136. Исправление изгнанием

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня, десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!"

Этот псалом относят к Книге Плач Иеремии и по содержанию, и по смыслу.

Глядя на реки Вавилона, Иеремия молился: «Потоки вод изливает око моё о гибели дщери народа моего» (Плач 3:48), «О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! Я плакал бы день и ночь о поражённых дщери народа моего» (Иер 9:1).

Дочь в духовном смысле – это желание получать без намерения отдавать, которое невозможно исправить в нынешнем духовном состоянии. Для приобретения «потенциала» к исправлению – правильного намерения, Господь посылает в изгнание, чтобы «Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни …» (Плач 1:7, Пс 41:5).

Иеремия учил людей, попавших в иго Вавилона, сидеть уединённо, молчать и положить уста свои в прах, ибо на то была воля Божья (Плач 3:28-29). Необходимо осознать теперешнее опустошение Сиона и скорбно жалеть о его прахе, и это станет добрым знаком приближения того времени, когда Господь помилует Израиль (Пс 101).

После получения Торы, в течение сорока лет исправления в пустыне народ поднимался до уровня взаимной отдачи и любви. Достигнув внутреннего объединения между собой, удостоился войти в землю Израиля. Это объединение символизировало построение Храма, то есть было достигнуто такое духовное состояние, в котором раскрывался Творец – сила отдачи и любви, и существовал в Иерусалиме в виде этой силы. Но народ не сумел удержаться на уровне отношений взаимной отдачи и любви, и возникла более внутренняя, не исправленная эгоистическая ступень. Израиль начал распадаться и рухнул с высокого уровня взаимосвязи в состояние разобщённости, которое привело к тому, что царь Навуходоносор с лёгкостью захватил Израиль, разрушил Первый Храм, и увёл народ в плен – Вавилонское изгнание.

«…пленившие нас требовали от нас слов песней» – смысл этой строки поясняется из Второзакония 32:44-47: «И пришёл Моисей к народу и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и через это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идёте через Иордан, чтоб овладеть ею».

В переложении на наш менталитет Моисей взывает: возьмите слова песни нашей как цель, как методику, план, программу и сложите из этого всю свою жизнь; войдите в программу, которая приведет вас к цели творения, потому что иначе это займет у вас тысячи лет с огромными страданиями, – и всё равно вам придется выполнить то, что завещано словом, исходящим от Творца.

«Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» – земля, «эрец» – от слова «рацон», желание. Соответственно, чужая земля – это чужие, чуждые желания, которые также угнетали, перекрывали уже начинавший когда-то открываться Высший свет. Поэтому мысли о Сионе, Иерусалиме вызывали слёзы на глазах израильтян, слёзы осознания и сожаления, и слёзы сопровождались размышлениями.

Притеснители требовали слов песней Сионских, чтобы получить для использования знание и силу, которые ими чувствовались в завоёванном народе.
Требовали веселья – если говорить о духовных смыслах, то веселье, радость – это именно следствие раскрытия света. А кто обнаруживает, что не весел как другие, то причина в том, что его уровень развития выше их, и обязан знать, что этим Творец даёт ему возможность начать свое исправление, что принесёт ему настоящее веселье.

В религиозном смысле песнь избранного народа есть святыня, предназначенная для богослужения в храме, поэтому не следует петь её в чужой земле среди идолопоклонников. Это служение принадлежит исключительно Господу, которому подчас следует поклоняться святым молчанием, равно как и святыми словами.
Оба смысла, религиозный и духовный, связал Христос: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6), и далее раскрывается в Мф 15:26-28: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему».

В изгнании израильтяне поняли, как сильно были привязаны к Иерусалиму. Каждый день в своих молитвах люди открывали окна в сторону святого города. Псалмопевец убеждён: если он утратит эту необъяснимую, инстинктивную привязанность, то уже не будет способен ни на что, а язык прилипнет к гортани, чтобы никогда больше не петь песни Сиона.

По замыслу Господа Иерусалим – это место связи духовных сил с земными силами, связи между человеческими душами и высшей системой. Там возникает переход, канал из духовного мира в материальный, по которому духовный свет может перейти в этот мир. Гора Сион и Храм – символы сего духовного места.
Кроме того, Иерусалим – символ объединения, а известно, что именно объединение делает Израиль особым и избранным, без него народ не может достичь ступени отдачи, – соответственно, выйти из изгнания. А «поставить Иерусалим во главе веселия моего» в переводе на духовные смыслы означает достигнуть желания, направленного к Творцу, получить Его свет и вернуться в особый, «совершенный город» – «ира шлема», «Ерушалаим».

Автор псалма не сомневается в том, что Вавилон будет разрушен, ибо это предсказывали пророки (Ис 13:1-22; Иер 50:15-28; 51:6-36). Хотя вавилоняне были орудием в руках Бога, с помощью которого Он воспитывал Израиль, это не оправдывает их жестокости: «Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Моё и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твоё» (Ис 47:6).

Дочь Вавилона – это неподдающееся исправлению желание только получать без намерения отдавать. Почему «опустошительница»: опустошители будут опустошены (Откр 13:10), именно это эгоистическое желание опустошает всё, к чему приближается, в том числе – и своего носителя.

Последний стих этого псалма вызывает наибольшее количество гуманистических недоумений и нареканий: блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
А Исаия так предсказывал страшную кару и уничтожение Вавилона: «И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жёны их обесчещены» (Ис 13:16).
Наиболее удобоприемлемое религиозное толкование дал К. С. Льюис: необходимо решительно искоренять грехи и даже маленькие грешки в своей жизни, эти «младенцы» должны погибнуть, или они погубят нас. Они кажутся нам маленькими и беспомощными, и жёсткая борьба с ними представляется жестокостью.

В обычном духовном смысле убить – это не снаружи, а в себе достигнуть состояния, в котором устраняется выявленное в себе злое начало. Младенцы – это новые не развитые свойства, разбить им голову означает лишить намерения и замысла на воплощение зла.


Рецензии
=Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!=
Есть такая православная притча:
"Однажды к старцу пришли двое юношей и спросили его: «Скажи нам, святой отец, как умертвлять худые наклонности и искоренять пагубные привычки?» Старец попросил одного из них вырвать молодое деревце, что тот легко сделал. После этого он попросил вырвать другое. Юноша вырвал и второе, но оно было крепче, и ему пришлось потрудиться. Пустынник подвел юношу к третьему, высокому и крепкому, дереву. Вырвать его не удалось даже обоим юношам.
После он сказал: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи на эти деревья: если они недолго росли и недавно вкоренились в сердце, то одной твердой воли достаточно искоренить их; но если они глубоко пустили свои корни, то уже очень трудно или почти невозможно господствовать над ними». Итак, трудитесь, пока есть время, пока тяжкая борьба не превышает сил ваших!»"

Вавилонский младенец-это символ зарождающейся гордости. Тот же Льюис весьма образно показывает, как из тщеславия и себялюбия вырастает гордость убивающая Человека. Не убив в себе гордость-младенца, потом станешь жертвой "младенца" выросшего в опустошителя, опустошившего разум и душу от Духа, жертвенности, милосердия, прощения, правды и радости... заменив всё Человеческое на лукавое оправдание себя любимого...

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   18.02.2022 14:59     Заявить о нарушении