27. 17. Пушкин. Ужасный, скорбный удел...
Док: В 1893 г Лев Николаевич подчеркивал, что значение Герцена для России огромно:
Толстой на пьедестал призеров конкура на Пегасах в Зале Славы Русского Парнаса водрузил три персоны русской словесности:
1. Пушкина
2. Герцена
3. Себя
«Ведь ежели бы выразить значение русских писателей процентно, в цифрах, показывая на пальцах, то Пушкину надо было бы отвести 30%, Гоголю – 20%, Тургеневу – 10%, Григоровичу и всем остальным около 20%. Все же остальное принадлежит Герцену. Он изумительный писатель. Он глубок, блестящ и проницателен». Это было в Москве …
Потом в беседе со своими детьми и посетителями Ясной Поляны Толстой все годы жизни любил ссылаться на деятельность и значение Герцена: «Если бы меня спросили, кого из русских писателей я считаю наиболее значительными, я назвал бы: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, которого наши либералы забыли, Достоевского, которого они совсем не считают. Ну а затем: Грибоедова, Островского, Тютчева...»
Пушкин там оказался потому, что кто же есть Наше Всё всем и навсегда. Выборщики за эпоху выбрали Пушкина (А.С.), Толстой (Л.Н.) тожество 1880 года проигнорировал, но в своем Дневнике отдал кесарю русской лит-ры кесарево (лат. caesarea «королевский») без кесарева сечения …
Лев Николаевич считал Герцена очень самобытным гением русскости = вот его титулы: Герцен не уступит Пушкину; художественном смысле, я другого такого не знаю. Остроумие, небрежность (то есть отрывочен), блеск»; Толстой неоднократно говорил: «Перед Герценом я всегда преклоняюсь». «Я ни у кого уже потом не встречал такого редкого соединения глубины и блеска мыслей...». «Ширина, ловкость, доброта, изящество – русские». «Читаю Герцена и очень восхищаюсь и соболезную тому, что его сочинения запрещены: во-первых, это писатель – как писатель художественный, если не выше, то уже наверное равный нашим первым писателям. Очень поучительно читать его теперь. И хороший, искренний человек. Человек, выдающийся по силе, уму, искренности...»
Всегда хотел и брался написать заметку на тему «Герцен и Пушкин». Дело в том, что среди мыслей о Пушкине у Герцена есть такая: Пушкин неотвратимо шел к гибели и вел его к ней русский романовский николаевский царизм
В заметке «О Пушкине» (1850) Герцен в Лондоне простонал:
«Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок.
История нашей литературы — это или мартиролог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью.
Lа sotto giorni brevi e nebulosi
Nasce una gente a cui il morir non duole
Рылеев повешен Николаем.
Пушкин убит на дуэли тридцати восьми лет.
Грибоедов предательски убит в Тегеране.
Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе.
Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет.
Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет.
Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой.
Полежаев умер в военном госпитале, после 8 лет принудительной солдатской службы на Кавказе.
Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки.
Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги...
"Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!"- говорит писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы.»
merci beaucoup pour votre attentionтной его судьбы.»
Свидетельство о публикации №222021801809