Три минуты на сцене
Клавдия Ивановна подозвала меня к себе перед уроком. – Завтра, Коля, приди в белой рубашке. Будет последняя репетиция.
У нас в деревне есть клуб, старое деревянное здание. Там показывают кино, выступает художественная самодеятельность. Из города к нам артисты не приезжают, неохота им трястись по нашим сельским дорогам. Деревня небольшая, да и в городе никому не скажешь с гордостью, что я выступал в деревне Рябиновке. Мол, меня там встречали овациями, и в зале на полсотни мест яблоку было негде упасть..
Мы своих артистов знаем и любим. Наши выступают бесплатно. И гордимся ими, они выступают не хуже городских. Парни и девушки поют, а баянистом у них Василий Николаевич, наш учитель музыки. В клубе есть наш местный оркестр. На концерты приходит полпоселка, даже моя мама ходит.
В школе у нас традиция в ноябре давать концерт для родителей. Это событие для школы и для всей деревни. Младшеклассники стихи рассказывают, у старших классов свой репертуар. Народу в клубе бывает больше, чем на родительском собрании.
Мы к выступлению заранее готовимся. У нас в школе есть хор, но в нем не все ребята из нашего класса поют. Я не умею петь. Нет голоса, медведь на ухо наступил. Мама поет, но я не в нее. Василий Николаевич, наш баянист, мне только один раз в жизни пятерку поставил. Он кнопку на баяне нажал, и надо было сказать, какую слышишь ноту. Он почему-то вызвал к доске меня, и я угадал, что это нота си. Потом спросил еще про несколько. И сказал тогда:
- Что же ты? Слышишь, а в хоре не поешь.
- Не умею я, Василий Николаевич.
С тех пор он мне четверки стал ставить по пению. А до того были тройки. В восьмом классе уроков пения уже не было. Я не переживал из-за этого. Другие предметы интереснее. Я еще и рисовать не умею. Ну и что! Петь или не петь, рисовать – не рисовать, какая разница!
Зато как-то так само собой получилось, я стал писать стихи. Никто в школе не делал этого, кроме меня. Я сочинял стихи про зверей, про лису и зайцев. Они все у меня разговаривали, и Клавдия Ивановна сказала, что это басня получается. Я сильно обрадовался, когда она мне растрепанную книжку Ивана Андреевича Крылова отдала. Еще в пятом классе. С тех пор я ей показывал стихи, и она ошибки поправляла, если что...
Так я вот о чем. В воскресенье будет в клубе концерт. Афиша уже неделю висит у входа в клуб. Я обрадовался, когда Клавдия Ивановна предложила мне прочитать свои стихи в клубе. Мама удивилась, все мы обрадовались.
Я стихи люблю. Нам иногда дают что-то выучить наизусть. Конечно, люблю Пушкина, Лермонтова. Читаю Афанасия Фета, Кольцова. Их в школе не изучают.
- Размахнись рука, раззудись плечо
Закричу сычом, всё ли нипочём
Прогляну лучом между тучами
В клочья разорву очи сучьями...
Удивительный человек Алексей Кольцов. Но почему надо глазами на сучки натыкаться, не знаю, не понимаю. Надо писать, чтобы ясно было людям. Мало кто о нем знает.
Или вот еще, милая старушка Арина Родионовна. Словно о бабушке моей написано. Или еще прекрасно сказано: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь лежит...» Знал поэт, какие острые края у кремня, не зря так сказал. Блестит камень, и края острые. А какое одиночество! Потрясает до дрожи. И чтобы «сильный дуб склонялся и шумел...» Я стал сначала думать, и потом вдруг стал писать стихи получше. Стараюсь, как умею.
И вот в воскресенье я буду читать три своих стихотворения. Их много, но читаю три. Первый раз всем в клубе. Я чувствую и радость, и заячий страх. Мне вдруг свои стихи показались неинтересными. Что люди скажут? Как читать? Надо читать с чувством. Чтобы голос звенел. Я прочитал, маме понравилось. Я ни разу не сбился, и немного успокоился. Будь что будет.
Репетиция была в классе вместо урока литературы. Те, кто участвует, выстроились у доски, я должен был рассказывать последним... Ребята шумели, а потом стали слушать. Я читал про чудную девушку, у которой волосы золотые и волнами на ветру колышутся. Как у Лорелеи.
Я тогда сидел за третьей партой в первом ряду с очень милой девчонкой. Она была светловолосая, весь нос в конопушках, словно на него медом брызнули. И улыбалась как ясное солнышко. Мне она нравилась очень.
И вдруг Колька Захаров, он не выступал и сидел за последней партой, на весь класс крикнул: - Это он о Ленке Марковой! У нее такие косы!
Все вдруг расхохотались, а я покраснел до пяток.
- Тише, ребята, успокойтесь. вы знаете, как трудно писать стихи. - Коля, ты срываешь репетицию, - это не мне, это Клавдия Ивановна Коле Захарову сказала.
У меня перехватило горло. Главное, чтоб не выступили слезы. И вдруг по мне волна прокатилась. Волна отчаянной смелости. Я почувствовал, что если заговорю, то голос у меня зазвенит, и я впрямь весь зазвенел. Все вдруг умолкли, а я звонким сильным юношеским голосом, какой бывает у молодых петухов, вытянулся и стал опять читать стихотворение. Во второй раз. Выделял отдельные слова и мысли. Все враз умолкли, а когда я закончил читать, ребята взревели. Девчонки и мальчишки стали мне хлопать, как будто я был на сцене большого театра.
Тогда я, ни о чем не думая, без разрешения Клавдии Ивановны пошел по ряду и сел на свое место около Лены. Лицо у меня горело, уши алели, как красные маки. Я буду Лену защищать, пусть все смеются. Я понял великую силу слова.
Я увидел свою раскрытую тетрадь по русскому языку. На правой, чистой странице лежала конфета
- Спасибо, Лена, - прошептал я и закрыл тетрадку. Пусть на нас смотрит весь класс.
В воскресенье я читал свои стихи на концерте. Все замерли, когда я читал про Лорелею. Я прочитал на немецком, всего два куплета, а потом свое. Мне громко и долго аплодировали. Лена сидела в зале. Я видел ее. Мне хотелось спрыгнуть со сцены и подойти к ней. Я улыбнулся и помахал залу рукой.
Свидетельство о публикации №222021800656
Вроде бы достаточно подробный, но ничего лишнего.
Андрей Александрович Кабанов 06.04.2022 17:26 Заявить о нарушении
Николай Ганебных 12.04.2022 12:41 Заявить о нарушении