27. 3. Пушкин Виктимность поэт-человека

Пушкину все равно — 113 или 20
 Он был жертвой
               Самого себя

0
Пушкин объективно неотвратимо всю жизнь шел к дуэльному поединку, на котором должен был выполнить предопределенную роль жертвы. Можно даже сказать что его жизнь было сплошной дуэлью и шла к дуэли роковой - с летальным исходом и его гибелью. Это обусловлено тем, что Пушкин по натуре был человеком предельной предрасположенности быть жертвой = виктимности. Психологи  различают социальную и  психологическую виктимность. Она имеет признаки: резкие перепады настроения, неустойчивые эмоциональные реакции, искаженное восприятие собственных чувств. Этими свойствами натуры жертвы Пушкин обладал сполна. Его злобные эпиграммы на львов питерской аристократии тому  яркое доказательство. Пушкин сам стал язвой и жертвой социума -  конкурентной среды, полной хищников толпящихся у трона
 
I
Социальная виктимность Пушкина обусловлена его поведением в обществе. За 20 лет взрослой жизни с самого юношества Пушкин оказывался в  конфликтных ситуациях, которые был  по сути дуэльными. При этом важно следующее:  1) принципиален сам факт, что постоянно возникают (провоцируются ситуации), когда есть риск выйти к барьеру и погибнуть, что отношения его с иными персонами часто приобретают не просто конфликтных характер, а именно такой крайности, что дуэль  становится неотвратимой 2) оба дуэлянта с позиции лиц нейтрального поведения являются в такой ситуации жертвами, ибо оба одинаково рискуют стать жертвой поведения и своего решения.

Злобные эпиграммы (их порядка 130!)  Пушкина на львов питерской аристократии - не лишнее тому доказательство.  Пушкин сам стал язвой и жертвой социума. Проспер Мериме в отклике на гибель поэта так и отметил: Пушкин нажил себе непримиримых врагов во многих семьях сильных мира сего и сам своим поведением поставил себя на край пропасти, став жертвой.

Пушкинисты насчитали у Пушкина порядка 35 дуэльных ситуаций за 20 лет жизни, начиная с лицейских лет, При этом возникший конфликт с участием Пушкина (часто провоцирующим) принимал именно крайние меры, когда противники прибегают  к  оружию  для разрешения спора, доводя свою психологическую ущербность до крайней. В 1836 году Пушкин поочередно вступал в 4 конфликта с дуэльной ситуацией — в неконтролируемой более ярости в состоянии психоза он поочередно звал к барьеру Репнина, Соллогуба, Хлюстина и опять Соллогуба.  В итоге, постоянно конфликтуя, он напоролся на мастеров интриги - двух баронов Дантеса и Геккерна: в ноябре он вызвал на дуэль первого, вызов отозвал, но в январе спровоцировал вызов от Геккерна, был смертельно ранен Дантесом в жестком по условиям поединке на убойных пистолетах на берегу реки с символичным именем Черной...

II
Второй аспект проблемы — чувственность Пушкина с ее повышенной психологической виктимностью, обусловленной его наследственностью и родовой программой. Эта эротомания имела сокрушающую личность размеры. И вот доказательство: 1) за 20 лет жизни пушкинисты насчитали порядка 130 влюбленностей поэт-человека Пушкина (эротических увлечений, принимаемых им за любовь)  2) 113  из них насчитал сам Пушкин (он записал своих пассий в альбом сестер Ушаковых, потом дополнил его домашним списком и завершил каталог признанием кн. Вере Вяземской — ей он назвал невесту Наталью своей 113-ой; Губер оформил это в т. нзв. «Дон-жуанский список поэта  3) еще 7 девиц и  женщин в этот каталог внес Ю. Дружников (Альперович).  Получается что каждые 2,5-3 месяца поэт менял объект эротомании на новый … В первой главе романа ЕО, который Неистовый Виссарион неосторожно назвал «энциклопедией русской жизни,  самым часто упоминаемым и описываемым в эротическом контексте предметом является женская ножка… Из-за этой своей черты и неадекватного  поведения поэт-человек Пушкин часто оказывался в конфликте, который у него разрешался почти исключительно дуэлью. Эта черта Пушкина была составной частью его натуры жертвы

III
Специфика эдипового комплекса в семье мальчика Пушкина, ранний эротизм, тщеславие и предельное честолюбие, легкая возбудимость, вспыльчивость и неуравновешенность, неадекватная реакция с крайними формами ее выражения, конфликтность … вот черты натуры Пушкина. Они содержат риски.

113 или 130 любовей, 20 или 30 дуэлей… Ему всё равно. Он подогревает ситуацию азартной игрой в карты, приведшей его к финансовому краху.  Он часто тренируется в стрельбе и ходит с тяжелой металлической тростью для твердости руки.  Он обожает спиртное. Он изменяет жене, провоцируя адекватный ответ.

Статистически он каждые три месяца на грани зоны риска в позиции жертвы. Гибель в ней Пушкина была неизбежным делом времени и любимым им Порядком Вещей…  Его личные мойры еле удерживали до срока нить его жизни, а Рок еле сдерживал рвущийся в дуэльное дело Случай.

Дуэль 27 января на Черной речке  - закономерный итог жития Пушкина, ее роковой финал был предопределен. В 113-й ли раз, по 30-му ли поводу… Пушкину было всё равно.  Давным — давно
Эпилог

Пушкин  обожал «Опыты» Мишеля Монтеня. Возможно он поверил ему и проникся такими его мыслями:

«… Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения.
   Во всём прочем возможна личина. 
   Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: 
   она вместилище и блага, и зла, смотря по тому во что вы сами превратили её.
   И, если вы прожили один единственный день, вы видели уже всё.
   На худой конец, все акты комедии жизни, при всём разнообразии их, протекают в
   течение одного года.
   
   По его завершению делать уже больше нечего...»



merci beaucoup pour votre attention


Рецензии