Оставление Москвы. Генерал Ермолов
Но это было не так. Наоборот, Ермолов убеждал Кутузова, что нет никакой возможности принять новое сражение. Известно даже, что Кутузов щупал у него пульс.
"Здоров ли ты голубчик"? А Ермолов ответствовал :"Настолько здоров, чтобы видеть невозможность нового сражения." А вот на знаменитом Совете в Филях Ермолов изменил свою позицию. Вот как это было.
Всё ещё военный министр Барклай де Толли пошёл к Кутузову, взяв с собой Ермолова, с предложением немедленно оставить Москву. Характерна реакция Михаила Илларионовича. Он приходит в полный восторг. Ермолов пишет: "В восхищении был Кутузов от этого предложения, ибо не он первый его сделал и имел на кого возложить вину". Он приказывает немедленно созвать военный совет. На Совете военный министр излагает свою точку зрения, одновременно предлагая начать отступление на Владимир, имея ввиду необходимость обеспечить надёжную связь с царской фамилией.
Кутузов следующее слово предоставляет своему начальнику Главного штаба Ермолову, имея ввиду то, что тот поддержит оставление Москвы.
Но Ермолов был бы не Ермоловым, если бы действовал так, как от него ждут. Он начал с того, что не согласился с мнением военного министра отступать на Владимир. Оно оставляло противнику знатные готовые для армии припасы. Царская фамилия имела возможность при малейшей опасности выехать в северные губернии, или в Казань. А при отступлении в первую очередь надо было поддерживать связи с армиями генерала Томбасова и адмирала Чичагова, которые пока полноценного участия в военных действиях не принимали и находились в резерве, располагаясь юго-западнее. Но это, если будет принято решение об отступлении. И тут Ермолов высказывается за необходимость атаковать неприятеля пока он находится в состоянии эйфории от предвкушения занять богатейшую столицу мира. Как пишут очевидцы, Кутузова даже перекосило от возмущения. А тут ещё и генерал Бенигсен поддерживает предложение Ермолова. Главнокомандующий закрывает Совет. Приказывает немедленно сделать диспозицию к отступлению через Рязанскую заставу.
Неприятель не препятствовал выходу армии с обозами и жителей. После чего занял все заставы. Ермолов пишет :"Ближе к вечеру слышны были в Москве два взрыва пороха и пожар ужаснейший далеко освещал окрестности. Исполнил обещание граф Растопчин!"
По итогам Бородинского сражения Князю Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала.
В заключение приведу текст генерала Ермолова, который произвёл на меня большое впечатление.
"Неприятель покорением Москвы мнит, поколебав твёрдость россиян, достигнуть славного для себя мира....вместо мира видит он народную войну, под ужасающими её признаками возгорающуюся. Мнит стяжать сокровища, награду воинам за понесённые труды, их не обретает...Все доселе народы, счастью Наполеона много лет покорствующие, не явили подобного примера. Судьба сберегла его для славы россиян! Через Москву лежал ему путь к Вечному стыду и сраму! В первый раз устрашённая Европа осмелилась увидеть в нём человека!"
Свидетельство о публикации №222021800313
Москву восстановили и стала она ещё краше
И больше,не отдавали врагам уже столицу.
С уважением.
Юрий Симоненков 14.03.2022 13:01 Заявить о нарушении