Вот такая она наша никчемная жизнь 3

  Третий этап развития – период обучения в училище и служба в доблестной советской армии

   Первый раз в жизни мне пришлось самостоятельно принимать решение при ответе на собственный вопрос: «Куда пойти учится?». Выбор был небольшой, поскольку возвращаться в школу я не хотел, то нужно было идти в техникум или училище. Мой отец предложил поступать в автодорожный техникум, в котором он учился, и я согласился. Конкурс я, конечно, не прошёл, по причине низкой успеваемости в школе. Как ни странно тогда, да и сейчас, я этому искренне рад. Техника, особенно автомобили, это явно не моё.
   Подав документы, в ближайшее от моего дома профессиональное училище, я открыл для себя новый коридор развития. В сравнении со школой учителя и мастера с нами не сюсюкали, да и не врали. Они просто без пафоса профессионально делали своё дело. Естественно это мне понравилось сразу. Так же мне импонировало, то, что основной контингент учащихся это такие же в прошлом двоечники как я и поэтому особых амбиций у нас не было. 
   Самое важное это то, что на этом этапе развития я вынужден был становиться личностью. Прежде чем продолжить давайте сначала определимся, что такое личность. По Гегелю: «Личность – субъект, носитель мировоззрения». А критерием наличия мировоззрения является наличие картины мира, которая содержит – цель развития, жизненные ценности, субъекты, объекты, связи и символы. Ко всему этому я пришел, конечно, не сразу, но побудительным фактором являлась та реальность, которую, я 14 летний подросток наблюдал на предприятиях г. Харькова в период прохождения ряда производственных практик в течение трех лет.
  Шоком для меня является и по сей день, то, как можно себя так не уважать, работая в таких скотских условиях. И виновны в этом, не какие то «плохие тёти и дяди», а мы сами. Очевидно, если человек не желает развиваться, то достаточно быстро превращается в животное.
  Встав перед альтернативным выбором, превращаться в скотину или развиваться, вынужден был, выбрать последнее. Примеры были уж больно наглядные, как тогда, так и сейчас. Поверить в чудо (шару), в доброго дядю, тетю, или в то, что все это меня не коснется, я не мог. Вот и пришлось формировать собственное мировоззрение, которое можно реализовать только посредством  самообразования.
  Начал читал книги, без всяких на то усилий. Вначале художественные произведения Джека Лондона, классическую мировую литературу, а затем дошёл до психологии и философии. Помню, что в школьные годы был записан даже в районную библиотеку, но при чтении рекомендованной литературы интуитивно воспринимал фальшь и отсутствие смысла, что приводило к полной потере интереса постижения данных «премудростей».
Вначале интуитивно, а затем на уровне логики выяснил, что мировоззрение должно включать цель (определяющую стратегию развития) и задачи (тактику поведения). 
  Тактика определяется наличием и применением соответствующих навыков. Для развития навыков нужны намерения.
   Намерение включает хорошо продуманный выбор цели и последующее выполнение действий, которые способствуют ее достижению. Они определяются исходя из наличия собственных жизненных ценностей, которые составляют основу мировоззрения. Жизненные ценности проявляются в выборе образца для подражания (во что смотришься в то и превращаешься).
   В последующем понял, что великодушные люди – личности, в отличие от малодушных индивидов, обладают свойствами выраженной стресса  устойчивостью. Причина заключается в овладении методами контр манипуляции, что основано на обладании целостного мировоззрения. Искажения восприятия жизненных ценностей (самообман), приводит к манипуляции личности. Выявление искажений наблюдаются при ответе на вопросы (кто я, откуда, куда и зачем?).
В училище записался в стрелковый тир, участвовал в соревнованиях, получил третий взрослый разряд по пулевой стрельбе. Начал ходить на подпольные платные занятия по карате.
   Таким образом, первым шагом для формирования мировоззрения для меня стала мудрость отражения. Мудрость отражения – восприятие, без искажений, жизненных ценностей для формирования целостной картины мира. Развитие намерения мудрости отражения дало возможность проявить жизненные ценности, которые являются составной частью осознанного контроля и управления развитием личности.
На втором шаге развития мировоззрения мне пришлось постигать мудрость различения - выявление отличия, составных элементов единой функциональной системы для формирования целостной картины мира. Например, таких категорий как мораль и нравственность.
   Для того чтобы научится различать собственное намерение от паразитного (чужого) желания необходимо отличать нормы нравственности от формальных правил морали. Нравственность – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Мораль - принятые в современном обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
   Училище я закончил без троек и получил направление для поступления в институт горэлектротранспорта и вместе с этим справку об отсрочке призыва в армию на один год. Вместо подачи документов в институт я решил поступать в Волчанское летное училище, поскольку с детства мечтал быть летчиком. Документы в училище у меня даже не приняли, объяснив это тем, что после ПТУ они не берут в абитуру подобный контингент. 
    Следующим моим решением было идти в армию и уже от туда поступать в военное училище. В военкомате меня призвали на службу в Остерскую танковую учебку,  которая располагалась под Киевом.
  На третьем шаге развития собственного мировоззрения пришлось осваивать мудрость единения – возможность адекватно воспринимать функциональную систему в полном объеме, в виде её подсистем и связей для построения целостной картины мира. Важным моментом развития личности, на этом этапе, является умения распознавать манипуляции. Это становится просто при ответе на вопрос: «Какая цель и задачи воспринимаемой системы?». Давайте рассмотрим конкретный пример из моей службы.
После принятия присяги нас собрали в расположении роты. Незнакомый нам старший лейтенант произнес длительную патриотическую речь о напряженной политической обстановке в мире. На тот момент наши войска начинали выполнять свой интернациональный долг в Афганистане. Затем офицер задал вопрос: «Кто из вас собирается поступать в военное училище?» Около десяти человек из ста подняли руки. Далее он отвел нас в помещение, где велел ждать и заходить только по команде строго по одному в отдельную комнату. Когда пришла моя очередь, то я со всей своей наивностью и простотой стал бойко отвечать на вопросы, как потом оказалось, особисту. На вопрос: «Как служится боец?» мой ответ его явно удовлетворил. Но затем спец задал мне какой-то каверзный вопрос и ловко поймал меня на противоречии. По его логике оказалось, что я скрытый враг и Родину не люблю. Все это меня так ошарашило, что у меня от обиды потекли слезы.
Тут же в моем сознании, как вспышка, мелькнула мысль: «Прикинься идиотом, как бравый солдат Швейк у Гашека». А дальше как по сценарию, я ту же изменил ситуацию, разрушив его алгоритм вербовки очередного солдата в сексоты. Он быстро от меня избавился, полагаю, сделав запись в моем личном деле: «… данный объект не пригоден для оперативной работы по сбору информации». Мои выводы основаны на том, что после этого случая я не один раз попадал в поле интересов «вежливых людей» и каждый раз, к счастью, они уже больше никогда не проявляли ко мне должного интереса.
   Понятное дело, что после этого речи о получении направления в военное училище уже быть не могло.
   Таким образом, развитие намерения мудрости единения дает возможность систематизировать жизненные ценности, что является составной частью осознанного контроля и управления развитием личности.
Весь период службы (два года) прошли: в поле – вождения и стрельбы; в нарядах – караул и столовая; командировки – работа на заводах страны.
На четвертом шаге развития собственного мировоззрения пришлось постигать мудрость делания – стратегию и тактику достижения поставленной задачи выработки и поддержания навыка не деяния (следования необходимости) для формирования целостной картины мира.
    К вопросу постижения языка жизненных обстоятельств.
За весь период службы у меня было всего несколько конфликтов с сослуживцами, дошедшими до рукоприкладства. Хочу поведать о наиболее странных и загадочных из них - драки с офицерами.
   В учебке в один из первых нарядов ко мне на пост пришел с проверкой наш начальник караула. По уставу проверку часового, несущего охрану вверенного ему поста, может начальник караула только в сопровождении разводящего. Первая моя ошибка заключалась в том, что я узнал его и пропустил на пост. Вторая ошибка, заключалась в том, что я начал отвечать на его вопросы: «Какой номер моего автомата и свой ли автомат я взял на пост». Далее он велел дать ему мой автомат для проверки номера. Все это время я интуитивно чувствовал фальшь и угрозу, но не понимал, что происходит. Третей и последней ошибкой стало то, что я снял ремень автомата с шеи и протянул ему свое оружие, крепко держа его двумя руками. Он резко схватил правой рукой автомат за ствол и потянул к себе. Мой внутренний демон ярости тут же проснулся, и я нанес офицеру мощный удар каблуком в живот. Он сразу упал на снег и со страхом начал просить, чтобы я не стрелял. По уставу я должен был в случае нападения на часового произвести предупредительный выстрел в воздух. Затем начкар ушел и никто, никогда ни узнал об этом инциденте.
В войсках в нашей танковой роте (30 человек) было четыре офицера. Один из них во время Чехословацкого путча получил травму головы от прилетевшего горшка с геранью в открытый люк танка. Называли мы его между собой «контуженый». Он занимал должность командира взвода в звании старшего лейтенанта. Я за ним особых странностей, а тем более агрессии не замечал. И как-то раз, на втором году службы, из нашей роты 10 человек заступили в караул. После развода он (командир караула) построил нас (с автоматами и патронами) для осмотра, как обычно, в две шеренги. И без всяких на то видимых для меня причин ударил меня в грудь кулаком, да так сильно, что я точно бы упал, если бы меня не поддержали сослуживцы, стоящие за мной во второй шеренге.
   Для меня стало очевидным, что заступать в караул с таким человеком опасно для жизни. Не сказав ни слова. Я покинул строй и двинулся шагом в расположение роты сдать оружие в оружейную комнату. Через некоторое время он побежал за мной и настиг у подъезда. На лестничной клетке он попытался на меня снова напасть, но получил резкий отпор. Через несколько минут драки, двух военнослужащих вооруженных огнестрельным оружием, конфликт был остановлен. У него всё-таки проснулся здравый смысл или страх за последствия. Он с угрозами поспешно ушел в караул, а я спокойно сдал свой автомат и патроны. Прямыми свидетелями этому инциденту было более десяти человек, и я был совершенно уверен в своей правоте, но жаловаться вышестоящим командирам я не стал. 
  Как ни странно данное событие прошло для всех незамеченным. Но вот только этот старлей по истечению нескольких недель или даже месяцев вновь попытался выяснить со мной отношение, и как это ни странно вновь в карауле и снова при оружии. На этот раз конфликт разрешился после долгого, но спокойного разговора. Видимо он не столько понял, сколько почувствовал, что я натренирован физически и контролирую свою ярость,  а в случае необходимости готов его разорвать.
Из разговора я понял, что он не знал о разрешении нашего командира батальона проносить с собой любую книгу в караульное помещение и читать  её в период бодрствования. Эта привилегия была только у тех, кто знал устав караульной службы наизусть. Книги, как и мыльно-пузырные принадлежности в караул мы носили как обычно под шинелью.
   Особенно меня удивила его реакция на название книги. Идиот Ф.М. Достоевского. Видимо он решил, что я над ним издеваюсь, но отношения выяснять уже не стал.
   Последний инцидент произошел со мной на полигоне поздней осенью, когда шел мокрый снег практически без перерыва. Нас было около 6 солдат, и мы на протяжении суток без еды и отдыха устанавливали танковые мишени для стрельбы. Насколько я помню, по уставу солдат должен потреблять горячую пищу в дневное время не реже чем через 6 часов.
    В сумерках появилась одна грузовая и легковая машины. Мы наивно решили, что это привезли нам пищу. Из машин вышли один подполковник (заместитель командира полка по тылу) и два не известных старших лейтенанта. Подполковник сразу начал орать на младших офицеров за их нерадивость и медленность установки мишеней. Мы тем временем убедились в том, что кормить нас не будут и залезли под брезент грузовой машины, укрывшись от осадков. Когда подполковник увидел, что солдат нет, он просто взбесился и начал вытаскивать нас за шиворот, из машины пиная под зад ногой. Когда очередь дошла до меня, то получив свой удар под зад, я тут же ответил ему тем же и по тому же месту. Подполковник как свинья дико, завизжал, источая в мой адрес  поток угроз. В этот момент в моем сознании проявилась четкая мысль, которую я громко озвучил: «Я не позволю в моем лице унижать честь и достоинство советского солдата». Все обомлели, я тоже.
    Через какое то время подполковник отдал приказ отправить меня в часть, а остальным приступить к работе. В расположении нашей роты никого кроме наряда не было в течение еще трех дней. Полк был на учениях. За это время я прекрасно отдохнул и выспался. Странно, но о прошедшем инциденте никто так и ни вспомнил, видимо это не нужно было никому. 
   По окончанию службы получил направление на учебу в подготовительное отделение Харьковского государственного университета им. А.М. Горького.


Рецензии