С коммерции на бюджет

ЛИЦА:
ГАМАЛИИЛ ИОНОВИЧ ОБЕРМАН – декан, 50 лет, материалист, этатист, карьерист, бандит в прошлом
значение имени – «Божий заступник» от др. еврейского
значение отчества – искажённое «милость Божья» от «Иоаннович» от др. еврейского
значение фамилии – «Obere» - глава, начальник, сведённое к «обобрать» через еврейский суффикс «ман»
ВЕНИАМИН ГАМАЛИИЛОВИЧ ОБЕРМАН – замдекан, 30 лет, денди, идеалист
значение имени – «любимый сын» от др. еврейского
значение отчества – см. Г.И. Оберман
значение фамилии – см. Г.И. Оберман
БОГДАН АНАТОЛЬЕВИЧ КЛЯЙН – студент, 18-19 лет, гуманитарий, амбициозный, трудолюбивый
значение имени – «Богом данный» от старославянского
значение отчества – «восход солнца» от греческого
значение фамилии – «маленький» от немецкого
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ:
Деканат «пМпКпГпУ» - подмосковного полуказенного-полугосударственного периферийного университета
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:
Начало учебного года
Явление 1.
Действующие лица: БОГДАН, ВЕНИАМИН.
На сцене темно. Световое пятно пушки берёт левую кулису, откуда слышен женский голос(Ж):
Ж: Сыночка, ну, какая ещё психология?
«Пятно» гаснет и зажигается уже на правой кулисе, откуда слышен мужской голос(М):
М: Нормальные мужики работу работают, а не языком чешут!
Фокус светового пятна меняется в зависимости от того, кто говорит…
Ж: Там ведь и мест-то бюджетных нет!
М: Денег нет – сам на своё обучение зарабатывай!
«Пятно» берёт в фокус БОГДАНа, стоящего на середине пустой сцены, декламирующего в зал:
БОГДАН: Зарабатывать действительно пришлось самому – два месяца на пивном заводе, от звонка до звонка. Но что такое два месяца в старом, прорезиненном комбинезоне по сравнению с четырьмя годами бакалавриата на нелюбимой специальности; с дипломом, гарантирующем кабалу – нелюбимую работу – до конца моих дней? Одно только жалко: денег хватило притык впритык на оплату обучения, даже на оплату общежития не осталось, не то что там на жизнь…
Помимо фокуса на БОГДАНе, в фокус попадает стоящий поодаль, у задних кулис, ВЕНИАМИН, который идёт размеренным шагом, не прекращая своей речи, в то время как БОГДАН не отворачивается от зрителя в сторону ВЕНИАМИНа:
ВЕНИАМИН: Ну, что вы, голубчик, так трагично мыслите-то? Не всё же так плохо (пауза) и бедно, как может показаться на первый взгляд. Вот, отучитесь первый курс без «троек»…
ВЕНИАМИН завершает свой поход за спиной у БОГДАНА, кладёт ему руку на плечо. БОГДАН испуганно смотрит на руку ВЕНИАМИНА
…а то и на «отлично»… БОГДАН снова смотрит в зал …так мы вас, так сказать: «из грязи в князи» - с коммерции на бюджет и переведём!
Теперь Богдан, не поворачивая торса, через своё же плечо, смотрит на ВЕНИАМИНА:
БОГДАН: Переведёте?
ВЕНИАМИН: Ну, конечно же!
ВЕНИАМИН уводит БОГДАНА вглубь сцены. Начинает играть музыка (скорее всего симфоническая), активно преображаться сама сцена: выносятся декорации, мельтешат люди.
Явление 2.
Действующие лица: БОГДАН, массовка.
Второе явление представляет собой олицетворение бурной студенческой жизни в нескольких сценах, объединённых динамикой музыки и общим сюжетом, где главный герой – БОГДАН. Смена сцен будет осуществляться за счёт бурного потока людей, что добавляет ещё больше динамики и символизирует собой бегущее безликое общество. В то время как БОГДАН практически статичен, массовка должна играть в быстром темпе, создавая эффект ускоренной съёмки, давая зрителям понять, что происходящее на сцене – дело нескольких месяцев. Всё второе явление будет занимать около 10 минут (в зависимости от подобранной музыки). Сцены могут быть не лишены юмора и всячески редактироваться, но должны чередовать между собой работу и учёбу, для создания пущей загруженности и патовой ситуации у героя.
Сцена 1.
Вокруг БОГДАНа выстраивается аудитория. Герой оказывается на лекции, среди таких же как он студентов и преподавателя, где просто слушает.
Сцена 2.
Декорации переносят БОГДАНа в рабочую обстановку, где герой выполняет функцию грузчика.
Сцена 3.
Зритель наблюдает типичный семинар, где БОГДАН сначала что-то записывает за преподавателем, а потом решает что-то у доски.
Сцена 4.
БОГДАН раздаёт листовки прохожим, и своим видом показывает, что на улице явно не тепло, как и ему самому.
Сцена 5.
БОГДАН выполняет контрольную работу, среди своих одногруппников, между которых ходит преподаватель.
Сцена 6.
БОГДАН работает дворником.
Сцена 7.
Пока в комнате общежития, где проживает герой, происходит празднество, герой усердно пытается учится.
Сцена 8.
БОГДАН вновь работает грузчиком. Повтор места работы символизирует узость круга возможности трудоустройства рядового студента.
Сцена 9.
Герой делает учебные работы на заказ.
Сцена 10.
БОГДАН раздаёт листовки.
Сцена 11.
БОГДАН готовится к сессии.
Сцена 12.
БОГДАН работает дворником.
Сцена 13.
БОГДАН сдаёт экзамен. Радуется вместо с массовкой успешно закрытой сессии.
Сцена 14.
БОГДАН с чемоданами появляется дома и хвалится родителям зачёткой.
Сцена 15.
Родители всячески потчуют БОГДАНа, устраивают ему королевскую жизнь – всё подносят, уносят. В этой сцене должно быть зафиксировано несколько дней для пущей демонстрации духовного падения героя через пустое ликование.  В конце они собирают сына обратно в университет.
Явление 3.
Действующие лица: БОГДАН, ВЕНИАМИН, ГАМАГИИЛ.
БОГДАН в приподнятом настроении и счастливым лицом стоит в деканате. На сцене стоит писчий стол. На вешалках множество пиджаков. На столе множество бумаг и деньги.  ГАМАГИИЛ сидит за писчим столом и рассматривает зачётку БОГДАНА. ВЕНИАМИН сидит в кресле – вальяжно, закинув ногу на ногу – поодаль от ГАМАГИИЛа и напротив БОГДАНа.
ГАМАГИИЛ. Так вот, кто нам статистику факультета «испортил» (смеётся)! Похвально-похвально. Один за всех этих (смотрит на ВЕНИАМИНа) обалдуев учишься.
ВЕНИАМИН. Ну, так, качественное управление и усердная работа со студентами творят чудеса! (показывает на зачётку БОГДАНа)
ГАМАГИИЛ. (к ВЕНИАМИНу) Знаю я, как ты со студентами «работаешь», особенно со студентками. (к БОГДАНу) Ко мне-то зачем пришёл? Полок с пирожками  у меня нет.
БОГДАН. Так, на бюджет! (одухотворенно)
ГАМАГИИЛ. Чей? Родительский?
БОГДАН. (опешил) Государственный…
ГАМАГИИЛ. Ишь, чего захотел! Это с какой-такой стати я тебя (смотрит в зачётку) – Богдана Анатольевича Кляйна…
БОГДАН. Кляйн.
ГАМАГИИЛ. Кляйн. Должен тебя на обеспечение нашей любимой (убирает деньги в стол) и справедливой страны перевести?
БОГДАН. Так вы же в начале того года сказали: учись и переведём.
ГАМАГИИЛ. Я сказал? Я тебя вообще в первый раз вижу
БОГДАН. (к ВЕНИАМИНу) Ну…
ВЕНИАМИН отводит взгляд и всячески пытается игнорировать БОГДАНа.
ГАМАГИИЛ. Сушки гну! Ты где хоть гуманитариев-бюджетников видел-то? Ещё и психологов. Хватит нам, наштамповали в девяностые и вон чего вышло! Стране специалисты нужны, а не балаболы. Так что, либо плати, либо проваливай.
БОГДАН. Так я думал… Я даже родителям сказал, что на бюджет…
ВЕНИАМИН. На бюджет и всё? Сразу ноэки свесил, как на шею государственную сел? Нет, голубчик, так не работает.
БОГДАН. Я ж  без гроша за душой…
ГАМАГИИЛ. (к БОГДАНу) «Я… Я… Я…» - все вы только о себе и думаете, много вас таких. Понаыдумывают себе золотые годы, а ты потом эти кучи разгребай.
БОГДАН. Что же делать-то теперь?
ГАМАГИИЛ. «Что делать – что делать…» - кредитную историю подделать! Рассрочку бери.
БОГДАН. А платить чем?
ВЕНИАМИН. Вот, бестолочь! Деньгами, деньгами платить и работу работать.
ГАМАГИИЛ. И учиться не забывать, а то ведь и отчислят.
БОГДАН. Отчислят?!
ВЕНИАМИН. Конечно, отчислят. А тебя так, вообще первую очередь. Сам ведь нам дал понять (взял зачётку), что не дурак ты, Богдаша, не дурак.
БОГДАН повторяет сцену из Явления 1 – смотрит в зал, не отрываясь от него, не поворачивая торса, показывая своё шоковое состояние. ГАМАГИИЛ встаёт из-за своего стола и направляется к БОГДАНУ.
ГАМАГИИЛ. Так что, в прежнем темпе…
ВЕНИАМИН вновь хлопает БОГДАНА по плечу (по тому же плечу, что и в Явлении 1), БОГДАН смотрит на руку ВЕНИАМИНа.
ВЕНИАМИН. Учиться…
ГАМАГИИЛ хлопает БОГДАНА по второму плечу. БОГДАН смотрит на руку ГАМАГИИЛа.
ГАМАГИИЛ. Учиться…
БОГДАН. (уже в зал) И ещё раз
(хором). Учиться!
ГАМАГИИЛ и ВЕНИАМИН глупо улыбаются, а БОГДАН в шоке.


Рецензии