Батыр

У каждого народа есть свои  батыры. Силачи, не имеющие себе равных среди соплеменников в состязаниях и за столом, но в трудную минуту первыми встающие на пути врага. А если  физическая сила сочетается в одном теле с силой духа и умом- он становится легендой, которую разносит даже ветер в степи. О таких рассказывают детям бабушки, акыны слагают песни,  старики учат на их примере молодёжь. Таким стал для своего рода шекты ,а позже и для всего народа казахский батыр Жанкожа Нурмухамедов.
О его детстве и юности известно мало. Историки путаются даже с годом его рождения- то ли в 1774, то ли в 1777, а некоторые называют даже1790. Но известно, что он был  у рода шекты, жившем  на сырдарьинских землях,  старшиной, бием, то есть признанным  справедливым судьёй  и, естественно, вожаком в военных делах. Ещё заметили, что он верил не столько в Коран, сколько был борцом за  земную справедливость. И ещё. он не любил всякого рода начальство; как своих ханов и  султанов принадлежавших к «белой кости»(ак суйек), а позже и чужаков в лице царской администрации и казаков. Он давно заметил, что и те и другие безжалостно эксплуатируют простой народ. Однако русским он вначале доверял и ради своего народа он был готов пойти с ними на компромисс. 
Вначале опасность шла с юга. На земли вдоль левого берега Сырдарьи, где занимались земледелием его земляки из рода шекты, давно положили глаз хивинцы. Они совершали налёты, забирали скот, пытались обложить население налогом. А тех, кто не подчинялся ,убивали или продавали в рабство на среднеазиатских базарах. Чтобы закрепить за собой территорию хивинцы строили крепости, где держали свои гарнизоны. О жутких притеснениях казахов свидетельствуют жалобные письма не кому-нибудь, а оренбургскому генерал-губернатору В. Перовскому,  которому казахи и в том числе Жанкожа вначале сильно доверяли. В одном из  жалоб говориться: « На кочующие аулы роды  торткара и шекты хивинцы совершили нападение. В районе Калмас,Тирлик, Ушмаин они пленили женщин и детей…перерезали стариков и младенцев, отделив их от матерей, бросили без одежды в степи. Многих из них обезглавили… Кости погибших от голода детей встречаются на каждом шагу…». Однако губернатор помочь не мог, поскольку сырдарьинские земли не входили пока в состав России.  Тогда борьбу против хивинцев возглавил сам батыр Жанкожа. Со своими земляками он разгромил отряды хивинцев и разрушил несколько их крепостей, заставил  убраться с этих земель . Это было в 30-40 е годы. После этого Жанкожа  начал борьбу против другого захватчика казахских земель по правому берегу Сырдарьи- кокандцев, вместе с султаном Кенесары Касымовым. Жанкожа со своим отрядом помог ему взять кокандскую крепость Сузак, но когда Кенесары начал воевать против России, Жанкожа  ему прекратил свою помощь.
 С конца  40 годов Россия начала наступление на Хиву и Коканд  по реке Сырдарье, забирая под контроль казахские земли. В 1853 году была взята Ак-Мечеть. Началось строительство русских крепостей, куда  переселили казаков с семьями. Казаки- не солдаты. Они жили не в казармах, а в домах с пашней и покосами. Земли для пашни и покосов  предпочитали взять  у местных казахов-земледельцев и кочевников. Сюда же начали прибывать и крестьяне из центральной России , которым не нашлось земли в огромной помещичьей империи…
Жанкожа почувствовал новую опасность для земляков. Он добился личной встречи с генерал-губернатором В. Перовским и тот обещал не отбирать у местных казахов земли с пашнями и арыками …  Однако своё слово губернатор не сдержал.  Интересы империи были важнее…Казахов  не только обложили налогами и повинностями вроде содержания дорог и мостов, прокладки каналов и арыков, выделения верблюдов для торговых караванов и других, но и под разными предлогами вытеснять  с родовых земель.
Авторитет России в глазах свободолюбивого Жанкожи упал. Не помогли и попытки подкупить его… Ему предложили  чин есаула, который подчинялся ставленнику губернатора султану Арслану Жанторину, прислали в подарок 200 рублей( хорошие деньги если учесть, что корова тогда стоила 2-3 рубля) и  сукно на кафтан. За это он должен был присягнуть царю. Жанкожа, обиженный за своих земляков и , зная , что Арслан Жанторин предатель и перебежчик, который раньше служил их злейшим врагам –хивинцам, отказался. Более того, он начал вооружённую борьбу теперь против России. Он сумел собрать в свои ряды  несколько тысяч вооружённых всадников. Борьба продолжалась до 1857 года В решающем сражении смелые, но плохо вооружённые джигиты, не знавшие современной военной тактики, были разбиты  отрядом русских. С 20 аулами своего рода Жанкожа переправился на правый берег Сырдарьи и попытался найти союзников для борьбы с Россией в лице Хивы и Коканда. Но бывшие враги не пошли на этот союз. Жанкожа со своим аулом перекочевал в Бухарский эмират  и какое-то время мирно занимался хозяйством. В 1860 году  каратели султана Елекея Касымова, имевшие приказ разыскать Жанкожу, окружили его аул.  Не желая чтобы пострадали невинные женщины, дети и старики, Жанкожа надел свои боевые доспехи и выйдя из аула , уселся на высокий камень, подставившись под выстрелы. Очевидцы рассказывали, что ружейные пули некоторое время отскакивали от его доспехов, но потом какая-то из них нашла щель…
(Из книги А Нижникова " Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе.")


Рецензии