый-то год и трудновато было, но затем стали хлеб , масло получать, ещё и денег выдавали. Как не говори, а работников- то в семье было прилично. Когда я школу кончила, отец мне предложил учиться дальше — стать врачом или учителем, на кого пожелаю, а так как учеба мне нравилась и я поступила в Новгородский медицинский техникум на фельдшера. Учеба пролетела быстро, и вместе с дипломом мне вручили направление работать в Бурятию, город Улан-Удэ. Не здесь, а там, среди снегов, среди таежных болот проходила моя юность. Там я научилась ездить на оленях. Медиков там было мало и на вызова выезжала очень и очень часто. Там, на стойбищах, так же жили люди, болели, рождались, случались травмы и всем нужна была помощь. В те годы телефонов не было, вертолет не закажешь, приходилось надеяться только на себя и свои силы и на свой ещё скромный опыт.
  Там, в далеке от родного дома, познакомилась с молодым человеком, вышла за него замуж. Он был военным. Накануне войны мужа направили в Бессарабию, на юг. Там мы встретили войну. Муж остался, а нас эвакуировали. 10 дней мы ехали на восток. Нас много раз бомбили, горели вагоны, я же не думала о себе, нужно было оказывать помощь раненым и пострадавшим. Приехала я на Алтай, там жила бабушка мужа, там был  госпиталь и в нем я стала работать. Сперва нянечкой, затем фельдшером и медсестрой и ещё бог знает кем. Людей привозили много, всем нужна была помощь. Работали не по 8 часов в сутки, а порой неделями не выходили из госпиталя, там вместе с ранеными и спали. Такое уж время было, всем было тяжело. Май 1945 год. Весна . Победа.  Радости-то конца не было. Стала я собираться домой . Приехала в родную Мшагу, а её практически не было. Одни пепелища, но родители оказались живы. Правда многие старшие братья с фронта не вернулись, погибли кто где. Началась новая полоса жизни, но это уже  другой рассказ.

        Рассказ второй
  Я ЛЮДЕЙ ЛЮБИЛА, ЛЮДИ ЛЮБИЛИ МЕНЯ
      -Приехав домой и став на учет, а я была военнообязанной, мне сразу предложили работать заведующей медпунктом в своей деревне. К моему участку относились ещё деревни: Мшага Воскресенская, Сосницы, Вешка. Расстояние между ними где- то около 10 километров. Транспорта не было, хороших дорог тоже. Кругом речки, переправляться через них можно было только на лодке. Хотя война и унесла десятки, сотни жизней, народа в деревнях было много. Люди возвращались в родные края кто откуда. У многих из- за холода, голода здоровье было подорвано. Люди часто болели и я одна должна всем им помочь. С утра, как обычно, приходила в медпункт,там уже очередь больных. У кого температура, у кого радикулит, у кого- то травма. Приходилось быть и терапевтом, и неврологом, и хирургом. В больницу, в райцентр, отправляла только тех, кому была необходима стационарная помощь, сложные операции, а если нужно просто наложить швы на рваную рану, то делала это сама. Помню в те годы молодые женщины много рожали и все роды принимала сама и затем каждый день навещала молодых мам, учила их мыть ребенка , пеленать, кормить. Я сама удивляюсь, откуда бралось столько сил, энергии. Придешь вечером усталая из Вешки, а возле дома  сидят уже посыльные из  Сосниц. Они  ждут не дождутся, когда я приду:кому-то плохо, нужна  срочная помощь. Повторюсь- телефонов не было и скорой помощи тоже. Хорошо, если чайку успеешь попить, а когда и нет , снова идешь или трясешься на лошадинной повозке, снова на Шелони ветер, волны, темень. И так день за днем, год за годом, 30 лет я отработала заведующей медпунктом. Правда в последние годы было легче. Деревни  Сосницы, Вешку присоединили к другим медпунктам, появился транспорт, новые дороги и телефон установили, появилась возможность позвонить, посоветоваться с врачами.
    -Милица Васильевна, работать по 12 -15 часов в сутки, без выходных, наверно, можно в том случае, если любишь свое дело, а иначе это практически невозможно?
    -Совершенно верно. Но я любила всех и знала в своей округе каждого  от мала до старого. Хочу сказать, что я лечила не только недуги, но и учила правильно жить. Не позволяла молодым мамам выпивать, да и мужикам тоже. Опыт работы большой, умела разговаривать с людьми, в карман за словом не лезла. Но никого ни когда не унижала, старалась людей убедить словом следить за здоровьем, да и за поведением тоже.
    -Вы что, Милица Васильевна, обязанности участкового милиционера выполняли?
    -Нет, сынок, нам тогда участковые милиционеры не нужны были, люди были более честными, сами следили за порядком. Меня вот, например,звали « Миля- политрук».

    Рассказ третий

      МИЛЯ-ПОЛИТРУК
    -Сейчас я уже отошла от всей общественной жизни, как не говори,а скоро 90 лет стукнет, а телевизор ещё смотрю, радио слушаю. Многое за последние десятилетия изменилось. Стараюсь осмыслить, понять- лучше стало или хуже. О себе- то я не говорю и про себя не думаю, а посмотрю, как стали жить люди, как они относятся друг к другу, то вспоминаю прошлое и считаю, что в жизни что- то не так. Много сельчан выпивает, нет колхозов, совхозов, фермы разрушились, людям негде работать, да многие и не хотят, потеряли интерес не только к работе, но и к жизни, больше стали воровать друг у друга. О здоровье о своей душе почти не вспоминают,  а потом страдают, у бабки совета просят. Жаль их, ой как жаль. Я уже говорила,что по 12-15 часов в сутки работала, не чуждалась общественной работы,  много, много лет была секретарем партийной организации и не стыжусь этого, а наоборот горжусь. Проводили сельские собрания, сами решали свои проблемы. Провинится человек, вызывали его на собрания и там так «чистили», что виновник надолго забывал про выпивку. Что только мы не делали? Выступали с концертами к праздникам, всегда что- то строили, проводили субботники по благоустройству, праздники отмечали вместе плясками ,песнями. На селе много было вдов, требовался ремонт домов, печей и здесь выручала толока, собирались всем миром и помогали строить, без какой либо платы, ведь их мужья погибли защищая нас. Бедно жили, трудно жили,но весело. Именно такой энтузиазм и помогал нам выживать все эти годы.
 
                ***
Удивительный человек Милица Васильевна Рожкова. Все что она рассказывала, а рассказывать она умела, мне удалось воспроизвести не все, да и как можно человеческую жизнь вместить в небольшие рукописные листки. Это скорее всего штрихи из жизни Милицы Васильевны. Таких душевных, трудолюбивых,  людей все меньше и меньше. Они наш «золотой фонд».И сейчас баба Миля в теплые весенние дни любит выйди на улочку, посидеть на солнышке и кто бы мимо не прошел- обязательно поздоровается или остановит поговорить. И для каждого у Мили есть добрые слова. Любовь к людям, к жизни она сохранила и по сей день.
                2006 год.


Рецензии