Армейские истории. БМП-1. Реальность
Военное училище я окончил в далёком 1982 голу. Афганская война была в самом разгаре. Нам, курсантам, будущим офицерам мотострелковых подразделений, периодически доводили сводные обзоры боевых действий наших войск в борьбе с душманами. Применение БМП-1 в горных условиях выявило ряд недостатков этой машины:
Слабая защищённость экипажа и перевозимых бойцов от воздействия противотанковых мин и обстрелов из крупнокалиберных пулемётов противника, не говоря уже про гранатомёты. Афганцы называли БМП «братскими могилами пехоты» (первоначально, потери от подрывов на минах были большими).
Ограниченность применения пушки и спаренного пулемёта в башне БМП по целям на больших углах возвышения (особенно актуально это было в горной местности).
Трудности спешивания перевозимых бойцов из десантных отделений машины (критично при подрывах на минах и обстрелах колонн).
Это привело к тому, что мотострелки перестали находится внутри машины, сидели сверху на броне, что позволяло в случае подрыва мины остаться в живых или в начале обстрела быстро спрыгнуть на землю и вступить в бой. Кажется, что такая тактика менее защищает бойца, но практика боёв доказала правильность её применения.
Для понимания расскажу о своём опыте изучения и эксплуатации БМП-1. Кратко опишу устройство машины. Дизельный двигатель расположен в переднем отсеке. Он приводит в движение через коробку передач передние ведущие звёздочки, перематывающие гусеницы. Место механика-водителя слева за моторным отсеком. Попасть туда можно только через верхний люк. Вождение БМП возможно двумя способами: по-походному, приподняв сидение и высунув голову над бронёй, или по-боевому, сидя внутри и наблюдая за дорогой через триплекс. Сказать честно, и тот и другой способы неудобны, а уж, тем более, покидание машины в случае опасности.
В части управления БМП могу сказать следующее: повороты осуществлялись с помощью штурвала, похожего на маленький руль велосипеда, переключение передач – рукояткой, педали газа, сцепления и тормоза. Машина достаточно резвая, хорошо управляемая, может развивать на хорошей дороге приличную скорость. Удобнее наблюдать за окружающей местностью, сидя по-походному, но, при этом, нужно доводить свои навыки в переключении передач до автоматизма (смотреть внутрь каждый раз неудобно). Мощности двигателя хватает для быстрого разгона с места. Повышенного внимания требовали к себе топливные фильтры, чувствительные к качеству дизельного топлива. Не передать чувство упоения, когда жмёшь на педаль газа, а машина, утробно завывая, мчится вперёд, преодолевая препятствия.
За механиком расположено место командира отделения (он же командир машины). Отдельный люк, посадка через верх. Правый обзор закрывает башня машины, в которой находится наводчик-оператор, управляющий вооружением: гладкоствольной пушкой 73-мм (выстрелы кумулятивные и осколочно-фугасные), спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт (патроны обычные, трассирующие, питание ленточное), противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), которые выдвигаются над орудием перед выстрелом. Снаряды в пушку подаются механизмом заряжания из конвейера боеукладки. В связи с тем, что нарезов в стволе орудия не было, активно-реактивный боеприпас, вылетевший из ствола, начинал закручиваться в полёте благодаря наклонному расположению реактивных сопел и оперению, раскрывающемуся на некотором расстоянии от машины. Прицеливание наводчиком производилось через прибор, обладающий и ночным видением. Намеренно не вдаюсь в подробности (марки вооружения и приборов, количество боеприпасов, характеристики), их можно найти, при желании, легко. Не об этом рассказ.
Мотострелки отделения передвигаются в машине (согласно наставления) в десантном отделении. Оно делится на левую и правую стороны внутренним топливным баком. В каждой стороне могут разместиться до 4-х пехотинцев в снаряжении с оружием. Попасть в каждое отделение можно с кормы через мощную дверь, которая одновременно является запасным топливным баком. Пехотинцы садятся и покидают боевую машину поочерёдно. Сам процесс затруднительный: представьте бойца в полной экипировке (оружие, запасные магазины, противогаз, сапёрная лопатка, каска, разгрузка с бронёй), которому просто идти непросто, а тут нужно сложиться почти пополам, нырнуть внутрь, забросив оружие вперёд (автомат, пулемёт или гранатомёт), быстро занять своё место, помочь товарищу, быть готовым к стрельбе через бойницу в борту машины. Существуют нормативы, которые отрабатываются, как говорят, «до седьмого пота» (в буквальном смысле этого выражения).
Первоначально тренировки начинали, когда машина стоит неподвижно. Главное в этот период было научить личный состав отделения правильному порядку погрузки-выгрузки. Если командир, механик и наводчик садились и спешивались каждый самостоятельно, то остальные бойцы усваивали истину: кто ближе всех к люку, тот первый его открывает, а последний – закрывает. Причём процесс открытия-закрытия требовал больших физических усилий (отжать ручку двери, распахнуть её и обязательно поставить на стопор). Были случаи, когда солдаты, замешкавшись, попадали рукой или ногой под захлопывающуюся дверь. Это гарантированно приводило к серьёзным травмам. Потому работе с кормовыми дверями уделяли самое пристальное внимание.
Теперь становится понятно, почему в горячих точках бойцы предпочитают ехать на броне, а не внутри (буквально на баке с топливом). Да и в случае опасности можно быстрее сориентироваться, чем десантируясь из ограниченного слепого пространства внутри машины. А если рассматривать зимнее время, то неповоротливости добавит зимнее обмундирование. Впрочем, в середине 80-х годов прошлого века то, что прижилось в Афгане, не торопились применять в спокойной военной глубинке. Потому тренировали пехоту по требованиям полевого устава. После отработки в стационарных условиях, переходили к тренировкам в движении. Для этого мотострелковая рота выдвигалась на полигон, где боевые машины разворачивались в боевой порядок, а затем пехота спешивалась с них уже на ходу.
Естественно, в начале тренировок боевые машины двигались очень медленно, плавно, позволяя людям нарабатывать навык их покидания. Спешившиеся пехотинцы некоторое время шли сзади, помогая товарищам в выгрузке, затем по команде разбегались в стороны от машины, образуя наступающую цепь. Писать об этом легко, а на деле местность, как правило, не была ровной, как стол, ям и бугорков хватало с избытком. Не только бойцы, но и сами боевые машины преодолевали неровности рельефа. Труднее было выполнять загрузку обратно. Приходилось сворачиваться из цепи в колею ползущей БМП, первые бойцы дёргали рукоятки закрытых кормовых дверей, тянули их изо всех сил, ставя на стопор, а потом забирались внутрь. По мере сворачивания цепи остальные запыхавшиеся солдаты подтягивались и занимали свои места в десантном отделении. Выполнить норматив, в начале, не удавалось ни одному взводу, но, постепенно, через пару-тройку выездов на полигон и тренировок по нескольку часов подряд, мотострелки удовлетворительно овладевали этими навыками действий.
Слабым элементом БМП-1 была ходовая часть. Опорные катки крепились на торсионах, которые не всегда выдерживали манеру езды по неровностям местности некоторых механиков-водителей, и лопались. Бывали случаи, когда при резких поворотах или попадании посторонних предметов под каток слетала гусеница. Да и сами гусеницы были относительно узкими, что увеличивало давление на грунт и снижало проходимость машины в плохих условиях.
БМП-1 в качестве средства доставки бойцов в нужную точку свою задачу выполняла исправно, а вот как средство огневой поддержки пехоты вызывало много нареканий. Как бы то ни было, первая модель производилась в больших количествах, долгое время находилась на вооружении советской и российской армии, успешно продавалась и поставлялась за рубеж. В развитие БМП-1, в последующем, создавались другие модификации, в которых конструкторы старались учесть опыт эксплуатации и боевого применения первых машин.
Свидетельство о публикации №222021800292