Вечная любовь

 Шестакова Раиса
                ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ
(Тема вечной любви в искусстве на примере фильма Уильяма Дитерле «Портрет Дженни» и поэзии Космореализма Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)
               
                Мы в веках грядущих повстречались.
                В гиперсферах мыслящих живём.
                Здесь, как древний Litops insularis,
                Дышит космос жизнью и теплом.
                Ф. Джамаль. Властители времён

Тема вечной любви бесконечна как Вселенная. Во все века и тысячелетия её воспевали поэты и прозаики, живописцы, скульпторы, композиторы, драматурги, кинематографисты. Один из кинематографических шедевров – американский художественный фильм режиссёра Уильяма Дитерле 1948 года «Портрет Дженни», не знакомый большинству российских зрителей. Фильм поставлен по новелле Роберта Натана. Никому не известный в Нью-Йорке художник Эбен Адамс тщетно пытается продать картинной галерее свои пейзажи. Искусствоведы объясняют ему отказ: «Техника письма есть, а чувств нет».

Так продолжалось до тех пор, пока Адамс ни встретил случайно в зимнем парке общительную девочку–подростка по имени Дженни. Она приятно удивила его своей искренностью, непосредственностью, открытостью чувств: «Желаю дождаться, пока я вырасту и потом меня не бросать». Ему кажется странным, что девочка рассказывает о давно прошедших событиях, как  о реальных, а на вопрос: «Откуда ты это знаешь?» отвечает: «Я это помню». К тому же девочка одета хотя и красиво, но старомодно, и художнику кажется, что он уже встречал её ранее. Дженни, посмотрев его рисунки, простодушно говорит: «Хочется вас похвалить, а душа не велит» и советует писать не пейзажи, а портреты.

Адамс под впечатлением от встречи с незнакомкой написал по памяти её портрет, который купила галерея. С этого времени ему стал сопутствовать успех, а его интерес к незаурядной девочке постепенно перерос во влюблённость, а затем в любовь. При каждой их новой встрече девочка очень быстро взрослела, а к пятому появлению превратилась в молодую красавицу. Восторженная Дженни охотно позирует влюблённому художнику, и он пишет её портрет, который стал его триумфом. Зрители восхищённо говорили: «Она как живая!» Да, любовь творит чудеса, и профессиональная карьера Адамса состоялась. «Портрет Дженни» стал одной из лучших картин в Метрополитен-музее. Только одухотворённый любовью  человек смотрит на мир восторженными глазами и способен создавать шедевры. Однако его Муза снова исчезла, Эбен Адамс отправляется на поиски любимой и узнаёт о её неожиданной гибели. Но даже после трагедии она осталась для него неиссякаемым источником вдохновения.

История Адамса и Дженни –  это ода вечной любви, которую не разлучила даже смерть героини. Этот фильм интересен тем, кто понимает разницу между любовью земной – физиологической  и небесной – духовной, возвышенной, романтической, божественной, уносящей влюблённых в заоблачные выси. По мнению древнегреческого  философа Платона небесная любовь – это любовь к прекрасному, мудрости и философии. На земле она проявляется как любовь к мужчине. Низменной, исключительно ради продолжения рода, в древней Элладе называли любовь к женщине.
Это различие гениально отразил величайший флорентийский живописец 16 века Тициан в картине «Любовь небесная и любовь земная».  Современники Тициана видели в картине превосходство неукрашенной красоты – обнажённой Венеры – над украшенной красотой.  Обнажённость в эпоху Возрождения олицетворяла чистоту, невинность, целомудрие – непорочную  красоту, которая превращается в вечную, небесную любовь. Любовь земная держит в руках чашу с драгоценностями – символ богатства, земных благ. Её застывшее, словно каменное лицо не реагирует на призыв Венеры, в руке которой лампада с горящим любовным огнём,  обратить свой взор на небо. Любовь небесная смотрит на неё с сожалением – несчастные те люди, которые в погоне за материальными благами не узнали истинной, духовной, божественной любви, творческого горения, полёта мысли – рождённые ползать летать не могут. Достаточно один раз взглянуть на это гениальное творение величайшего мастера кисти и понять торжествующий гимн вечной, духовной, возвышенной любви.

Фильм «Портрет Дженни» –  это философская притча, и начинается он с пролога: «С незапамятных времён человек стремился объять необъятное и прикоснуться к тайнам Вселенной. Что есть пространство, и что есть время, что значит жизнь, и что значит смерть? …Учёные утверждают, что материя бессмертна, она лишь меняет форму, а время тает безвозвратно, но как волны окружает нас, и прошлое, и будущее всегда где-то рядом и неразделимо. «Быть может то, что называют жизнь, есть смерть, а умереть — это значит воскреснуть?» – цитирует автор Еврипида.
Каждый вправе трактовать этот афоризм древнегреческого драматурга в соответствии со своей верой, философией, пониманием времени, жизни, смерти и бессмертия. Люди западного, или христианского типа цивилизации живут в линейном времени: Прошлое – оно  свершилось, в нём ничего нельзя изменить, но можно и нужно извлекать уроки. Настоящее – человек активно действующее лицо, он может и должен влиять на ход событий. Будущее – оно неизвестно, но человек своей активной позицией в настоящем может подготовить будущее.

Однако аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малочисленные народы Сибири и Севера Европы живут вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, нет идей и необходимости развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги, души умерших предков и души не родившихся потомков. Бесчисленные поколения, сменяя друг друга, бесконечное количество раз повторяют сложившийся образ жизни. Сущностью непрогрессивного типа цивилизации является гармония  и единство с природой, неизменность, а графически это замкнутый круг.
Третий тип цивилизации называется восточным, к нему относятся в основном страны Азии и Ближнего Востока. Эти общества существуют в рамках исторического времени: прошлое, настоящее и будущее. Но человек живёт одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Душа считается бессмертной, она лишь меняет форму своего существования. Поэтому умершие предки и неродившиеся потомки существуют в настоящем, но в другой форме. (Именно так трактуют время авторы фильма: «время  как волны окружает нас, и прошлое, и будущее всегда где-то рядом и неразделимо».) Развитие происходит медленно, циклически. Графически это пружина, где каждый виток означает один цикл развития. Эти общества имеют богатейшую духовную жизнь, высокоразвитую науку и культуру.

Исходя из представлений различных народов о времени, можно понять замысел автора новеллы и создателей фильма о главной героине. Кто-то расценит эту романтическую историю как фэнтези, мистику, допускающие перемещение людей во времени  и пространстве. Другие посчитают, что эта девушка – сны, видения, грёзы, мечты влюблённого художника. Мне думается, что это Муза – недостижимый идеал, совершенный образ вне времени и границ, божественный источник вдохновения творческой личности. Иногда её даже изображают крылатой как античную богиню Нику, потому что Муза – тоже дама капризная и в любое время может покинуть художника или поэта.

Думается, что изречение Еврипида можно истолковать следующим образом: земная жизнь лишь преддверие вечной жизни на небесах, жизнь коротка, а общество консервативно ко всему новому, что не вписывается в привычные рамки.  Например, голландский художник Винсент Ван Гог не был признан и умер в нищете в 37 лет, но его посмертная слава превзошла самые смелые ожидания художника. Великий русский математик, автор неевклидовой геометрии Н. Лобачевский при жизни был объектом насмешек. Гениальный итальянский астроном Галилео Галилей опередил своё время на 250 лет. Ушли непризнанными немецкий писатель Франц Кафка, американский писатель Эдгар По, австрийский учёный, основатель современной генетики Грегор Мендель, английский поэт Джон Китс, величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, английский писатель Оскар Уайльд, французский композитор Гектор Берлиоз и многие другие достойнейшие личности. Как метко заметил Булат Окуджава: «Слава – штука посмертная».

Парадоксально, но именно земная, физическая смерть подарила многим великим людям бессмертие. В то же время пронырливые проходимцы, слуги властей, добившиеся путём связей, подхалимства, взяток известности и даже популярности в определённых кругах невзыскательных обывателей, были низвергнуты как лживые авторитеты или просто тихо канули в небытие всеми забытые. Время – самый справедливый, объективный, независимый и непредвзятый судья воздаёт всем по заслугам.
Смею предполагать, что авторы новеллы и фильма отталкивались от теории реинкарнации – перевоплощения, или переселения душ. Это явление было известно ещё древним грекам и называлось метемпсихозом. Официальная наука не признаёт эту теорию. Объяснить ничего не может, но голословно опровергает всё, что не укладывается в прокрустово ложе вульгарного материализма. В то же время продвинутые учёные изучают это явление. Так, профессор университета в Вирджинии Иен Стивенсон собрал коллекцию из двух тысяч удивительных фактов. Например, в Анапе девушка после обморока заговорила на 120 древних языках и наречиях. Этот феномен изучали многие лингвисты, одни говорили о реинкарнации, другие о генетической памяти предков. Сама девушка помнит свои прошлые жизни, а некоторые, наиболее близкие к современности отчётливо. Мальчик в Китае вспомнил в три года своё имя, семью и деревню из прошлой жизни. Тана отвезли в деревню, где он узнал отца и всех родственников. Его тоже признали, и он стал жить поочерёдно в обеих семьях. "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".
Ассоциативная память подсказывает и другой фильм – притчу о возможности вечной любви через материализацию образов, живущих в нашей памяти. Это «Солярис» А. Тарковского. Учёные, оказавшись во Вселенной на планете разума, вспоминают о земной жизни, и эти мысли материализуются.

Также во время просмотра фильма «Портрет Дженни» меня не покидало чувство, что происходящее на экране сродни авангардной поэзии Космореализма Фатхулы Джамаля – Короля Поэтов и Гомера 21 века. Его герои тоже легко перемещаются во времени и пространстве: «В какой метагалактике – не помню – // Тебя я встретил, как звезду» (Король любви),  «Я ласкал тебя ещё до нашей эры» (Крылья).

Я жил, как звёздный человек,
Поэт-романтик.
Я плыл уже тридцатый век
Среди галактик.

Вдруг оглянулся, не дыша –
Ты шла за мною.
И встретилась моя душа
С твоей душою.
       Ф. Джамаль. Созвездие любви

Такие строки может понять мусульманин или христианин, потому что ислам и христианство признают бессмертие души. Есть предположение, что  планета Земля – это инкубатор для выращивания и совершенствования душ и дальнейшего их переселения в ноосферу – сферу разума, а иначе короткая человеческая жизнь теряет всякий смысл. Если исходить из этого посыла и опираться на религии и мифологию народов мира, то поневоле возникнет вопрос: «Как люди, жившие на разных континентах, не имевшие в древности никаких связей, могли одинаково думать и приходить к одинаковым выводам?»

Задавался этими вечными вопросами и молодой поэт – нонконформист Джамаль. Его творческие поиски с годами привели к пониманию единства всего сущего во Вселенной, развивающейся по замыслу Творца. Этому способствовало в значительной мере религиозное мировосприятие народов дагестана,  исповедующих ислам, а также изучение трудов великих мыслителей Востока и Запада, мировых религий и мифологии. Систематизировав огромный научный материал, он сформулировал авангардную теорию Космореализма. Венцом творения Создателя стал Homo sapiens, который был встроен во Вселенную как познающее начало. Вселенная начинает самопознавать себя через человека, обладающего разумом. Джамаль понимает, что антропокосмическому этапу эволюции Вселенной должна соответствовать принципиально новая поэзия. Он объясняет читателям в стихотворной форме своё сокровенное желание:
  Целуется с листьями, с глиной,
  Упавшая с неба роса.
  Хочу я в стихах воедино
  С землёю связать небеса.
                Ф. Джамаль. Идущий к истине

Поэт написал очень много красочных стихов, в которых он легко и свободно перемещается во времени и пространстве, посещает созвездия, галактики, планеты, описывает события от Большого Взрыва до наших дней. Знание истории, астрофизики, философии, а также несомненный поэтический дар и творческое воображение стали залогом несравненной поэзии, как по форме, так и по содержанию. Джамаль своим творчеством показывает, что человек – это микрокосмос, Вселенная – это макрокосмос. Через познание самого себя человек приходит к познанию Вселенной. Но на  это способны только высокообразованные и одухотворённые личности.

Поэт испытывает инсайт – озарение, ему открываются небесные сферы. Его душа пульсирует в унисон с Мировой душой, его разум улавливает энергетические потоки Мирового Разума. В качестве примера поэзии авангардного поэта, теоретика Космореализма  Фатхулы Джамаля обратимся к одному из его стихотворений сборника «Метагалактика любви»:
ПРИНЦЕССА САДОВ
Я странник, — иду по дорогам мечты.
Затерян в созвездьях мой путь.
А ты — идеал неземной красоты
И нежности чистый сосуд.

Я духом витаю среди Цефеид.
 Мне грустно на этой земле.
Но встретил тебя я — и снова горит
Светильник надежды во мгле.

Ты помнишь, мы жили в Висячих Садах.
Была ты принцессой тогда,
Я — лучником царским. И в синих ночах
Звенела Евфрата вода.

Меня позвала ты — я бросил свой пост
И в сумрак ушёл за тобой...
 Тебя — на чужбину, меня — на погост
Отправил властитель лихой.

Века отшумели — мы встретились вновь.
 Я чувствую сердцем, — опять
Меж нами, как птица, витает любовь.
Гиады над нами горят.

Но сердце в тревоге, что снова судьба
Разлуку подносит, как яд.
Вдали на чужбине туманной тебя
Боюсь навсегда потерять.

Тебя одинокой в толпе городской
Представить мне больно теперь.
Мы вновь по земле разбредёмся с тобой
По пыльным дорогам потерь.

Ах, лучше вернёмся мы в Царство Садов.
Там наша отчизна — наш край.
Нас ждут цитадели дербентских дворцов —
Ворота, ведущие в рай.

Там плыл на ковчеге с потомками Ной,
Огонь изобрёл Прометей.
Войска амазонок скакали там в бой
На спинах агванских коней.

Костры на вершинах Агула горят.
Долины в роскошных цветах.
Там веет «Авестой», «Ригведы» звучат
И мантры звенят на устах.

И Каспий волною, как древний поэт,
Диктует там ритмику строф.
Нас ждут озаренья, восходы планет,
Поэзия, вечность, любовь.

Прекрасные, нежные, полные восторженной любви музыкальные строки! Их писал поэт в годы молодости, когда любил и был любим, верил в вечность любви и искренность своих чувств. Только счастливый человек мог написать такие совершенные, чистые стихи, мечтавший, чтобы его жизнь с любимой никогда не кончалась. Он был уверен, что они созданы друг для друга и были вместе ещё до своего рождения на Земле. Генетическая память дарила ему картины прежней счастливой жизни в Висячих садах Вавилона (нынешний Ирак). За любовь к прекрасной принцессе он был убит жестоким тираном, но «века отшумели», и они снова встретились.
Поэт помнит их трагическую любовь и боится вновь потерять любимую, дарованную ему небесами. Он мечтает жить со своей возлюбленной в Царстве Садов, во дворцах Дербента, где открываются ворота в рай. Он, поэт-романтик, странник созвездий знает, что лучше его родины нет места даже во Вселенной. Он помнит, что его земляки – потомки славных ариев, доблестные воины, горные орлы и снежные барсы, и нет ему счастья нигде, кроме как в родной Отчизне. Его генетическая память хранит Ноев ковчег, Прометея,  прекрасных амазонок на лихих агванских конях, ритуальные костры Агула. Авестийские тексты и шум Каспия звучат в его ушах и не дают уснуть. Только там он будет счастлив со своей принцессой, матерью его сыновей, только на Родине его ждут «Поэзия, вечность, любовь».  И как же эти заключительные аккорды перекликаются с финальным кадром «Соляриса», когда Крис возвращается из Космоса к родному порогу и преклоняет колени перед отцом – потрясающая сцена картины Рембрандта и библейской притчи о возвращении блудного сына!

Восхитительные по красоте и искренности стихи, написанные любящим сердцем! Они звучали в моей памяти, сопровождая фильм о прекрасной Дженни, которая также помнила всё, что было с ней в предыдущих жизнях. Фатхула Джамаль с детства изучал и любил мировую историю и культуру. Логично предположить, что при его поэтической впечатлительности он может рисовать в своём воображение картины далёкого прошлого. Но не исключается и генетическая память предков, и воспоминания о прошлых жизнях.

Почему, например, люди легко летают во сне? Не есть ли это воспоминания, приходящие из глубин нашего сознания, о том, что мы прилетели с других планет? Ведь наш мозг задействован всего на 10 процентов. А какие тайны хранят 90 процентов клеток? Есть сны–воспоминания, всплывающие из генетической памяти, и есть сны из будущего – вещие предсказания.

Поэтому мне представляется, что фильм «Портрет Дженни» и стихотворение «Принцесса садов» – не мистика, не фэнтези, а нечто большее, ещё не достаточно изученное, но убедительно подтверждающее религиозное учение, что наши души бессмертны. Два гениальных мастера – режиссёр Уильям Дитерле, получивший премию Оскара за свой фильм, и Король Поэтов Фатхула Джамаль разными художественными средствами поведали нам о том, что вечная любовь существует,  и счастливы те, кто в неё верит.
 
Шестакова Раиса
Европейский литературный клуб
Кандидат исторических наук, доцент
               
   МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ОСНОВНОЙ САЙТ: http://www.stihi.ru/avtor/noosfera
Король Поэтов Фатхула Джамаль. МЕТАГАЛАКТИКА ДУШИ: http://stihi.ru/2007/12/29/1572
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ (Текст): http://stihi.ru/2019/05/18/3906
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 1. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=uMiw_iWezEI
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 2. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=tn0rg8jYxWY
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 3. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=9cvGN8SMtLY
Раиса Шестакова. АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224
Раиса Шестакова. АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ ПРОФЕТИЗМА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151709959879656
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПУТИ ИСТИНЫ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151661931035624
Раиса Шестакова. АСТРАЛЬНЫЙ ВОИН СВЕТА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151589929974760
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПЛАНЕТЕ ЛЮБВИ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151551894060008
Светлана Ким. ПОЭТ СТОИТ МЕЖДУ МИРАМИ: http://stihi.ru/2018/11/29/6835 Анатолий Петраков. ЭПОХА ДЖАМАЛЯ: https://ok.ru/group/53046634283240/topic/150930408897512
Михаил Орлов. ТАЙНЫ ДУШИ ВСЕЛЕННОЙ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/68685346409448
Заира Фейзуллаева. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ : http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
Евгения Летукайте. ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: http://www.proza.ru/2015/05/07/126
Елена Викторова. ПОЭТ ИЗ БУДУЩЕГО: http://www.stihi.ru/2017/05/02/3077 Рашид Рашидов. НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО: http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
ОТКРЫВАЮЩИЙ СОЗВЕЗДИЯ: http://stihi.ru/2009/10/28/3364
АПОЛОГИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА - http://www.stihi.ru/2014/02/23/8434 ТВОРЧЕСТВО Ф. ДЖАМАЛЯ И А. ТАРКОВСКОГО - http://www.stihi.ru/2014/10/22/1178
ПОЮЩАЯ ФЛЕЙТА ВСЕЛЕННОЙ - http://www.stihi.ru/2009/10/29/201
ПОЭТ ТВОРЦА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/150954944592872               


Рецензии