Магжан Жумабаев. Поэма Кобыз Койлыбая

Перевод с казахского.

В этой небольшой поэме Магжан Жумабаев описывает старинный степной обряд, присущий тенгрианству, доисламскому верованию кочевников Великой Степи. Мавзолей Койлыбая, знаменитого в казахской степи баксы-шамана, последователя самого Коркыта, который с помощью кобыза исцелял людей, расположен недалеко от Улытау в Карагандинской области. Согласно А.Маргулану, известному ученому-историку и собирателю казахского фольклора, Койлыбай баксы являлся прямым наследником древних огузско- кыпчакских традиций шаманства. Койлыбай постоянно играл на кобызе у реки Жыланшик и поэтому народ назвал ее позднее рекой Койлыбая. В одной из записанных ученым легенд, Койлыбай выиграл байгу, выставив в качестве ее участника не коня, а свой кобыз. Байгу он выиграл благодаря своему джинну Кокаману, который представлялся людям в виде красной песчаной бури. Мавзолей баксы Койлыбая является объектом паломничества уже на протяжении множества веков.

         ***

Найманы* - род, что всеми почитаем,
О нем народ сложил не раз дастан*.
И, говорят, что над самим Китаем
Раскинул крылья некогда найман.

Есть род Баганалы среди найманов,
Баксы* оттуда вышел Койлыбай.
Был непревзойденным, говорят, шаманом,
Из лучших лучшим признанный, считай.

Избранник духов, укрощая джиннов,
Верхом на пери* прокатиться мог.
Нечистой силе, всякой чертовщине
Хозяин, верный друг и полубог.

Шутов и бесов дружеской услуги
Не избегал, их силой одержим.
Лишь стоило кобыз ему взять в руки,
Сам Какаман склонялся перед ним.

Метался суетливо одноглазый,
Чертей всех заправила и глава.
Коль был с баксы он в чем-то несогласен,
Все сокрушал вокруг, гласит молва.

Пери Надир был старшим среди джиннов,
Вольнолюбив, упрям и норовист.
Шолак – ему баксы придумал имя,
Был волосат чертяка и шерстист.

А третий верный друг у Койлыбая
Шайлан – лукавый, с хитрецой шайтан.
Для Койлыбая, вам скажу, чтоб знали,
С пеленок самых другом был Шайлан.

Собрались как-то все рода найманов
На многолюдный поминальный ас*.
Батыры, бии*, как гласит предание,
Барак батыр бродил сам, веселясь.

Две сотни скакунов неукротимых
Выводят состязаться на байгу*.
И силачей, никем не победимых
Зовут прилюдно выйти на борьбу.

Бесхитростно-наивные батыры,
Напыщенные баи есть в толпе.
А ну давай упрашивать всем миром
Баксы принять участие в байге.

Желают наравне со скакунами,
Чтоб выставил и Койлыбай кобыз*.
И собственными увидать глазами,
Кто сможет взять в забеге главный приз.

Конечно, в просьбе родичей столь близких
Баксы никак не смог бы отказать.
И для него, и для кобыза Искус,
Удобный случай силу доказать.

На холм взобрались бии и акыны,
Одни по кругу богачи да знать.
Сел Койлыбай с кобызом в середине,
Барак батыра можно здесь застать.

Баксы к себе мальчишку подзывает,
Проворного и ловкого юнца.
Ему суть поручения объясняет:
«В степи безлюдной, коей нет конца,

Сквозь камни, сквозь пудовую их тяжесть
На божий свет пробился саксаул.
К нему кобыз мой накрепко привяжешь, -
Сказал баксы и хитро подмигнул.

- Я джинну Какаману доверяю», -
И с тем юнцу он протянул кобыз.
Народ же это дело обсуждая,
Никак не мог подолгу разойтись.

Все ближе, ближе завершение скачек,
Вот-вот вдали нагрянут скакуны.
Сидел, покоем Койлыбай охвачен,
Как вдруг глаза заделались красны.

Во власти аруаков* оказавшись,
Зубами лязгнув, мелко задрожал.
Кровавой пены полный рот набравши,
Прерывисто и тяжко задышал.

Вдруг саблю оголенную хватает,
Сжимает ее крепко в кулаке,
В кобыз ее мгновенно превращает,
Запели струны в тягостной тоске.

От звуков степь мгновенно помрачнела,
Взвихрившись, ветер буйный налетел.
Кругом все взбеленилось, загудело,
Песок, волной взметнувшись, заскрипел.


Баксы лежал, талдыча заклинания,
Повсюду гомон, топот и галдеж.
Кружатся черти, джинны с завыванием,
И пери слышен сдавленный скулеж.

Откинулся назад, покрывшись потом,
Усталый, обессилевший баксы.
Конец байге подходит по расчетам,
Того гляди примчатся скакуны.

Вдруг там, должны где появиться кони,
Пыль волнами густыми поднялась.
В даль вглядывались люди напряженно,
Песок кружится, вьется, волочась.

И посреди сухой той ржавой пыли,
Размахивая ветками, резвясь,
Куст саксаула, люди говорили,
Бежал, весь колыхаясь и трясясь.

По камню, по пескам несется с гулом,
Макушкой бьет, прокладывая путь,
Кобыз привязан к веткам саксаула,
Вглядеться если издали чуть-чуть.

Тут вихрь оборотился Какаманом,
Джинн вырванный в руке нес с корнем куст,
Рассеялся мгновенно смерч песчаный,
Сухих ветвей был слышен громкий хруст.

Слова джинн произносит утешения,
Кобыз с кустом тем другу поднеся.
Все замерли вокруг от восхищения,
И Койлыбай тотчас открыл глаза.

                Примечания:

Магжан Жумабаев*  (1893—1938) — поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Активный участник создания партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Окончил в Москве Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова. Поэта, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в печально знаменитом СЛОН. В 1936 году по ходатайству М. Горького и Е. Пешковой был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года. Более 20 лет его жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО поэт был посмертно реабилитирован, но его стихи вернулись к народу только после обретения Казахстаном независимости.
Кобыз* - кыл-кобыз, нар-кобыз — считающийся древнейшим на планете, старинный тюркский струнный смычковый инструмент. В его строении наблюдается соединение нескольких свойств других музыкальных инструментов. Кобыз по праву можно назвать инструментом-оркестром. По мнению ученых, в древности, в V—VIII вв. кыл-кобыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни. Коркыт - создатель этого музыкального инструмента и первый исполнитель, который донес до людей секреты таинственной мелодии. Обычный человек не только не должен был играть на нём, ему даже запрещалось касаться инструмента. С принятием ислама, игра на кыл-кобызе постепенно ушла в забвение. Использование кобыза в шаманских ритуалах, стало удобным поводом для изгнания инструмента из нового цивилизованного мира, как пережитка темного прошлого. Вследствие отлучения инструмента от современного мира, в начале ХХ века для него перестали сочинять новые кюи. Стали прерываться семейные традиции игры на кобызе, передающиеся от отца к сыну.
Койлыбай* - знаменитый степной баксы-шаман, последователь самого Коркыта. По преданию Койлыбай баксы, живший в XII веке, имел невероятные способности излечивать больных людей. «Шаман всех шаманов» – назвал его известный ученый Шокан Уалиханов. Место захоронения находится на правом берегу реки Койлыбай, в 190 км к западу от села Улытау в Карагандинской области.
Найманы* - племя, входящее в состав Среднего казахского жуза.
Дастан* - эпический жанр литературы. Относится к области фольклора. Широко распространен среди народов Средней Азии и Казахстана. В зависимости от темы казахские эпосы делятся на героические песни, исторические песни, песни о любви.
Баксы* - служители культа (жрецы, шаманы) в тенгрианстве – доисламском веровании казахов. Баксы является избранником духов. Это означает, что баксы становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле природы, иначе говоря высших сил. Ими рождаются, но дар может быть еще не раскрытым до поры до времени. До полного раскрытия сил возможны приступы, такие, как вещие сны, видение духов, внезапные предсказывания и даже заболевания.
Пери* - мифические, чаще враждебные существа в виде прекрасных девушек в преданиях тюркоязычных народов Центральной Азии и Казахстана, Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья и Южного Урала.
Бии - степные судьи, руководствовавшиеся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). После включения Казахстана в состав Российской империи, должность биев была упразднена.
Ас* - поминки, которые казахи проводят через год после кончины человека. Эту традицию также называют «ас беру» (большое угощение). Потом приступают, так же как на свадебных пирах, к играм, скачкам, айтысам и разным другим забавам. Отличающиеся проворством и искусством получают от хозяев награды и иногда весьма значительные
Байга* - один из древнейших и популярнейших видов конных скачек на большие расстояния у многих тюркских народов. Это скачки по пересечённой местности на дистанцию (5—15 км, а в прошлом и более 50 км), в которых важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение байги связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам. В ней участвуют только взрослые животные от 3-х лет и старше. Единого стандарта протяжённости дистанции забега нет. В Казахстане обычно используются дистанции в 21 и в 31 километр. Изредка проводятся забеги на 50 и 100 километров.
Аруаки* - почтение к умершим предкам существует в каждом народе. Однако лишь у казахов сохранилось понятие «шежире» – родословное древо, которое, в отличие от европейских народов, не является привилегией избранных, оно может быть применено к любому казаху, знающему свои корни. Чтобы понять суть представлений казахов относительно аруаков (духов предков), достаточно взглянуть на само шежире: это водопад имен, многочисленными ветвистыми струями ниспадающий от самых далеких предков к ныне живущим потомкам. Дело в том, что кочевники никогда не считали человека чем-то отдельным. Как ветвь не может существовать отдельно от дерева, так и человек не может жить без рода, давшего ему жизнь. В сознании кочевника понятие «я – моя семья – мой род» является неразделимым и целым. И если были в роду человека храбрые и мудрые предки (а такие были в каждом роду), то их достоинства естественным образом распространялись и на потомков, тем самым налагая на них ответственность, подвигая их «быть такими же, как и предки», заражая героизмом отцов. Поэтому по сию пору казах почтительно склоняет голову перед аруаками. Имя предка, память предка, дух предка всегда считаются священными. Казахи верят, что умершие не растворяются в небытии. Попав в мир иной, они становятся аруаками и стараются помочь своим потомкам, а также всем, кто оказывает им почтение. Гнева аруаков боялись.


Рецензии