Япония

          Размышления по поводу
  На занятиях впервые предстоит заглянуть в Азию (не считая занятия по Армении). Лучше всего в данном случае начать с Японии, и не только потому, что в сегодняшнем мире это - самая развитая азиатская страна. Мало можно назвать стран, интерес к которым был бы у наших детей так стабильно высок на протяжении почти полувека. Тут и экзотичность для нас, и особенная выразительность культурных символов Японии, где всегда доводилось до совершенства понятия,  заимствованные сначала из Китая, а затем и из Европы, и непреходящая привлекательность художественного творчества и боевых искусств, рождённых в этой стране. При этом о повседневной жизни японцев у нас знают довольно мало. . Поэтому есть что развить и дополнить в детском сознании. Так что – в путь в Токио, проводником в котором будет детский альманах «Клёпа» (номер 42 – «Клёпа в Токио»(1997 год). Альтернативой могут быть публикации для детей о Японии М.Москвиной или материалы других детских журналов (например, журнала «Синдбад»).
         Карта.
      При наличии связи с любым представительством Японии или турагенством, предлагающем поездки туда, достаточно просто найти небольшую карту, на которой можно рассмотреть основные города и достопримечательности Японии.  Можно поискать и рисованную карту, на которой были бы изображения священной Фудзиямы, Золотого павильона в Киото, храма Дзенкодзи и других знаменитых мест страны.
          Местоположение и государственное устройство.
       Японию называют «Страной Восходящего Солнца», И понятно, почему: она находится на самом востоке Азии (восточнее – лишь российские Камчатка и Чукотка). Рядом – наши дальневосточные границы, идущие по морям и проливам  (наверное, не следует здесь  зацикливаться на проблеме Южных Курил). От российского Приморья Японию отделяет море, которое так и называется – Японское. Западнее Японии, за морями и проливами, находятся Корея и Китай.
        Чисто островное государство, Япония находится на четырёх больших островах _ Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку, а также включает в себя множество малых островов. На севере страны – хвойные леса и достаточно холодная зима, а на юге – почти тропики. В стране много гор – потухших вулканов. В центре Хонсю – священная гора японцев Фудзияма, на которую желательно хоть раз совершить восхождение каждому жителю страны. Фудзияма хорошо видна из ряда районов столицы Японии – Токио, Одного из крупнейших городов мира. В переводе Токио – «восточная столица».
       Символическим главой страны остаётся император(микадо). Власть принадлежит избираемому парламенту. Можно показать фотографии здания парламента, императорского дворца и императорской семьи. Нынешнего императора зовут Акихито, девиз его правления – Хэйсэй, что означает «мирное развитие» (в 2007 году в Японии пошёл 18-ый год Хэйсэй).
                Флаг, герб, гимн.
         «Хиномару» - «солнечный диск»- такое собственное имя носит существующий более 600 лет японский флаг. Красный диск восходящего солнца помещён на белое полотнище – белый цвет японцы считают знаком чистоты и благородства. Гербом Японии является жёлто-фиолетовая хризантема – императорский символ. Слова гимна Японии существуют с Х века, это – также гимн в честь императора:
         Правь, император,
          Тысячу, восемь ли тысяч
          Поколений, пока
           Мох не украсит скалы,
          Выросшие из щебня.
                (Перевод А.Лазарева)
            Слова гимна стали петь редко – после 1945 г. власть императора перестала считаться божественной, и умерился его культ.
            Как японские дети запоминают свой флаг? Очень просто – едят из плошки белую рисовую кашу с кругом вишнёвого варенья посередине.
                Традиции и современность.
             Теперь можно отправиться вместе с куклой Клёпой в Токио. После того, как ребята записали несколько слов и выражений по-японски, можно поставить запись популярной детской песни – «Кунитива, качан!» («Здравствуй, малыш!»). С помощью журнала совершаем прогулку по японской столице. Дети оживляются, когда им показывают мегаполис, его основные магистрали, метро. Может возникнуть сравнение с Москвой, где тоже, наконец, появились разноуровневые трассы, которые в Токио начали строить ещё перед Олимпийскими играми 1964 года.
           Но прежде всего японцы – люди удивительного трудолюбия. Ученики убеждаются в этом, когда знакомятся с распорядком дня семьи Мацумото – типичной японской семьи – узнавая, как много времени взрослые – по собственному желанию! – проводят на работе, а дети – в школе.
            И ещё Япония – страна с большим уважением к необычным для нас, красивым традициям. Об историческом прошлом напоминают замки – такие, как Осакский (следует показ фотографий). Показываются парки и сады, цветущая сакура – японская вишня. Весной все люди любуются на цветы вишни, осенью – на хризантемы.
                Видели всё на свете
                Мои глаза – и вернулись
                К вам, белые хризантемы.
            Любование прекрасной природой, зависимость от неё настроения человека в разные времена года отражены в традиционных японских трёхстишиях – хокку и пятистишиях – танки(не склоняется!).
            Конечно, мальчики знают кое-что о самураях и японских боевых искусствах. Читаем текст про Буси-до  - «Путь воина» - и занимательные рассказы о знаменитых мастерах-воителях. Уже в новое время Япония дала миру дзюдо, каратэ, айкидо, но также и искусство икебаны и оригами, а теперь ещё и караоке.
             И теперь поучимся делать оригами. В журнале «Клёпа» рассказывается, как слделать из бумаги голову собаки (впрочем, как делать оригами, можно прочитать и во многих других изданиях).
             Последний подробный рассказ – про чайную церемонию. У детей она вызывает большой интерес. Теперь можно поучаствовать в ней на ежегодном фестивале чая в Москве(правда, это дорого). А вообще-то можно сделать чайную церемонию частью занятия, сымитировав чайный японский домик, расстелив циновки, заварив особый японский чай(впрочем, детей надо предупредить, что с непривычки по вкусу он может напомнить нам рыбу). После дегустации чая из общей чашки подаются пирожные и ведутся разговоры, желательно познавательные и занимательные, так что в такой форме можно продолжить рассказ о Японии.
            Дополнительно можно показать разные уголки страны – от Саппоро во время фестиваля ледяных и снежных скульптур до южной вечнозелёной Окинавы. Особое упоминание – о Хиросиме и Нагасаки, городах, переживших атомную бомбардировку. Дети могут похвастаться знанием марок японской техники и электроники.
                Разные разности.
             Много времени трудясь, японцы тем не менее очень любят разные праздники. Завидуйте, девочки и мальчики – в Японии есть День девочек – 3 марта, и День мальчиков – 5 мая.(особо праздничными днями считаются «двойные числа» - 3.3 , 5.5 и т.д.). Девочкам, по старинному обычаю, дарят кукол – не для игры, а для любования! Куклы образуют «лестницу власти» - от императора с императрицей до слуг. Мальчикам обычно дарят игрушечное оружие – лук или меч, а ещё они запускают в небо воздушных змеев. Когда-то это был день посвящения в самураи по образцу дня воинов в Китае в пятый день пятого месяца по традиционному календарю.
         2 февраля в Японии – Праздник зажигания огней перед весной, похожий на Сретенье. В стране, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет, особым почётом пользуются пожилые люди – их праздник наступает 9сентября. Есть даже День кошек (22 февраля).
          Ещё с конца ХIХ века я стране прижился европейский Новый год - 1января. Японцы с удовольствием веселятся, но делают это задолго до новогодней полуночи, а ещё пуще – днём и вечером 1 января. А вот в момент прихода Нового года полагается спать, чтобы не навлечь на себя неприятностей в этот момент «ослабления порядка» в мире. В Рождество же большинство японцев – не христиане – лишь дарят подарки детям, а также в этот день принято…объясняться в любви. Известен на островах и день святого Валентина, но в этот день девушки дарят юношам шоколад…
          Большинство японцев сочетают в себе две веры: буддизм и синтоизм. Буддизм, пришедший с Азиатского материка, воспринимается как вера в высшее начало в душе, а синтоизм, бывший долгое время государственной религией, включает в себя посещение храмов и следование традиционному жизненному укладу. Есть в стране и христиане, в том числе православные.
           Каждому месяцу  в Японии соответствует особый вид пирожных. В январе – это бело-розовые рисовые моти, в феврале – кобай из бобовой пасты и муки, напоминающие по форме лепестки зацветающей в это время на юге страны сливы, в июне – адзисай, желе, похожее на цветок гортензии, в ноябре – момидзи в форме красного кленового листа, и так далее.
           Особый день – 2 января. Это праздник первого в новом году письма-поздравления. Традиционная письменность – иероглифы – пришла в Японию из Китая более тысячи лет назад. Как и в Китае, в Японии иероглифы не пишутся, а рисуются, образуя различные фигуры, обладающие определённым значением. Есть два вида иероглифической письменности – катакана и хирагана.
             Учебный год в Японии начинается в школах и высших учебных заведениях в начале апреля, и это не первоапрельская шутка!
                Музыкальное сопровождение.
            Занятие можно озвучить традиционными японскими мелодиями. Особенно хорошо они прозвучат во время возможной чайной церемонии. Можно, например, использовать мелодии IX века, аранжированные современным композитором Хидэки.
                ----
             Возможный вариант занятия: экскурсия в культурный центр Японии в Москве. У детей будет полно впечатлений от кукол в традиционных костюмах, образцов икебаны и опригами. Этим искусствам там же можно обучиться в кружках. Можно также организовать экскурсию в японский сад камней в Главном ботаническом саду в Москве.


               


Рецензии