Курсантская Жизнь-10. Баня

     Баня – какое ёмкое и примечательное понятие! Бани бывают русские, бывают финские, бани по-чёрному, бани с парилкой, сауны, турецкие бани, японские в кадушках… Каких только бань не бывает. Великолепные, почти дворцы и почти лачуги. Большие и маленькие, капитальные и даже походные…

     Но бывает ещё «баня курсантская», такая, какая была у нас в училище. Собственной бани в СВВАУЛШ, по крайней мере в мои годы, не было. Водили нас раз в неделю в обычную городскую баню, с цементными лавками, с кранами холодной и горячей воды, с тазиками и иногда парилкой. Бани периодически менялись, то в одну сторону от училища шагали нестройными рядами по улицам Ставрополя, то в другую. Словно слона на показ водили. Примерно так на нас и смотрели местные жители. Можно было слышать, как со знанием дела люди комментировали:

- А, это курсанты в баню идут…

     Шагали и летом, и зимой. Баня всегда была в четверг вместо самоподготовки. Приходили в баню сдавали своё нижнее бельё в стирку, получали чистое. Старшина выдавал по огрызку хозяйственного мыла.

     После бани возвращались такими же нестройными шеренгами в казарму. По такому «торжественному» случаю, по-моему, даже вечерней прогулки не было. Вместо неё сдавали использованное и получали чистое постельное бельё, заправляли его.

     Баня ещё знаменовалась тем, что в пятницу на занятиях на вопрос преподавателя всегда с чистой совестью и даже с благородным возмущением можно было сказать:

- У нас баня вчера была! – мол, не было самоподготовки, я мечтал, но не мог подготовиться по-вашему прЭдмЭту… Преподаватель виновато и «отпускал»…

     В бане в тёплое время получали мы трусы и майки, а в холодное знаменитые «кальсоны». Бельё это получали, конечно, стиранное, чистое, но не всегда целое. Могло быть и с дырками, могло быть и линялое с разводами. Можно было потребовать замену, но чаще всего этим не заморачивались. Относились к такому факту «философически» - никто же не видит!

     Нынешнее поколение, наверное, и не знает, что такое «кальсоны». А это белые подштанники и такая же рубаха, а вместе – «комплект нижнего белья».

     На этих самых подштанниках внизу были или завязки, или пуговица. И вот с этими завязками бывали казусы, они имели свойство иногда развязываться. И в увольнении в городе изредка можно было видеть курсанта, у которого из-под брюк предательски болтались эти развязавшиеся завязки…

     А ещё, когда на первом курсе работала старая санчасть за территорией училища, то зимой больные курсанты не имели никакой больничной робы или халата, а были только в этом нижнем белье, - в кальсонах. Так и ходили по лазарету с неизменным жёлтым пятном в районе гульфика, а мимо сновали медсёстры. Позорно было, но выбора не было у «бесправных» первокурсников…

     На старших курсах стали уже разборчивее, «заводили» свои собственные «приличные труселя». Ведь уже иногда, кое-где, хотя и не часто …приходилось их «демонстрировать»…

     А ещё трусы и майка это была наша – основная спортивная форма!

     Хорошо помню давние яркие ощущения шагавшего из бани помытого курсанта – лёгкость хода, жизнерадостность и …предвкушение ужина. Великолепные ощущения!

* - на фото: - вот она, наша курсантская спортивная форма...

17.02.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/02/19/1668


Рецензии