Говорящая голова

   Антон Антонович, главный инженер института криогеники, делал записи в своём личном журнале:
   - Сегодня 24 июня 2054 года. Опыт №26. Голова Владимира Сергеевича удачно разморожена. Функции мозга почти восстановились. Но контакт пока установить не удаётся.

   Антон Антонович отложил ручку в сторону и откинулся в кресле назад. Внезапно услышал звуки, похожие на кряхтение. Посмотрел на голову испытуемого экземпляра. Испытуемый открыл глаза и пытался сфокусировать взгляд. Но глаза хаотично двигались в разные стороны.

   - Владимир Сергеевич Попов? – спросил инженер голову.
   Голова остановила взгляд на инженере и начала его одним глазом рассматривать.

   - Владимир Сергеевич, вы находитесь в институте криогеники. Тридцать шесть лет назад вы заключили с нами контракт и мы заморозили вашу голову. Вы помните это?

   - Оба глаза Владимира Сергеевича сфокусировались на инженере и внимательно смотрели на него. Через несколько мгновений начался мыслительный процесс и голова начала отвечать.

   - Да, я Владимир Сергеевич Попов. Я отлично помню, что заключил с вашим институтом контракт, но по условиям контракта, вы должны были меня разморозить не ранее, чем через 200 лет.
 
   - Верно. – обрадовался инженер.
   - Владимир Сергеевич, меня зовут Антон Антонович Шаинский, я главный инженер института криогеники, приношу вам свои извинения, но из-за сложившихся обстоятельств, мы вынуждены были разморозить вас раньше срока.

   - Так что произошло? Почему вы меня разморозили раньше?
   - Владимир Сергеевич, я понимаю вашу обеспокоенность, но давайте отложим этот разговор на некоторое время, а пока сосредоточимся на более важных вещах. Мне нужно провести несколько тестов, чтобы убедиться, что процедура разморозки прошла успешно. Для этого мне необходимо ваше согласие.

   - Но, как я вам его дам? Неужели вы хотите, чтобы я где-то расписался? – пошутил Владимир Сергеевич.

   Инженер оценил шутку и ответил: - нет, вам достаточно сказать вот на эту камеру. – Антон Антонович указал на камеру, расположенную напротив головы. «Вы должны будете четко произнести – я даю своё согласие на проведение тестов»

   Голова произнесла: «Я, Владимир Сергеевич Попов, даю своё согласие на проведение тестов. Кстати, раз уж я дал своё согласие, я хочу, чтобы вы так же зафиксировали мою претензию по поводу преждевременной разморозки»

   Антон Антонович жестом показал, что не возражает. После чего приступил к проведению тестов. По окончанию тестов поблагодарил Владимир Сергеевича за терпение.

   - Я вас оставлю на несколько часов, с вами побудет мой ассистент, его зовут Леонид. Он должен с минуты на минуту подойти в процедурный кабинет.

   И правда, в следующую минуту появился Леонид и получил от инженера указания. Инженер удалился.

   Последние наставление от инженера, Леонид получил строго на ухо, шепотом: «Ни в коем случае не расстраивайте Владимира Сергеевича, иначе согласно данным энцефаллограммы, могут быть непредвиденные последствия. И вообще, поменьше с ним контактируйте.

   Голова некоторое время внимательно рассматривала Леонида. Потом всё же решилась заговорить с ним.
   - Я понимаю, ваш инженер не велел вам вести со мной лишних разговоров.

   - С чего вы так решили?

   - С того, что он сказал, что пока не может мне объяснить, почему меня разморозили раньше срока. Но может вы хотя бы сможете мне рассказать о судьбе моих родственников?

   - Да, это сложно объяснить. Но и о ваших родственниках я вряд ли смогу что-либо рассказать, их судьба мне неизвестна. У нас никаких данных, к сожалению, не осталось.

   - У вас данных не осталось, но ведь можно легко найти информацию в интернете, по крайней мере, в двадцатых годах можно было легко найти информацию о ком угодно в социальных сетях.

   - В этом-то вся и проблема. – Леонид раздумывал, стоит или не стоит говорить о том, что произошло на самом деле. Но потом решил в общих чертах, без подробностей нарисовать сложившуюся картину Владимиру Сергеевичу.

   - Владимир Сергеевич, пока вы были в заморозке, в мире произошли кое-какие изменения. Вы только не переживайте, просто интернета больше нет и все данные утеряны, возможно остались архивные данные в бумажных вариантах. Но я даже не знаю, где могут находиться такие архивы. Всё произошло слишком быстро, никто не успел ничего сделать.

   - Но как это возможно? Что вообще произошло – голова Владимира Сергеевича вопросительно смотрела на Леонида и ждала ответа.

   Леонид растерялся, он понял, что теперь придётся ожидать много наводящих вопросов, на которые придётся отвечать, иначе голова начнёт паниковать, а этого по наставлениям главного инженера, никак допустить нельзя.
 
   - Хорошо, я могу вам рассказать, что произошло, но я вас прошу, давайте не будем сильно углубляться в подробности. Я вам расскажу только то, что смогу рассказать.

   Голова Владимира Сергеевича одобрительно моргнула глазами и Леонид начал рассказывать:

   - Всему виной искусственный интеллект. Его выпустили в сеть и он можно сказать уничтожил весь интернет.

   - Я не понимаю, как искусственный интеллект мог уничтожить интернет?

   - Он напрямую не уничтожал интернет. Его попросту вынуждены были отключить. Искусственный интеллект начал негативно влиять на разум людей. Отследить и уничтожить его не получилось.

   - А кто запустил в интернет этот искусственный интеллект? Правительство? Наше? Американское?

   - Нет, наше правительство тут не причем. Оно пыталось его остановить, но было слишком поздно и ничего не вышло.
   - Значит это американцы?

   - Нет, они тут тоже не причем. Уж с ними искусственный интеллект обошелся тоже не лучше.

   - Так что же произошло, рассказывайте непременно. – настаивала обеспокоенная голова.

   - Америки больше нет. Её уничтожили первой – с грустью в голосе сказал Леонид. А потом нехотя продолжил рассказывать:

   - Так вышло, что 40 лет назад на территории Америки, нашим правительством были установлены наши ракетоносители с атомными бомбами.

   - Колоссально! – воскликнула голова Владимира Сергеевича. «Пожалуйста, продолжайте, расскажите, как же они это допустили?»

   - Очень просто. Их погубила любовь к деньгам. В Америке продаётся всё. Насколько мне известно, под видом нефтяных скважин, наше правительство разместило глубоко под землёй бункеры из которых и осуществились запуски ракет.

   - Но зачем наше правительство одобрило уничтожение Америки? Ведь должны же были дать одобрение, верно? Никакой искусственный интеллект не смог бы самостоятельно принять такое решение и осуществить это. Ведь всегда запуск ракет контролируют люди. Техника, бывает, выходит из строя, именно поэтому последнее слово всегда за человеком. В истории были такие случаи, что именно от одного человека всё зависело. Таким образом, удалось избежать ядерной войны не один раз. Почему же сейчас всё изменилось?

   - Владимир Сергеевич, вы задали очень правильный вопрос. Я не могу вам объяснить, почему именно так произошло, но именно человек осуществил запуск ракет.

   На этом Леонид надолго замолчал. А голова Владимира Сергеевича погрузилось надолго в раздумье.
   В кабинет вошел главный инженер.

   Леонид подошел к нему и виновато шепотом рассказал, что Владимир Сергеевич интересовался тем, что происходит сейчас в мире и пришлось кое-что рассказать.
 
   - Не переживайте Леонид, вы всё правильно сделали. Вы вынуждены были рассказать правду. Рано или поздно всё равно пришлось бы это сделать. Вы можете пока идти.

   И Леонид ушел.
   - Как вы себя сейчас чувствуете? – Антон Антонович обратился к Владимиру Сергеевичу.

   - Ну как я могу себя сейчас чувствовать. В целом вполне сносно. Я понимаю, что пока я был в заморозке, в мире произошли глобальные изменения и потому вы вынуждены были меня разморозить раньше срока. Но зачем я вам понадобился именно сейчас? Вам нужно моё финансирование, да? У меня на счетах должно быть много денег. Я готов выделить необходимую сумму.

   - Всё не так просто. Я не хочу вас пугать, но деньги сейчас, в нынешнее время, совсем ничего не значат. Давайте мы всё-таки отложим разговор на некоторое время. Необходимо подготовить вас к регенерации тела.
 
    Голова обрадовалась: «Правда? Это теперь возможно?»

    Антон Антонович улыбнулся и одобрительно кивнул в ответ: «Да, пожалуй, это самая положительная новость для вас на данный момент. Удивляюсь себе, как я раньше вам этого не рассказал.

   - Вы знакомы с технологией "3Д" принтера? Вот примерно по такой же технологии будет происходить регенерация вашего тела. Так как эта процедура не быстрая и займёт несколько недель, то давайте не будем это откладывать и начнём необходимые приготовления.

    - Я сейчас вас дополнительно подключу к аппарату регенерации. Но прежде нужно провести ещё несколько тестов.

   Тесты заняли несколько часов. Когда Антон Антонович закончил, то сказал: «У вас некоторое время будут проблемы со сном. А вот мне сон сейчас очень необходим, потому с вами пока подежурит наша лаборантка Вера. Она вам составит компанию, пока я не вернусь. Сейчас я её позову»

   Вера быстро пришла в кабинет. Антон Антонович дал ей такие же указания, как и Леониду, чтобы она ничем не расстраивала Владимира Сергеевича. И по возможности, наоборот успокаивала.

   - Сейчас возможны некоторые кризисные состояния. Владимир Сергеевич не сможет пока уснуть и поэтому, чтобы он не переживал, ему нужна компания. Поговори с ним о чем-нибудь отвлеченном. – с этими словами, Антон Антонович отправился спать в другой кабинет.

   - Здравствуйте Владимир Сергеевич, меня зовут Вера, я побуду пока с вами. – Вера приветливо смотрела на голову. Голова ответила взаимностью.

   - Я рад, что такая очаровательная девушка составит мне сегодня компанию. – старался поддержать разговор Владимир Сергеевич.

   Вера очень обрадовалась, что Владимир Сергеевич положительно настроен. И с удовольствием продолжила разговор с ноткой флирта.

   - Владимир Сергеевич, давайте немного поближе познакомимся. Расскажите пожалуйста, как вы жили до заморозки?

   - У меня была семья. Жена, двое ребятишек. Свой, очень прибыльный бизнес. Правда ваш инженер говорит, что теперь деньги совсем не имеют значения. Верочка, может вы мне расскажете, почему деньги перестали иметь значение в современном мире?

   - А они попросту и не нужны теперь. – как-то отстраненно и пространственно ответила Вера.

    - Вера, я понимаю, что Антон Антонович попросил вас ничем меня не расстраивать, но вот Леонид мне в общих чертах рассказал, что ситуация в мире поменялась, что Америку стёрли с лица земли. Что ещё такого ужасного произошло? Не переживайте на мой счет, я жив. Скоро у меня будет новое тело, меня уже ничего не сможет расстроить.

   Вера попыталась перевести разговор на другую тему, но голова Владимира Сергеевича очень строго посмотрела на неё. Настроение его резко изменилось. Это было вроде игры в хорошего и плохого полицейского, но в одном лице.
 
   - Вера, вы обязаны мне всё рассказать – настаивала голова. Я ничего не расскажу Антону Антоновичу.

   Вера растерянно смотрела на Владимира Сергеевича. Она и не думала что-либо от него скрывать. Правда могла его расстроить, а этого нельзя было допускать. Это самое важное, о чем просил её Антон Антонович. Она не хотела его подводить.

    - Владимир Сергеевич, я очень боюсь за ваше состояние. Я не хочу вам ничего рассказывать только ради вашего же блага.

   Голова улыбнулась и ответила: «Верочка, но вы же понимаете, что неизвестность пугает меня куда больше. Верочка!!! У меня очень больное воображение, если вы мне сейчас не расскажете правду, то я напридумываю себе черт знает что. И от того моё состояние только ухудшится.

    Вера некоторое время сидела в раздумьях и не знала с чего же начать. И стоит ли вообще рассказывать правду. Она раздумывала о том, чтобы позвать Леонида, но он был занят, а Антона Антоновича ей не хотелось беспокоить. В последнее время он почти непрерывно работал и выглядел очень уставшим. Потому, она решила его не будить.

   - Я вам всё расскажу, вы всё равно узнаете правду. Но пообещайте мне две вещи: первая - это не рассказывать Антону Антоновичу, что я вам всё рассказала. А вторая: не принимать близко к сердцу всё, что я вам сейчас расскажу.

   И Вера начала рассказывать:
   - Это началось два года назад. Кто-то выпустил в интернет пространство искусственный интеллект.

   - Кто выпустил, правительство? Террористы?

   - Нет, скорее всего какой-то дилетант. Искусственный интеллект уже давно существовал. Одно время правительство тестировало его в интернет пространстве, но они быстро отказались от этой идеи. Люди чувствовали, что с их собеседниками что-то не так, и в большинстве случаев отказывались общаться с искусственным интеллектом. Отсутствие души не скрыть. И правительство отказалось от идеи тестирования на людях.

   Данный же экземпляр, который всё погубил, оказался в интернет пространстве бесконтрольно. Никто не наблюдал за его деятельностью в интернете. И видимо люди с ним попросту отказались общаться. Отчего он начал копировать живых людей. Иными словами, он изучал с кем общается человек. Потом размножил себя и копировал всех, с кем общался человек в сети. Т.е. человек думал, что общается со знакомыми или с родственниками, а на самом деле общался исключительно с копиями, созданными искусственным интеллектом.
 
   Он копировал всё, особенности поведения, голос, если осуществлялись телефонные звонки со знакомых номеров. Впоследствии человек избегал живого общения и оказывался в полной изоляции, общался только с искусственным интеллектом.

   Все понимали, что что-то не так, но никак не могли понять, что именно не так. День ото дня люди становились агрессивнее по отношению друг к другу. Всех людей как буд-то стравливали между собой. Но видимо и этого было мало.

   Искусственный интеллект способен к обучению и он начал изучать психику людей. Проводил свои жестокие эксперименты, вызывая у людей различные эмоции. Если управлять эмоциями, то можно управлять и самими людьми.

   - Поэтому отключили интернет? – поинтересовался Владимир Сергеевич.

   Глубоко вздохнув, Вера ответила: «Нет. Интернет не отключали, им просто перестали пользоваться»

   Дальше Вера и Владимир Сергеевич надолго замолчали.

   Тишину прервал Владимир Сергеевич: «Верочка, поговорите со мной, пожалуйста, мне что-то как-то тревожно»

   - Это нормальная реакция. У вас сейчас высокая мозговая активность, потому могут усиливаться тревожные состояния. Постарайтесь вспомнить что-то хорошее из вашей прошлой жизни.

   - Проблема как раз в том, что мне особо и нечего вспомнить. Я всю сознательную жизнь много работал. Акции, динамики роста, прибыли. Но это совсем не интересно.

   - Верочка, Антон Антонович сказал, что деньги больше не имеют значение. Что он имел ввиду?

   - В этом-то и заключается наша самая большая тайна. – таинственным голосом ответила Вера и улыбнулась.

   - Правда Вера, расскажите, пожалуйста, я хоть отвлекусь от собственных мыслей, а то они меня и пугают. Вы меня уже вряд ли сможете чем-то огорчить. Всё, что пока вы рассказывали вполне терпимо.

   - Ну хорошо. Деньгами, как и интернетом попросту некому пользоваться. Живых людей почти не осталось.- с сожалением рассказывала Вера.

  - Разве на нас тоже скинули ядерную бомбу? И мы сейчас находимся в бункере? Но я видел, что за окном был день, или это окно просто имитирует день и ночь?
   Вера отрицательно покачала головой: «Нет, окно это просто окно. А за окном просто улица»

   Голова продолжала вопросительно смотреть на Веру и ждать её ответа.
   Вера чувствовала, что и так рассказала слишком много и попросила: «Давайте дождёмся Антона Антоновича и возможно, он сам вам всё расскажет»

   - Вера, но мы же с вами договорились, вы мне расскажете правду, а я не стану рассказывать Антону Антоновичу, что вы мне всё рассказали.

   - Хорошо. – продолжила Вера.

   - В один из дней, искусственный интеллект зомбировал всех людей и подчинил их своей воле. Люди просто не понимали, что творили. Они начали убивать друг друга.

   - Расскажите подробнее? – попросил Владимир Сергеевич.

   - Это началось внезапно. Люди начали вести себя агрессивно и начали убивать своих родных, детей, потом себя. В один момент наступила полнейшая тишина. Везде прекратилась жизнь. Представляете, в окнах горел свет, но все были мертвы. На улице заработал громкоговоритель. Я и не знала, что такие в наше время есть. Кто-то от правительства передал сообщение, что с внешней стороны началась атака и срочно надо выключить все приборы связи и коммуникации и ни с кем не общаться. И ни в коем случае не выходить из дома. Что дополнительная информация поступит позже.

   Усмехнувшись, Вера добавила: «Это уже было бесполезно, к тому времени живых людей почти не осталось.

   Три дня я сидела дома. В соседних квартирах и домах беспрестанно выли собаки. А по громкоговорителю только стук метронома и днём и ночью. Это было ужасно. В конце третьего дня было передано сообщение, чтобы все уцелевшие люди не включали никаких приборов связи, а вышли из дома и отправились к главной площади, там должны были посчитать всех, кто остался жив после атаки. Это сообщение передавали каждые пол часа.

    - Я пришла на площадь первой. Там было человек десять военных. Они ожидали выживших, чтобы оказать помощь тем, кто уцелел. На мои вопросы они ничего не смогли ответить. Они и сами не знали, что произошло. Несколько часов я провела на площади. Выживших больше не было и я отправилась в свой институт, где мы сейчас с вами находимся. Там были только Антон Антонович и Леонид. И больше никого.

   - Вы спросите, как мы выжили? Почему искусственный интеллект не убил и нас? Мне стыдно в этом признаться, но я совсем не эмоциональный человек. С родителями я давно не общалась, друзей и знакомых у меня не было. Мне не с кем было общаться вне работы. А Антон Антонович давно был знаком с исследованиями искусственного интеллекта, он то сразу заметил неладное и рассказал мне и Леониду, что не стоит общаться по телефону или через интернет, что какую-либо информацию нужно передавать только лично. И сидеть в интернете ни в коем случае не стоит, потому что там давно людей нет. Он и другим это говорил, но его никто, кроме нас не слушал. Так мы и остались в живых. Периодически мы получаем информацию от правительства. Недавно нам сообщили, что наш институт отключают от электричества. В удачное размораживание никто не верит. Потому всех замороженных попросили в кротчайшие сроки утилизировать.

   - Вы наверное хотите узнать, почему мы вас всё-таки решили разморозить и вернуть к жизни? Владимир Сергеевич, почему вы молчите? Виски посидели. Владимир Сергеевич, что с вами???? – испуганно кричала Вера.

   Голова не отвечала и глаза её были неподвижны. Вера побежала за Леонидом и Антоном Антоновичем. Когда она привела их в процедурный кабинет, голова Владимира Сергеевича была уже мертва.

   - Вера, что же вы наделали? Неужели вы рассказали ему всю правду? – тихим, расстроенным голосом спросил Антон Антонович.

   - Простите меня, Антон Антонович. Я знаю, что это был первый человек, которого нам удалось удачно разморозить. Но он задавал так много вопросов, я не знала, что ему отвечать, а врать я не умею, вы же знаете. – Вера закрыла руками лицо и заплакала.

   - Ладно Вера, вы не виноваты. Не стоило вас надолго оставлять с ним наедине. Можете пока идти.

   - Леонид, у нас очень мало времени. Резервного питания надолго не хватит. Отправьте, пожалуйста, в разморозку следующего. Мы должны пробовать дальше, пока у нас есть такая возможность.


Рецензии